Городская реформа 1870г

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 10:47, реферат

Описание работы

Буржуазно-либеральным реформам Александра II характерны такие черты как незавершенность, непоследовательность, узость. И, к сожалению, не все, что закладывалось в первоначальные проекты, было в дальнейшем реализовано в соответствующих законах.

Как следствие реформ произошла модернизация и трансформация русского общества, в котором обозначились необратимые перемены, создалось более новое, сложнее организованное общество, что заложило фундамент русской политической культуры новейшего времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Предпосылки реформирования местного самоуправления………………….5

2.Реформа городского управления 1870 года…………………………………...8

2.1Учреждения городского общественно управления………………………8


2.2Выборы в городскую думу……………………………………………….11

2.3Результаты проведения городской реформы в городах

и регионах Российской империи…………………………………………….13
3. Значение городской реформы для политической жизни страны…………..16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 3 файла

городская реформа 1870.docx

— 35.01 Кб (Открыть, Скачать)

докладсь.docx

— 91.15 Кб (Скачать)

    На  обязанности князя прежде всего  лежало поддержание внешней безопасности и защита земли от нападений внешнего врага. Князь вел внешнюю политику, ведал сношениями с другими князьями и государствами, заключал союзы  и договоры, объявлял войну и заключал мир (впрочем, в тех случаях, когда  война требовала созыва народного  ополчения, князь должен был заручиться согласием веча). Князь был военным организатором и вождем; он назначал начальника народного ополчения (“тысяцкого”) и во время военных действий командовал как своею дружиною, так и народным ополчением.

    Князь был законодателем, администратором  и высшим судьей. Он должен был “правду  деяти на сем свете”. Князь часто  поручал суд своим заместителям, “посадникам” и “тиунам”, но народ  всегда предпочитал личный суд князя.

    Князь был главой правительства и назначал всех чиновников. Областные управители, назначаемые князем, носили название “посадников”. В руках посадников находилась власть административная и  судебная. При князе и при посадниках были мелкие чиновники, частью из свободных, частью из их рабов, для всякого рода судебных и полицейских исполнительных действий – это были “вирники”, “метальники”, “детские”, “отроки”. Местное свободное население, городское  и сельское, составляло свои общины, или миры, имело своих выборных представителей, старост и “добрых  людей”, которые защищали его интересы перед княжеской администрацией. При княжеском дворе состояло управление обширным княжеским хозяйством – “тиуны дворные”.

    Доходы  княжеские состояли из дани с населения, штрафов за преступления и торговых пошлин и доходов с княжеских  имений.

    В своей правительственной деятельности князья обыкновенно пользовались советом  и помощью своих старших дружинников, “княжих мужей”. В важных случаях, особенно перед началом военных  экспедиций, князья собирали на совет  всю дружину. Дружинники были лично  свободны и связаны с князем только узами личного договора и доверия. Но дума с боярами и дружинниками не была обязательной для князя, равно как и не налагала на него никаких формальных обязательств. Так же не существовало обязательного состава княжеского совета. Иногда князь советовался со всею дружиною, иногда только с ее высшим слоем “княжими мужами”, иногда – с двумя-тремя приближенными боярами. Поэтому тот “аристократический элемент власти”, который некоторые историки усматривают в русской княжеской думе, был лишь совещательным и вспомогательным органом при князе.

      Но в этой дружинной или  боярской думе сидели и "старцы  градские", то есть выборные военные власти города Киева, может быть, и других городов, “тысяцкие” и “сотские”. Так самый вопрос о принятии христианства был решен князем по совету с боярами и "старцами градскими". Эти старцы, или старейшины городские, являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой. На княжий пир по случаю освящения церкви в Василеве в 996 году званы были вместе с боярами и посадниками и "старейшины по всем градом". Точно так же по распоряжению Владимира на его воскресные пиры в Киеве положено было приходить боярам, “гриди”, “сотским”, “десятским” и всем “нарочитым мужам”. Но составляя военно-правительственный класс, княжеская дружина в то же время оставалась еще во главе русского купечества, из которого выделилась, принимая деятельное участие в заморской торговле. Это русское купечество около половины X века далеко еще не было славянорусским. 

    3.2Организация военных сил в Киевской Руси 

    Главными  составными частями вооруженных сил княжеств в X–XII веках были, во-первых, княжеская дружина, и во-вторых, народное ополчение.

