Функции теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Введение
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Знание предмета теории государства и права позволяет оценить ее место в системе общественных наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Без взаимодействия и кооперации наук невозможно эффективно и рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса, интенсификации общественного развития. В свою очередь, на стыке различных наук плодотворными оказываются

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Дисциплина- Теория государства и права…………………………….4
1.1.Предмет теории государства и права……………………………………….4
1.2.Объективность теории государства и права………………………………..6
1.3.Что изучает теория государства и права?......................................................6
Глава 2. Общие понятия теории государства и права………………………….9
2.1.Функция теории государства и права……………………………………….9
2.2.Структура, методология теории государства и права……………………..11
2.3.Методы исследования теории государства и права……………………….13
Глава 3. Споры о предмете теории государства и права……………………...15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы.......

Работа содержит 1 файл

Функции теории гос и права(Оригинал).docx

— 42.48 Кб (Скачать)

• Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, истинна всё то, что приносит успех.6

• Интуитивизм - исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.

• Аксиологический - анализ государства и права, как специальных ценностей, которые регулируют поведение отдельных личностей.

2.3. Методы исследования теории государства и права.

Общенаучные методы - методы применяемые на отдельных стадиях научного познания.

Анализ  и синтез - деление целого на составляющие, и их анализ (пример - система права: отрасли, подотрасли, институты, нормы). Синтез - изучение конкретного явления  в единстве всех его составных  частей.

Историзм - государственно-правовая действительность изменяется со временем, развивается, следовательно и изучаться она  должна в соответствии с этими  изменениями.

Системный - изучает государство и право, государственно-правовые явления с  позиции их системности.

Функциональный - выяснение функций государства  и права, их элементов.

Герменевтический - текст нормы, есть документ особого  мировоззрения автора, и толкуется  с позиции современного исследователя  совершенно по-другому. Поэтому этот метод предполагает вкладывать в  исследуемые понятия именно то содержание, которые подразумевал их автор.

Частнонаучные методы - используются лишь в рамках определённой науки.

Конкретно-социологических  исследований - сбор, анализ и обработка  правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе.

Сравнительно-правовой - основан на сравнении чего-либо "правового" с чем-либо "правовым". Условия: сравниваемые величины должны быть а) юридическими б) равнозначными (нельзя сравнивать Конституцию США  и мононормы). Сравнение может быть микро (сравнение институтов), макро (в целом всей системы права).

Формально-юридический - позволяет определить юридические  понятия, выявлять их признаки, проводить  классификацию, юридическую практику и т.д.

Статистический - анализ количественных показателей. Используется для явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

Моделирования - создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими  моделями.

Социально-правового  эксперимента - создание в экспериментальном  порядке государственно-правовых явлений  и проверка их "действий" в конкретных условиях.

Кибернетический - используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Споры о предмете теории государства и права.

В научной  и учебной литературе предмет  теории государства и права определяется неодинаково. В одних работах  он определяется как «общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых  и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого  в отдельности взятого классового («исторического) типа»7

В других - он рассматривается как «закономерный  процесс возникновения и развития государства и права на различных  исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы  и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение…» 

Имеются и другие определения предмета теории государства права. При существующем между ними различиями все они  сходятся в том, что данная наука  имеет дело с такими сторонами  и процессами государственно-правовой жизни, как процесс возникновения, становления и развития государства  и права - общие закономерности данного  процесса; взаимосвязь государства  и права; их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль государства и  права в жизни общества и в  его политической системе; право, правосознание, законность и конституционность; законодательный  процесс и его отдельные стадии; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Кроме названных существуют и другие блоки  вопросов, которые непосредственно  связаны с государственно-правовой жизнью и входят в содержание предмета теории государства и права. Их много  и они весьма разнообразны.

Разумеется, основа предмета теории государства  и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства  и права, ядро данной науки и учебной  дисциплины сохраняется на протяжении всего ее периода существования. Что же касается используемого при  определении общих закономерностей  материала, а также различных  «частных» теорий, взглядов и представлений  о государственно-правовых явлениях, институтах и учреждениях, то они  непрерывно развиваются, сменяют друг друга и видоизменяются.

В зависимости  от уровня, конкретно-исторических и  иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняется также представление  о самих государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общества.

Последнее меняется не только в зависимости  от объективных, но и субъективных факторов. Например, все имеющиеся в настоящее  время место споры о характере  взаимоотношения государства и  права, а вместе с теми о содержании теории государства и права как  науки и учебной дисциплины носят  не только объективный, обусловленный  противоречивостью исследуемой  материи, но и субъективный характер.

