Государственный строй России в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 06:56, контрольная работа

Описание работы

Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, производило часть продуктов специально для продажи. Широкое распространение, особенно в нечерноземных районах, стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства. В черноземных районах помещики для повышения доходности своих имений увеличивали барскую запашку, барщину и уменьшали крестьянские наделы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Центральные органы власти и управления……………………………….6
◦Сенат………………………………………………………………….7
◦Комитет министров……………………………………………….....9
◦Временные комитеты………………………………………………10
◦Местные органы……………………………………………………10
◦Судебные органы…………………………………………………...11
◦Армия………………………………………………………………..11
◦Полиция……………………………………………………………..12
◦Специальные карательные органы………………………………..12
◦Тюрьмы……………………………………………………………..14
◦Управление зависимыми народами……………………………….15
◦Церковь……………………………………………………………...18
◦Список использованной литературы……………………………...21

Работа содержит 1 файл

иогп 1.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего 

профессионального образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Заочный факультет 
 
 

    Контрольная работа

    По  дисциплине: «История отечественного государства и права»

    Тема: «Государственный строй России в  первой половине XIX века» 
 
 
 

Выполнила: ст. гр. Юрз-10-2

Черникова Н.М.

Проверил:_______________ 
 
 
 
 
 

Чита  2012

     Содержание:

     Введение…………………………………………………………………….3

     Центральные органы власти и управления……………………………….6

    • Сенат………………………………………………………………….7
    • Комитет министров……………………………………………….....9
    • Временные комитеты………………………………………………10
    • Местные органы……………………………………………………10
    • Судебные органы…………………………………………………...11
    • Армия………………………………………………………………..11
    • Полиция……………………………………………………………..12
    • Специальные карательные органы………………………………..12
    • Тюрьмы……………………………………………………………..14
    • Управление зависимыми народами……………………………….15
    • Церковь……………………………………………………………...18
    • Список использованной литературы……………………………...21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Во  второй половине XVIII в. в России шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений. Он особенно усилился в первой половине XIX в. и привел к кризису феодализма. Во всех основных отраслях экономики шло постепенное формирование капиталистического уклада.

     Сельское  хозяйство все больше связывалось  с рынком, производило часть продуктов  специально для продажи. Широкое  распространение, особенно в нечерноземных районах, стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства. В черноземных районах помещики для повышения доходности своих имений увеличивали барскую запашку, барщину и уменьшали крестьянские наделы. Многие из помещиков стали вводить месячину: отбирали у крестьян наделы, полностью переводили их на работу в свое хозяйство и выдавали месячное содержание продуктами и одеждой. Некоторые помещики заводили полотняные, суконные, винокуренные предприятия, которые обслуживались трудом крепостных крестьян. 

     Капиталистические отношения проникали и в крестьянское хозяйство, усиливая процесс социального  расслоения крестьянства. Большая часть  крестьян беднела, разбогатевшие крестьяне вели торговлю, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность.

     Значительно шире и глубже буржуазные отношения  развивались в промышленности. Росло  мелкотоварное производство: кустарная и мелкая городская промышленность, крестьянские промыслы. На их базе вырастала капиталистическая мануфактура.

     Росло применение наемного труда в промышленности, особенно на частновладельческих мануфактурах. Даже в металлургической промышленности, почти целиком основанной на крепостном труде, внезаводские работы (заготовка руды, древесного угля и др.) выполнялись наемными рабочими.

     Важным  явлением в развитии капиталистических  отношений в промышленности было перерастание в 30-50-х годах XIX в. мануфактуры в капиталистическую фабрику, основанную на машинной технике. Это усиливало процесс формирования новых классов: буржуазии и пролетариата, значительно расширяло применение наемного труда в промышленности. В 1825 г. 54 % всех занятых в обрабатывающей промышленности были наемные рабочие, большинство которых оброчные крестьяне. Существование крепостного права приводило к тому, что спрос на свободную рабочую силу был значительно выше ее предложения.

     Развитие  капиталистических отношений происходило  в рамках старого феодального  способа производства, который оставался  господствующим и в этот период.