    Княжеская дружина не была многочисленной; даже у старших князей она составляла отряд в 700–800 человек. Но зато это  были сильные, храбрые, обученные профессиональные воины. Дружина разделялась на младшую (низшую, “молодь”), которая называлась “гридями” или “гридьбою” (скандинавское grid - дворовая прислуга), “отроками”, “детскими”, и старшую (высшую), которая называлась княжими мужами или боярами. Древнейшее собирательное название младшей  дружины “гридь” заменилось потом  словом двор или слуги. Эта дружина  вместе со своим князем вышла из среды вооруженного купечества больших городов. В XI веке она еще не отличалась от этого купечества резкими чертами ни политическими, ни экономическими. Дружина княжества составляла, собственно, военный класс.

    Первоначально дружина содержалась и кормилась  на княжеском дворе и в качестве добавочного вознаграждения получала свою долю из дани, собираемой с населения, и из военной добычи после удачного похода. Впоследствии дружинники, особенно их высший слой, бояре, стали приобретать  землю и обзаводиться хозяйством, а на войну тогда они выходили уже со своими “отроками” – слугами.

    Дружина княжеская составляла наиболее сильное  ядро и главный стержень войска. В случае предстоящих обширных военных  операций призывалось к оружию народное ополчение, составлявшееся из свободного городского населения, а в случаях  чрезвычайных призывались на военную  службу и сельские жители – “смерды”.

    Большие торговые города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая  подразделялась на сотни и десятки (батальоны и роты). Тысячей (народным ополчением) командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый  князем “тысяцкий”, сотнями и десятками  также выборные “сотские” и “десятские”. Эти выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области, военно-правительственную  старшину, которая называется в летописи "старцами градскими". Городовые  полки, точнее говоря, вооруженные города принимали постоянное участие в  походах князя наравне с его  дружиной. Но призвать народное ополчение  князь мог только с согласия веча.

    Кроме княжеской дружины и народного  ополчения, в войнах принимали участие  вспомогательные отряды из иноземцев. Первоначально это были главным  образом варяжские дружины, которые  русские князья нанимали на свою службу, а с конца XI века это были конные отряды “своих поганых” или “черных  клобуков” (торков, берендеев, печенегов), которых русские князья поселили на южных окраинах Киевской земли.

3.3 Княжеские доходы  с населения

 

    За  оборону внешнюю и внутренний наряд князь получал с населения  разные, доходы. На первом месте здесь  надо поставить дань, которая собиралась мехами (белками, веверицами, черными  кунами), медом и деньгами (кунами, белыми кунами). Дань собиралась с дыма, двора, плуга — в общем с  дворохозяйства. Когда князь сам  отправлялся собирать дань «в полюдье», то получал при этом от население  корм натурой или деньгами и дар. Князь приезжал не только собирать дань, но и чинить суд и управу. Население поэтому выходило к  князю с поклонами и дарами. Из года в год практикуемый порядок  превратился в обычай, и дар  из добровольного приношения сделался обязательным сбором, который назывался  полюдьем даровным. От своей судебной деятельности князья получали виры, т. е. пени за убийство не в разбое; продажи, штрафы за другие уголовные преступления; судебные уроки, т.е. пошлины с гражданских  процессов. Наконец, князья получали в  свою пользу мыт, весчее, померное. Эти  сборы были первоначально платой за разные услуги, оказываемые торговцам: мыт — при перевозке товаров  через волоки или при упорядочении торговли на рынках через особых приставов  — мытников; весчее и померное —  при перевешивании и измерении  товара. Но затем все эти сборы  уже получили значение чисто торговых пошлин. 

3.4Вече 

    Известия  летописей о вечевой жизни  на Руси многочисленны и разнообразны, хотя подробные описания вечевых  собраний мы находим весьма редко. Конечно, во всех случаях, когда население  города выступало самостоятельно и  независимо от князя, мы должны предполагать предварительное совещание или  совет, то есть вече.

    В эпоху племенного быта. До образования  и усиления великого княжества Киевского, отдельные племена, поляне, древляне и др., собираются, в случае надобности, на свои племенные собрания и совещаются со своими племенными князьками об общих делах. В X и в начале XI веков  с усилением центральной власти в лице великого князя Киевского (Владимира Святого и Ярослава Мудрого) эти племенные сходки теряют свое политическое значение, а с  середины XI века им на смену является активное и влиятельное вече старших  областных городов.

