Формы территориально-государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.

Содержание

Введение стр. 3-4
1. Территориальное устройство государства стр. 5
2. Унитарное государственное устройство стр. 6-7
3. Федеративная форма государственного устройства стр. 8-11
4. Конфедеративная форма государственного устройства стр. 12-14
Заключение стр. 15-16
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии .doc

— 97.50 Кб (Скачать)

    12. Воинские формирования комплектуются  субъектами конфедерации, причем  нередко сохранялось их двойное  подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

        12. В конфедерации нет союзного гражданства.

    В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют  единая экономическая, политическая и  правовая системы.

    Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

     Заключение.

     Подводя итоги можно сказать - исторически  сложились две "классические" формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство (федерация). Конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.).

     Как правило, унитарное государство  характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также  унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства.

     В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также  существует, но это явление не носит  столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная  форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Республика Беларусь, Польская республика, Италия, Япония и др.

     Федеративное  государство. Это союзное государство, части которого обладают государственным  суверенитетом, который не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

     Сейчас  эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных  и средних по территории демократических  государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация). Главное различие между обеими формами (федерация и унитаризм), заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государственно-подобные образования или даже государства - субъекты федерации. Соответственно для федеративной формы, характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

     И наконец - конфедерация. Она не является формой государства, так как ни одно из государств, входящих в конфедерацию, не утрачивает своего суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

     Исторически эта форма сложилась вместе с  федерацией, но на практике встречалась  и встречается крайне редко. Это  все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше.

     Однако  существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением.

     Следует также указать на юридическое  различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств-субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонять.

 

Список  использованных источников:

  1. 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с дополнениями и изменениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мiнск "Беларусь" 1997 г.

2.  Спиридонов, Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов; М.: , 1996. - 304 с.

3. Панарин А.С., Василенко И.А. Политология. Общий курс. – М., 2003.

4. Политология: Учеб. пособие / Н.И. Азаров, Г.А. Андрияш, Т.В. Бакулина и др. / Под ред.    Б.И. Кретова. – Мн.: Высш. шк., 2001.

Информация о работе Формы территориально-государственного устройства