Функции государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:57, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы государственного управления, и рассмотрение их основных функций.
Задачи:
1.Рассмотрение понятия «государственное управление»;
2.Изучение основных функций законодательной, исполнительной и судебной властей.

Содержание

1. Введение_____________________________________________________3
2. Государственная власть_________________________________________5
2.1 Органы законодательной власти и их функции_____________________7
2.2 Органы исполнительной власти и их функции_____________________ 10
2.3 Органы судебной власти и их функции___________________________ 14
3. Заключение___________________________________________________16
4. Литература____________________________________________________19

Работа содержит 1 файл

Реферат .....docx

— 36.34 Кб (Скачать)

     б) функционально - его главное назначение - осуществление управленческой, исполнительно - распределительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально - культурной, административно -политической и других сферах жизни общества;

     в) юридически - органы имеют свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого - либо иного органа.

     Первая  основная функция - функция охраны общественного  порядка и обеспечение национальной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти.

     Охрана  общественного порядка органам  исполнительной власти осуществляется методами наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций.

     Вторая  важнейшая функция исполнительной власти - управленческая, представляющая собой деятельность "публичных  служб" по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства.

     Необходимой вспомогательной функцией исполнительной власти является нормотворческая функция, которая заключается в издании  органами этой власти нормативных актов  управления. Основная особенность этой функции в том, что правотворческая  деятельность органов исполнительной власти продолжает в границах своей  компетенции деятельность, которую  начал законодатель. Если нормы законы не регулируют непосредственно управленческих и полицейских отношений, а они  нуждаются в правовой регламентации, то эту функцию выполняют соответствующие  органы исполнительной власти.

     Другая  вспомогательная, имеющая большее  практическое значение функция исполнительной власти - оперативно-исполнительная. Она  заключается в том, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в  законах, так и подзаконных актах. Если правотворческий орган (законодательной  или исполнительной власти) закрепляет в праве решения нормативного характера, то другой орган, а именно орган исполнительной власти, на основании  своих государственно-властных полномочий обеспечивает применение этих нормативных предписаний, продолжает их под нормативное регулирование в случаях, когда необходима их конкретизация.

     Особую  роль в реализации основных функций  исполнительной власти играет юрисдикция, осуществляемая его органами. Юридическая  функция исполнительной власти может  быть представлена как деятельность ее органов по применению административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Система  таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое, простое, своевременное и эффективное наказание нарушителей общественного порядка, служебной дисциплины, а также лиц, посягающих на права и свободы других граждан.

     Функция защиты прав и свобод граждан - особая функция исполнительной власти, особенность  ее существования - не "массовость" (как в других функциях), а скорее индивидуальность, личностный подход. На этой системе построена деятельность многих органов исполнительной власти, в частности органов социального  обеспечения, здравоохранения, милиции.

     При этом следует отметить, что эффективная  защита прав и свобод граждан в  сферах деятельности исполнительной власти, учитывая многообразие правовых отношений  субъектов, требует четкого правового  закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующих этим правом обязанностей соответствующих государственных  органов.

     Органы  исполнительной власти - в РФ органы государственной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять государственное руководство и исполнительно-распорядительную деятельность в сфере государственного управления. К органам  исполнительной власти относятся: а) федеральные органы (высший орган федеральной исполнительной властиПравительство РФ; центральные федеральные О.и.в. — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ); б)  органы исполнительной власти субъектов РФ (президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства). Они составляют единую систему органов исполнительной власти    возглавляемую Правительством РФ.

     По  характеру полномочий различают органы исполнительной власти общей компетенции  и специальной компетенции. Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру полномочий подразделяются, в свою очередь, на отраслевые и межотраслевые.

     По  форме деятельности различают коллегиальные (правительства) и единоначальные (министерства и др.) органы исполнительной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Органы  судебной власти и их функции

     Судебная  власть - независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

     Судебная  власть, ее органы — неотъемлемая и  в то же время своеобразная часть  механизма осуществления народовластия в демократическом государстве, находящаяся в определенном взаимодействии с другими ветвями государственной власти, их органами. Принимая законы, законодательная власть определяет основные принципы организации и общее направление и содержание деятельности судебной власти.