     Дальнейшее  развитие производительных сил вступало в противоречие с существующим строем, что приводило к обострению классовой борьбы и усилению антикрепостнического движения в России. Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. В первой половине XIX в. участились выступления крепостных, посессионных и наемных рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала. Недовольство затронуло и армию (волнения в 1820 г. в Смоленском гвардейском полку. Среди военных поселенцев и др.). Против национального угнетения выступали порабощенные царизмом народы (восстание в Польше в 1830-1931 гг.). В 1825 произошло восстание декабристов, положившее начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России.

     Все эти выступления были подавлены  царской администрацией, но они оказали влияние на общественно-политическое развитие страны, на развитие государства и права.

     В первой половине XIX в. Россия по форме правления оставалась полной монархией.

     Кризис  крепостничества, рост капиталистических  отношений, усиление классовой борьбы в стране – все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Центральные органы власти и управления

     Во  главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Юридическое и фактическое полновластие царя  отнюдь не означало, что лишь он осуществлял всю деятельность по управлению государством. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.

     В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был  совещательный орган с узким  составом членов. Он часто менял  свое название. До 1801 г. действовал Совет  при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный совет из 12 человек с чисто совещательными функциями. Он функционировал до создания Государственного совета.

     Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанского. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором.

     Членами Государственного совета (по должности  или по назначению царя) являлись крупные  чиновники и помещики, и общее  их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Председательствовал в Государственном совете император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета.

     Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских  и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1931 гг.

     Собирались  и общее собрание Государственного совета. делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.

     Государственный совет осуществлял свою главную  первоначальную задачу (подготовку законопроектов) недолгое время. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждения их в Государственном совете стало носить формальный характер. Не редки были случаи когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: «желательно мне, чтоб принято было».

     «Собственно его величества канцелярия» постепенно приобретало особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет. Она была органом, связывавшим царя с провительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного учреждения. Во второй четверти XIX в эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, его структура усложнялась, появились ее подразделения: Первое, Второе и третье отделение (с 1826г.), Четвертое (с1828г.), Пятое (с1836 г.) и Шестое (с 1842 г.).

     Первое  отделение осуществляло контроль над  министерствами, готовила законопроекты, ведала назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя). Перед Вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. Мрачную известность получило Третье отделение, созданное для борьбы с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами. существовавшие с 1842г. по 1845г. Шестое отделение занималось подготовкой предложений по управлению Кавказом.

     Сенат. Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялись роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

     Правда  в 1802 г. Александр I под влиянием аристократической верхушки дворянства сделал попытку восстановить былые полномочия Сената. Сенату были подчинены коллегии, губернаторы, представлено право царю о несоответствии и противоречии вновь издаваемых указов другим существующим законам или о «неудобствах в их использовании». Однако  вскоре Сенат потерял это и ряд других правил, оставшихся главным образом высшим судебным органом. Декабрист М.С. Лунин писал в 1839 г., что в Сенате отправляют суд «кавалеристы, которые не сидят уже верхом; моряки, которые не несут уже качку; иностранцы, которые не понимают русского языка, одним словом, все, которых некуда девать, находят мягкое кресло в Правительствующем Сенате». За Сенатом сохранялось еще право ревизовать местные органы, но принимать решения он сам не мог и передавал свои заключения другим учреждениям.

     Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. Отсутствие персональной ответственности также отрицательно сказалось на деятельности центрального аппарата. Во многих западноевропейских странах в это время уже действовали министерства. В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским Манифестом «Об учреждении министерств», опубликованным в 1802 г., было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них были новыми и не имели предшественников – это Министерство внутренних дел, кроме поддержания «порядка» в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения решало задачи идеологической обработки масс, воспитания их в духе преданности царизму, а также подготовки кадров государственного аппарата. Ему подчинялись: Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой.

     В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Но фактически они несли ответственность перед императором.

     Издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств», составленного при непосредственном участии М.М. Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Устанавливалось, что все министры «подчинены непосредственно верховной власти», т.е. императору. Министры и их помощники, называвшиеся товарищами министра, назначались царем, другие высшие чиновники утверждались императором по представлениям министров, а низшие назначались министрами. Аппарат министров подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

     Число министров и приравненных к нему учреждений увеличивалось. Были созданы: Министерство полиции (вскоре упраздненное), Государственное казначейство, Развития государственных счетов (государственный контроль), Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных исповеданий.

     Комитет министров. С созданием министерств начал оформляться и новый орган – Комитет министров. В Манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе лишь для решения сложных вопросов. Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император.

Информация о работе Государственный строй России в первой половине XIX века