Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие функций государства……….………………………………………..4
2. Классификация функций государства…...…………………………………....9
3. Характеристика основных функций государства…………………………...20
4. Формы и методы осуществления функций государства.…………………..25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Фунукции гос-ва(2). doc.docx

— 50.87 Кб (Скачать)

По всеобщей декларации прав человека любое лицо для установления своих прав имеет  право на рассмотрение его дела независимым  судом. Поскольку суд несет в  себе функцию контроля за конституционностью решений и действий исполнительной власти, то любое обращение в суд  должно быть должным образом рассмотрено  и по нему должно быть вынесено решение.      

Нормотворческая функция суда, например в осуществлении административной юрисдикции, когда принимается толкование закона, которое в дальнейшем служит стандартом для принятия административных решений.

Формы функций государства показывают роль механизма государства в  осуществлении функций государства  и использование права в этом процессе. 
Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные. Среди правовых форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и правоохранительную формы осуществления функций государства.  
Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства). 
Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений. 
Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.  
Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.). 
Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства. 
Выделяют методы осуществления функций государства - способы воздействия на поведение людей. 
Методы:  
1. убеждение (власть агитирует). 
2. принуждение (заставляет). 
3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).  
Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:  
· централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);  
· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);  
· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);  
· поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов). 

Функции государства - это основные направления  государственной деятельности, без  которых существование государства практически невозможно. В функциях государства выражается его назначение, сущность в решении основных вопросов общественного развития.    

 Однако  функции государства не являются  чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских государствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные развитые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству).    

 Государственные  функции разнообразны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:  

 ♦  содержание функций зависит от  происходящих в обществе процессов  – они историчны,  

 ♦  в них  отражены однородные аспекты государственной деятельности,  

 ♦  они охватывают всю деятельность  государства в целом,  

 ♦  отличаются от функций отдельных  органов государства,  

 ♦  носят комплексный, собирательный  характер,  

 ♦  отличаются от методов их реализации (правотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности).    

 Каждая  функция имеет свой объект  воздействия и содержание.    

  Объектэто определенная  сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.    

  Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы  государственной  власти, какие вопросы они решают.    

 Созданию  государства сопутствует стремление  людей достичь каких-либо целей,  осуществить свои конкретные  интересы посредством специальной  социальной организации общества. Поэтому на первый план в  деятельности государства выдвигаются,  прежде всего, его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.    

 Люди  создают государство также для  своей собственной защиты, защиты  своих прав и личной свободы,  что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда  в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.    

 Государство  объективно «обречено» на выполнение  своих функций, так как невыполнение  той или иной функции может вызвать негативные последствия. В то же время функции государства должны соответствовать объективным потребностям общества. Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, поддержанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка.

                                            Заключение 

В результате проведенного исследования можно сказать, что качественная реализация государством его функций невозможна без, должным  образом организованного, государственного аппарата. Вся система органов  государственной власти должна быть строго организована, и каждый структурный  элемент должен выполнять именно те функции, которые на него возложены. Любое отклонение от этих норм ведет  к сбою во всей системе управления. И именно в нашей стране вопрос эффективности работы государственного аппарата возникает особенно часто. Возможно, это обусловлено тем, что  не совсем четко определено какой  орган, какую функцию должен реализовывать  или же одна и та же функция осуществляется несколькими органами, которые не могут или не хотят взаимодействовать. Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.                                         В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать. В целом, следует отметить, что современные исследователи обращают внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества. 

      Список использованных источников 

  1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е. – СПб.: Питер, 2007.
  2. Куроптев В.А. Проблемы законодательной техники. // История государства и права. 2008. № 10. С.2-10.
  3. Лукьянова Е.Г. Некоторые проблемы правотворчества в современной России. // Правоведение. 2007. № 6.
  4. Румянцева В.Г., Ширяев Ю.Е. Понятие принципа права в контексте законотворческого процесса. // История государства и права. 2006. № 8.
  5. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2007.
  7. Ширяев Ю.Е. Инструментальный состав законотворческой деятельности. // История государства и права. 2006. № 9. С. 10-12.
  8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М 1998 С. 244-248, 251-252

Информация о работе Функции государства