Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государство и церковь.

Предмет исследования – взаимоотношения государства и церкви.

Целью данной работы является анализ взаимоотношений государства и церкви.

Цель, предмет, объект исследования обусловили постановку следующих задач:

1.Исследовать теоретические и исторический анализ взаимодействия государства и церкви;
2.Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви;
3.Определить роль церкви в современной России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества

1.1. Государство: понятие, сущность, функции………………………….5

1.2. Церковь в политической системе общества………………………..11

1.3. Взаимовлияние государства и церкви………………………………16

Глава 2. Государство и церковь в России

2.1. Правовое положение церкви в современной России………………21

Заключение ……………………………………………………………….28

Список литературы ………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовик основной.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Органы  исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. При невозможности точно установить, соответствуют ли закону сведения и другие положения уставов, орган юстиции вправе приостановить процедуру регистрации на срок до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, определение порядка которой отнесено к исключительному ведению Правительства Российской Федерации.

     Исполнительная  власть взаимодействует с конфессиональными  объединениями при определении  статуса учреждений религиозного образования. Светская основа системы образования в нашей стране не препятствует преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в государственных или муниципальных образовательных учреждениях: администрация таких учреждений вправе удовлетворить просьбу родителей, обратившихся с просьбой о преподавании религиоведческих дисциплин на факультативной основе. Таким образом религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

     Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:

  1. Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации).
  2. Государственная налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль).
  3. ФСБ и МВД России (специализированный контроль).

     Особую  разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере  отношений составляют предписания  Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции.

     Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в  государственном строительстве  и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти.

       Разработка основ взаимодействия  РПЦ и государства отнесена  к ведению ее высшего конфессионального  органа – Поместного Собора. В  период, когда Поместный Собор  не созывается, указанные полномочия  осуществляются подотчетным ему органом – Архиерейским собором РПЦ. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами РПЦ, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод – единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх РПЦ.

     Решения Поместного и Архиерейского Соборов  и Священного Синода в сфере взаимоотношений  с государством призваны содействовать  решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В процессе нашего исследования были поставлены и решены следующие задачи: исследовать теоретические и исторический анализ взаимодействия государства и церкви, рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви, определить роль церкви в современной России.

      Государство, сознающее пределы своей компетенции, не претендует на то, чтобы высказывать авторитетное суждение о вероучительных предметах или о формах богопочитания - о богослужении; равным образом, не дело Церкви судить о формах государственного устройства, о мероприятиях правительства с точки зрения их политической целесообразности. Церковь и государство имеют свои отдельные сферы действия, свои особые средства и в принципе независимы друг от друга. Независимость эта, однако, не носит абсолютного характера.

      Там, где государство сознает себя как религиозное установление или стремится быть таковым, оно ищет церковного руководства. Хотя в современном мире государство обычно не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами, оно, однако, как правило, осознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм, которые проповедуются Церковью. В этом смысле задачи Церкви и государства могут совпадать. Церковь, в соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», «не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право авторитетного решения этого вопроса остается за государством. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям».

      Реальные  модели взаимоотношений между Церковью и государством формируются, конечно, на основе исторической реальности, тем  не менее, юридическую ответственность за правовой характер таких отношений несет государственная власть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1. Ильин И.А. О государственной реформе. Советское государство и право [Текст]/ - М.: «Наука», 1991. – 327 с.
    2. Исаев И.А. История государства и права России [Текст]: курс лекций. – М.: 2000. – 320 с.
    3. Конституция РФ [Текст]/ - М.: «Экмос», 2001.
    4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник[Текст]: учеб. Пособие. – М.: 2001. – 450 с.
    5. Морозова А.А. Государство и церковь – особенности взаимоотношений. [Текст]: учеб. Пособие. – М.: 1995. – 370 с.
    6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства [Текст]: учеб. Пособие. – М.: 2001. – 378 с.
    7. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства [Текст]: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с.
    8. Радугин А.А. Введение в религиоведение [Текст]: курс лекций. – М.: «Центр», 2000. – 256 с.
    9. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура [Текст]: учеб. Пособие. – М.: Наука, 1992. – 350 с.
    10. Теория государства и права.  Учебник для юридических вузов и факультетов [Текст]/ Под. ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. -  М.: «Инфа М-Норма», 1997. – 460 с.

Информация о работе Государство и церковь