Государственное регулирование экономики: необходимость, суть, функции, цели и объекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:13, реферат

Описание работы

Необходимость государственного регулирования рынка. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Работа содержит 1 файл

ГРЭ необходимость, суть, функции, цели и объекты .docx

— 36.62 Кб (Скачать)
 

   Методы  государственного регулирования экономики - это влияние государства на сферу  предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики  с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с  направлениями государственной  экономической политики.  

   Каждый  метод основывается на использовании  совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).  

   Методы  ГРЭ классифицируются по двум признаками:

  • формами влияния;
  • способами влияния.
 

   По  формам влияния методы ГРЭ делят  на две группы: методы прямого и  непрямого (косвенного) влияния.  

   В зависимости от способов влияния  выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.  

   Методы  прямого влияния непосредственно  действуют на функционирование субъектов  рынка. К ним относятся:

   определение стратегических целей развития экономики  и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;

   государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ  и услуг;

   государственная поддержка программ, заказов и  контрактов;

   нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

   правовые  и административные ограничения  и запрещение производства определенных видов продукции;

   лицензирование  операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеторговых операций.  

   Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и  целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно  установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные  затраты, лимиты и т. д.  

   Методы  косвенного регулирования - предполагают воздействие государства на экономические  интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в  которых она может быть выгодной или невыгодной, т.е. косвенное регулирование - это влияние на экономические  интересы.  

   К ним относятся:

   налогообложение, уровень налогообложения и система  налоговых льгот;

   регулирование цен, процентные ставки по кредиту и  кредитные льготы;

   таможенное  регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.  

   К методам косвенного регулирования  относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и  других направлений экономической  политики, а также методы морального убеждения.  

   Из  сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В  то же время косвенные методы оставляют  полную свободу выбора для хозяйствующих  субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.  

   Хозяйственный опыт всех современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство  осуществляет экономические функции  главным образом на основе косвенных  методов. В этом они принципиально  отличаются от стран с централизованно  управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах  государственного регулирования с административных (прямых) на косвенные методы.  

   Вместе  с тем при всей важности косвенных  методов и все возрастающей их значимости невозможен мгновенный переход  к их господству. Сама постепенность  и, как теперь становится все очевиднее, длительность процессов разгосударствления и формирования смешанной экономики  рыночного типа могут потребовать  на переходный период сохранения административных методов в тех сферах, для которых они не характерны. Это относится, например, к сфере ценообразования, а также к области внешнеэкономической деятельности.  

   Существуют  и такие сферы деятельности, где  административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо. Это контроль над  монополистическими рынками; обеспечение  экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых  природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда  и контроль за их соблюдением;  

   определение и поддержание минимально необходимых  параметров жизни людей (гарантированный  минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных  связей. Административные методы плохи  не сами по себе, а только тогда, когда  они экономически не обоснованы и  вторгаются в чужеродную для них  область.  

   Правовые  методы ГРЭ - это деятельность государства  по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения.  

   Правовое  регулирование экономики имеет  свой предмет, поскольку связан с  юридическим определением способов, инструментов и процедур реализации.  

   Предметом правового регулирования экономики  являются:

   отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;

   отношения "внутри" государства, между ее органами по поводу распределения полномочий, определение их правового статуса;

   отношения между субъектами хозяйственной  деятельности (производитель - посредник, заказчик - подрядчик, должник - кредитор, собственник - арендатор и т. д.);

   экономические отношения между людьми.  

   Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление  норм (правил) поведения субъектов  экономических отношений.  

   Традиционно в каждой норме определяют три  основных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.  

   Гипотеза - это такой элемент нормы, в  котором отмечаются условия, обстоятельства, ситуации в сфере экономических  отношений, с наступлением которых  норма вступает в силу.  

   Диспозиция - часть нормы, которая определяет права или обязанности участников отношений.  

   Санкция - это часть нормы, которая предусматривает  мероприятия административно-правового  принуждения в случае невыполнения обязанностей участниками экономических  отношений.  

   Основными формами правового регулирования  экономики в Украине являются: Конституция и законы Украины; указы  и распоряжения Президента Украины; постановления и прочие акты Верховного Совета, указы и распоряжения Кабинета Министров, нормативно-правовые акты центральных  органов (министерств, ведомств); нормативные  акты местных государственных администраций  и органов местного самоуправления.  

   Согласно  Конституции Украины (ст. 92) только законами определяются:

   права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод; основные обязанности гражданина;

   способы использования природных ресурсов исключительно (морской) экономической  зоны, континентального шельфа, освоение космического пространства, организации  и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи;

   основы  социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения, основы регулирования  труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитание, образования, культуры и  здравоохранения; экологической безопасности;

   правовой  режим собственности;

   правовые  основы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы  антимонопольного регулирования;

   основы  внешних сношений, внешнеэкономической  деятельности, таможенного дела;

   основы  регулирования демографических  и миграционных процессов;

   организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организации государственной статистики и информатики и т. д.  

   Исключительно законами Украины определяются:

   Государственный бюджет Украины и бюджетная система  Украины; система налогообложения, налоги и сборы;

   основы  создания и функционирование финансового, денежного, кредитного и инвестиционного  рынков;

   статус  национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и  погашения государственного внутреннего  и внешнего долга;

   порядок выпуска и оборота государственных  ценных бумаг, их виды и типы;

   порядок образования и функционирования свободных и иных специальных  зон, которые имеют экономический  или миграционный режим, отличный от общего.  

   Административные  методы ГРЭ - это инструменты прямого  влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся  на способы запрещения, разрешения и принуждения.  

   Их  признаки: прямое влияние государственных  органов или должностных лиц  на действия исполнителей через установление: обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность  субъектов хозяйствования за уклонение  от выполнения приказов.  

   В экономически развитых странах в  нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Так, сфера административных мер ограничивается преимущественно защитой окружающей среды, созданием благоприятных  условий для жизнедеятельности  малообеспеченных слоев населения, а также предотвращением развития теневого бизнеса.  

   Использование административных мер становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и  экономические методы ГРЭ оказываются недостаточными или действуют чересчур медленно.  

   Основными инструментами административного  регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные  заказы, цены и т.д.  

   Лицензии - это специальные разрешения, которые  выдаются субъектам предпринимательской  деятельности на осуществление отдельных  видов деятельности. Лицензирование направлено на защиту экономических  интересов страны, общества и его  членов как потребителей товаров  и услуг.  

   Составным элементом лицензирования является перечень видов предпринимательской  деятельности, которые имеют лицензионный (разрешительный) статус.  

   В Украине порядок выдачи и упразднения  лицензий определяется "Положением о порядке выдачи субъектам предпринимательской  деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных  видов деятельности" (Постановление  Кабинета Министров Украины).  

   Квота - доля в производстве или сбыте  продукции, устанавливаемая в рамках закона или различными соглашениями.  

   Квотирование  осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.  

   Санкции - это система мероприятий, направленных на наказание субъектов рынка, которые  не выполняют установленных правил деятельности.  

   За  невыполнение субъектами рынка определенных обязательств, в порядке экономических  санкций, государство может требовать  уплату неустойки, штрафов, пени, а также  изымать выручку в государственные  или местные бюджеты.  

   Норма - это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции  заданного качества, во-вторых, правила  поведения людей и осуществление  определенных видов экономической  деятельности.  

Информация о работе Государственное регулирование экономики: необходимость, суть, функции, цели и объекты