Вопреки традиционно сложившемуся и полностью  себя оправдавшему представлению о  теории государства и права как  единой науки и учебной дисциплины высказываются, в частности, довольно субъективные мнения относительно необходимости  ее деления на две самостоятельные  отрасли знаний и учебные дисциплины - теорию государства со своим собственным  предметом и теорию права; предлагается переименовать «теорию государства  и права» в «теорию права и  государства», подчеркнув тем самым  приоритетную роль права перед государством; высказываются суждения о целесообразности рассмотрения «теории государства  и права» как составной части  «особой науки - политологии» и введения самостоятельной дисциплины под  названием «общая теория права», которая, исследуя общие закономерности становления  и развития юридической надстройки, входит в качестве отрасли в юридическую  науку и составляет ее основную, принципиальную часть, теоретическую  основу.8

Вполне  очевидным при определении предмета теории государства и права, равно  как и при рассмотрении других ее сторон, является то, что наряду с  объективными факторами нельзя не учитывать  субъективный фактор, выражающийся не только в стремлении глубже понять исследуемую материю, но и четче  доходчивее изложить полученные знания, найти им подобающее место в общей  системе знаний.

Но не менее очевидным является и то, что на первом плане в процессе познания государства и права  должна находиться реальная действительность, объективные факторы. Это означает применительно к рассматриваемому случаю, что при решении вопроса  о характере соотношения государства  и права можно исходить не из умозрительных  заключений, а из факта их объективной  взаимосвязи и взаимодействия. Важно  учитывать также, что государство  и право не только возникают в  силу одних и тех же социально-экономических условий, но в силу этих же причин они постоянно изменяются и развиваются. Чрезвычайно важным является и то, что государство и право, будучи неразрывно связаны между собой и взаимодействуя друг с другом, выступают как относительно самостоятельные явления по отношению друг к другу, выполняют сходные экономические и социально-политические функции, постоянно оказывают активное воздействие друг на друга.

Государство в лице уполномоченных на то своих  органов создает правовые нормы, охраняет их и гарантирует их соблюдение. Иными словами государство оказывает  прямое воздействие на право. В то же время право оказывает обратное воздействие на государство. Оно  связывает государственные органы конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит их активность в законное русло, создает  необходимые предпосылки для  их эффективности.

Из всего  этого следует, что государство  и право не могут искусственно отрываться, а, следовательно, и по-настоящему изучаться в отрыве друг от друга. Глубокое и разностороннее познание их возможно лишь в рамках единой отрасли  знаний и академической дисциплины - теории государства и права Там  же. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Подводя итоги, можно сформулировать такую  структуру предмета теории государства  и права:

Явления - рассматривает государство и  право как отдельные явления  и одновременно зависимые друг от друга.

Государственно-правовые закономерности или законы развития - изучает общие закономерности (возникновение, функционирование и развитие).

Государственно-правовые понятия - создаёт терминологию и  раскрывает сущность явления. Образует инструмент приобретения новых знаний. Через понятия создаётся наука.

Государственно-властные отношения и правовые отношения.

Правосознание - политическое сознание.

Предмет теории государства и права составляют, прежде всего, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это  наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства  и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и  права вообще. Исследуя их, наука  теория государства и права выясняет, что такое государство и право, когда и в силу каких причин они возникают, как они развиваются  и каковы закономерности их развития, как они функционируют и какую  роль играют в общественной жизни.

Наиболее  общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства  и права - основной, но не единственный круг вопросов в предмете теории государства  и права. Наряду с ними теория государства  и права изучает и некоторые  другие. Это вопросы, касающиеся общих  связей государства и права с  иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и  т.д.) и личностью (людьми), а также  вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).

Теория  государства и права существует и развивается как один из важнейших  компонентов сложной и целостной  системы знаний об обществе. Все  гуманитарные науки в той или  иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие ТГиП с  философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. науками.

Следует различать ТгиП как науку и  учебную дисциплину. Во-первых, ТгиП - учебная дисциплина полностью базируется на ТгиП - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение  до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых  наукой и опробированных практикой  знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями  с использованием всего методологического  арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука.

Как учебная  дисциплина ТгиП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое  образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются  основы ТгиП. Вторая функция - развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Алексеев  С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 2006.

2. Алексеев С.С. Теория права. М., 2005.

3. Общая  теория права. Под ред. Пиголкина  А. С. М., 2007.

4. Общая  теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 2006.

5. Теория  государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2008.

6. Теория  государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2007.

7. Теория  права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 2005.

8. Теория  государства и права. Курс лекций. Под ред. М. Н. Марченко. М. 2004.

9. Хропанюк  В. Н. Теория государства и права. М., 2006.

10. Лифшиц  Р. З. Теория права. М.,2005.

11. Четвернин  В.А. Понятия права и государства.  М.,2001.

Информация о работе Функции теории государства и права