    Однако  в исключительных случаях (особенно в отсутствие князя) городское население  проявляет свою активность и самодеятельность и в ранний период Киевского государства. Например, в 997 г. мы видим вече в осажденном печенегами Белгороде.

    После смерти Ярослава (в 1054 г.), когда Русская  земля разделилась на несколько  княжеств, вече главных волостных  городов выступает в качестве носителя верховной власти в государстве. Когда князь был достаточно сильным  и популярным, вече бездействовало и предоставляло князю ведение  правительственных дел. Зато чрезвычайные случаи, как перемена на престоле или  решение вопросов о войне и  мире, вызывали властное вмешательство  веча, и голос народного собрания в этих делах был решающим.

    Власть  веча, его состав и компетенция  не определялись никакими юридическими нормами. Вече было открытым собранием, всенародной сходкой, и все свободные  могли принимать в нем участие. Требовалось только, чтобы участвующие  не стояли под отеческой властью (отцы вече решали за детей) или в  какой-либо частной зависимости. Фактически вече было собранием горожан главного города; жители малых городов или  “пригородов” имели право присутствовать на вече, но редко имели к тому фактическую возможность. Решение  вечевого собрания старшего города считалось  обязательным для жителей пригородов и для всей волости. Никакой закон  не определял и не ограничивал  компетенции веча. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.

    Самым главным и обыкновенным предметом  компетенции вечевых собраний было призвание, или принятие, князей и  изгнание князей, не угодных народу. Призвание и перемена князей были не только политическими фактами, проистекавшими от реального соотношения сил, но были общепризнанным правом населения. Право это признавали и сами князья и их дружины.

    Вторым  – чрезвычайно важным – кругом вопросов, подлежавших решению вече, были вопросы о войне и мире вообще, а также о продолжении  или прекращении военных действий. Для войны собственными средствами, с помощью своей дружины и  охотников из народа, князь не нуждался в согласии веча, но для войны  средствами волости, когда требовался созыв народного ополчения, нужно  было согласие веча. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Основные личности  в истории Киевской  Руси

 

    Олег (Вещий) (879-912 годы жизни) - князь новгородский и (с 882) Киевский. Будучи родственником и воеводой Рюрика, правил за его малолетнего сына Игоря. Прославился военными походами. Завладел Смоленском, подчинил своей власти всех кривичей, полян, радимичей, северян, взял Любеч. Обманным путём в 882году захватил Киев, убив Аскольда и Дира - последних князей династии Кия. Перенёс столицу своего княжества из Новгорода в Киев, названный им "матерью русских городов". Подчинил себе северян, радимичей и древлян. В 898 произошло первое столкновение с западными соседями - венграми, агрессию которых удалось остановить. В 908 предпринял поход на Византию. Согласно византийским источникам, носил титул Великого князя русского. Княжил 33 года и был первым исторически достоверным князем.

    Игорь Рюрикович (Старый) (912-945) - великий князь киевский, сын Олега. В договоре 911года появляется статья о возможности приёма руссов на военную службу в Византию. Хазария отбивалась от наседавших печенегов, гузов, асиев, с 932года – алан, поэтому беспрепятственно пропускала русские отряды через свои земли. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, Игорь в 913году начал успешный военный поход в Закавказье, завершившийся в 914. В 920году вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 940году иудейскому полководцу Песаху удалось подчинить Киев Хазарии, принудив его уплачивать "дань кровью", то есть участвовать в походах на стороне хазарского войска. В 941году вместе с хазарами совершил неудачный поход на Константинополь, завершившийся поражением и гибелью русского флота. Совместный поход в Закавказье, предпринятый Игорем в 943-944года, был более удачным. В 944году русское войско захватывает в Закавказье город Бердаа. Это произошло после подписания в 944году соглашения между Русью и Византией с более содержательной, чем в 911году, частью о военных обязательствах. В отличие от предыдущих походов в 945году руссы не сожгли Бердаа, а заставили жителей повиноваться Руси. Руссы пробыли в Бердаа несколько месяцев, и лишь тяжёлые болезни и неустанные бои вынудили их покинуть город, но перед этим руссы под предлогом выкупа собрали с жителей города огромное количество денег, золота и товаров. В 949 Византия направила против критских и сирийских арабов войско, в котором были и русские воины. В 954году русские, армяне и болгары сражались на стороне Византии против сирийского эмира. Убит, жившими по Припяти, древлянами за попытку вторичного сбора дани.

Титульник ИОГП.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Городская реформа 1870г