     В демократическом государстве судебная власть выполняет исключительную, только ей присущую функцию — функцию правосудия, которую не могут и не должны выполнять никакие другие органы или лица.

     Судебная  власть осуществляется в особой установленной законом процессуальной форме, в ходе судебного процесса, опирающегося на неуклонное соблюдение специальной узаконенной процедуры, нарушение которой влечет за собой отмену решения суда.

     Судебную  власть непосредственно осуществляет не только высший ее орган, но и вся  система органов этой власти. Каждое из звеньев этой системы — от низовых до верховных судов — является носителем судебной власти и решает судебные споры совершенно самостоятельно, независимо, руководствуясь только законом и правосознанием.

     Осуществление правосудия — главная и основная функция судебной власти. В ее рамках: проводится контроль (надзор) за законностью и обоснованностью принятия органами дознания и следствия мер процессуального принуждения (ареста, обыска и др.); дается толкование правовых норм; официально удостоверяются имеющие юридическое значение факты (например, фактических брачных отношений, родства, признания умершим или безвестно отсутствующим и др.); осуществляется предусмотренное законом ограничение правосубъектности граждан (например, признание лица недееспособным); судебный надзор за решением судов и др. Но это, несомненно, сравнительно менее важные и менее широкие функции судебной власти.

     Деятельность  судов по разрешению правовых споров называется юрисдикционной, а предметные и пространственные рамки этой деятельности — юрисдикцией. Совокупность судов и их деятельность обычно именуются юстицией. В зависимости от предмета и направления их деятельности различают, с одной стороны, суды общей и специальной юрисдикции; а с другой — конституционную, административную и другие юстиции. В части стран для совокупного обозначения судей, прокуроров при судах и судебных следователей используется такое понятие, как магистратура, что нередко находит свое отражение и в их конституциях. В состав магистратуры не входят другие государственные служащие, работающие в судах.

     Органы  судебной власти - в РФ суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды, а также суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ. Судебная власть осуществляется судами путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 
 
 
 
 

     Заключение

     Современные органы государственной власти являются сложными комплексными организациями.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

     Органы  законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов.

     Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

     Законодательные органы создают объективные условия  для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей  и идеалов.

     Органы  законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов.

     Первая  основная функция - функция охраны общественного  порядка и обеспечение национальной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти.

     Охрана  общественного порядка органам  исполнительной власти осуществляется методами наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций.

     Вторая  важнейшая функция исполнительной власти - управленческая, представляющая собой деятельность "публичных  служб" по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства.

     Необходимой вспомогательной функцией исполнительной власти является нормотворческая функция, которая заключается в издании  органами этой власти нормативных актов  управления.

     Основная  особенность этой функции в том, что правотворческая деятельность органов исполнительной власти продолжает в границах своей компетенции  деятельность, которую начал законодатель. Если нормы законы не регулируют непосредственно  управленческих и полицейских отношений, а они нуждаются в правовой регламентации, то эту функцию выполняют  соответствующие органы исполнительной власти.

     Другая  вспомогательная, имеющая большее  практическое значение функция исполнительной власти - оперативно-исполнительная.

     Она заключается в том, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в  законах, так и подзаконных актах. Если правотворческий орган (законодательной  или исполнительной власти) закрепляет в праве решения нормативного характера, то другой орган, а именно орган исполнительной власти, на основании  своих государственно-властных полномочий обеспечивает применение этих нормативных  предписаний, продолжает их под нормативное  регулирование в случаях, когда  необходима их конкретизация.

     Исполнительная  власть, в соответствии с теорией  разделения властей одна из самостоятельных  ветвей государственной власти.

     Органы  судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты.

     Осуществление правосудия — главная и основная функция судебной власти. В ее рамках: проводится контроль (надзор) за законностью и обоснованностью принятия органами дознания и следствия мер процессуального принуждения (ареста, обыска и др.); дается толкование правовых норм; официально удостоверяются имеющие юридическое значение факты (например, фактических брачных отношений, родства, признания умершим или безвестно отсутствующим и др.); осуществляется предусмотренное законом ограничение правосубъектности граждан (например, признание лица недееспособным); судебный надзор за решением судов и др. Но это, несомненно, сравнительно менее важные и менее широкие функции судебной власти. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Функции государственной власти