Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

Форма правления – это внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Работа содержит 1 файл

формы правления.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Форма правления – это внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением. В современном мире формы правления государства многообразны по различным причинам. Они различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим на современном этапе все они базируются на двух основных различаемых в современной науке формах правления: монархия и республика. Форма государственного правления дает возможность уяснить:

  • как создаются высшие органы государства, и какого их строение;
  • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

     В своей работе я рассмотрю такую  форму правления как республика, так как республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Понятие, сущность и основные признаки республиканской формы правления
 

     Республика (от лат. res publica – общественное  дело) – это  такая форма государственного правления, при которой верховная  власть  принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок.

           Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества.

      Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III тысячелетии до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

     То  или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или  иные способы образования (избрания) собраний, советов определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Разумеется, республиканские, точно также, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.

     Например, древнегреческие республиканские  формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца и т.д. В иных регионах, например, в некоторых месопотамских городах-государствах, роль собрания и совета вырастала из организации общинного земледелия, когда представители общинников-земледельцев – основной производительной силы этих обществ – брали на себя функции организации и осуществления государственной власти в своих интересах.

     Республиканская форма правления характеризуется  наличием  следующих юридических признаков.

    Республиканское правление –  это коллективное  правление.  Все высшие

органы  государственной власти – разного рода  собрания,  советы  и т.п.  –

имеют сложную структуру, наделяются определенными, только  им  свойственными полномочиями и несут ответственность за  их  неисполнение  или  ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами  власти  – законодательными,  представительными,  –  в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей  процедуре,  проходят  экспертизу, иногда  проверяются  в  экспериментальном  порядке.   Принятие   же   решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым  если за него проголосовало большинство.

     Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд  властей:  законодательную,  исполнительную  и судебную.

     Это означает, что различным органам  государства  поручается  выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному  собранию, национальной  ассамблее,  думе,  верховному  совету,   конгрессу   и   т.п.) поручается  принимать законы. Правительству и  его  органам  (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их  исполнение. Судебным  органам – осуществлять   контроль   за   исполнением   законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

     Иными словами, органы  республиканского  правления  наделяются  разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией)  по  осуществлению  единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все  республиканские органы призваны осуществлять  согласовано,  системно,  организованно  единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.

     Следовательно,   разделение   властей   позволяет:

  • во-первых,   более качественно решать возложенные  на  каждую  из  властей задачи;
  • во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится  весьма  вероятным при монополизме власти;
  • в-третьих,  осуществлять  контроль  за  действиями государственных органов.

     Большие отличия от монархии имеет  республика  и  в  сфере  образования органов власти. По существу, республика –  это такая форма правления,  при которой все высшие органы государственной  власти  избираются  народом  либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных  странах существуют различные  избирательные  системы,  но  неизменным  остается  тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании  органов государственной власти.

     В  республике  органы  власти  избираются  на  определенный   срок.   В большинстве стран  устанавливается  дополнительное  ограничение,  касающееся того, сколько раз можно быть избранным  на  ту  или  иную  должность.  Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости.

     Должностные лица в республике несут ответственность. Прежде всего, она имеет политический характер и может выражаться  в таких действиях,

как  досрочный  отзыв,  уход  в  отставку,  роспуск  парламента,  снятие   с

должности   и   т.д.   Именно   четкое   распределение   компетенции   между

государственными   органами   позволяет   установить,   на   каком   участке

государственного  механизма произошел сбой в работе и где нужно  заменить  то или иное должностное лицо.

     Республиканская  форма  правления  в  большей   степени   соответствует характеру   демократического    конституционного   государства.   При   этом общественное сознание исходит из принципа формального  равенства  людей,  их солидарности, объединенности в  государстве,  необходимости  компромиссов  и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те  или  иные  должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона  ограничен в своих правах.

     Республиканская  форма  правления   наиболее   эффективно обеспечивает  свободу  личности,  обеспечивает  ее  соотношение  с  правами, свободами  и  интересами  других   людей.    Этот   баланс   реализуется   в избирательной системе, защите  прав  и  свобод  каждого  гражданина,  прежде всего в судебной системе.

     Таким образом можно сделать следующий  вывод: республика характеризуется тем, что высшим органом власти здесь является выборный коллегиальный орган, которому принадлежит право принятия законов как актов высшей юридической силы, или народное собрание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Разновидность республиканской  формы правления
 

     Современная практика  государственного  республиканского  строительства знает  два  основных  вида  республики:  президентскую  (дуалистическую)   и парламентскую.

     Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

     В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

     Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

     Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

     Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

     Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

     Парламентарная  форма республиканского правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной  власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу  личности, создает справедливые условия  человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Информация о работе Формы правления