Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Давно уже привычным фактом стало сотрудничество Церкви и государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку.

Работа содержит 1 файл

Государство и церковь.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Трудным было положение  Русской Православной Церкви в период так называемой "хрущевской оттепели", когда в угоду идеологическим установка были закрыты тысячи церквей  на всей территории Советского Союза.    

Празднование Тысячелетия  Крещения Руси, превратившееся в общегосударственный  праздник, придало новый свежий импульс  церковно-государственным отношениям и заставило власть предержащих  начать диалог с Церковью и выстраивать  взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.  
 

Глава II.  Церковь  и государство. 

         Церковь, как богочеловеческий  организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью 

         Падение Адама принесло в мир  грехи и пороки, нуждающиеся в  общественном противодействии,- первым  из таковых было убиение Каином  Авеля. Люди, понимая  это, во  всех известных обществах начали  устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро.  

         Священное Писание  призывает  власть имущих использовать силу  государства для ограничения  зла и поддержки добра, в  чем и видится нравственный  смысл существования государства.  Из этого выходит, что анархия  - отсутствие надлежащего устроения государства и общества,- а равно призывы к ней и попытка ее установления противоречат христианскому миропониманию. 

         Церковь не только предписывает  своим чадам повиноваться государственной  власти, независимо от убеждений  и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам  жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте»[3]. Одновременно христиане должны уклонятся от абсолютизации государственной власти и обожествлению властителей. Государство, как и иные человеческие учреждения, пусть даже и направленные на благо, может иметь тенденцию к превращению в самодовлеющий институт. Многочисленные исторические примеры такого превращения показывают, что в этом случае государство теряет свое подлинное предназначение. 

         Во взаимоотношениях между Церковью  и государством необходимо учитывать  различие их природ. Церковь основана  непосредственно Самим Богом  – Иисусом Христом; богоустановленность  же государственной власти являет  себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. 

         Наше государство является светским  и не связывает себя какими-либо  религиозными обязательствами[4]. Его  сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм – тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. 

Церковь не должна брать  на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В тоже время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. 

Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в  ее управление, вероучение, литургическую  жизнь, духовническую практику и  так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами.  

Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства паствами. 

Церковь не властна  умолкнуть и прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении  Церковь совершенно свободна от государства. 

Правовой суверенитет  на территории государства принадлежит  его властям. Следовательно они  и определяют юридический статус Поместной Церкви или ее части, предоставляя им возможность нестесненного исполнения церковной миссии или ограничивая такую возможность. Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. 

Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие при должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: 

·                   вступить в прямой диалог с властью  по возникшей проблеме; 

·                   призвать народ применить механизмы  народовластия для изменения  законодательства или пересмотра решения власти; 

·                   обратиться в международные инстанции  и к мировому общественному мнению; 

·                   обратиться к своим чадам с  призывом к мирному гражданскому неповиновению. 

Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе. Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию. 

Областями сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: 

·                   миротворчество на международном, межэтническом  и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; 

·                   забота о сохранении нравственности в обществе; 

·                   духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; 

·                   дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; 

·                   охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории культуры; 

·                   диалог с органами государственной  власти любых ветвей и уровней  по вопросам, значимым для Церкви и  общества, в том числе в связи  с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; 

·                   попечение о воинах т сотрудниках  правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; 

·                   труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; 

·                   наука, включая гуманитарные исследования; 

·                   здравоохранение; 

·                   культура и творческая деятельность; 

·                   работа церковных и светских средств  массовой информации; 

·                   деятельность по сохранению окружающей среды; 

·                   экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; 

·                   поддержка института семьи, материнства  и детства; 

·                   противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества. 

В то же время существуют области, в которых священнослужители  и канонические церковные структуры  не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это: 

·                   политическая борьба, предвыборная агитация, компании в поддержку тех или  иных политических партий, общественных и политических лидеров; 

·                   ведение гражданской войны или  агрессивной войны; 

·                   непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом о сохранении тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию. 

Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование (забота)  перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такая забота может выражаться через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций. 

Особое внимание Церкви обращено на защитников Отечества. На сегодня будущие воины Российской армии не получают должного воспитания ни в семье, ни в школе - даже светского, не говоря уже о религиозном. Но без опоры на исконные христианские добродетели, в первую очередь на такие, как вера, верность, молитва, смирение и покаяние вся система духовно-нравственного формирования военнослужащих, в том числе и офицерских кадров, может потерпеть крах. Не потеряли актуальность на сегодня слова генерала П. Краснова: "Государство, которое отказывается от религии и от воспитания своей молодежи в вере в Бога, готовит себе гибель в материализме и эгоизме. Оно будет иметь трусливых солдат и нерешительных начальников. В день великой борьбы за свое существование оно будет побеждено людьми, сознательно идущими на смерть, верующими в Бога и бессмертие своей души"[5].  

Для православного  воина всегда чрезвычайно важно  знать, во имя какой цели он идет убивать. Во имя свободы Отчизны? Во имя сохранения народа, человеческой жизни? Или во имя неизвестных ему, а нередко и его командиру, политических целей? Сегодня солдаты и офицеры, к сожалению, не получают никакого представления о том, какая ответственность ложится на них, когда они переступают грань дозволенного. И хотя часто говорят - на войне как на войне, подразумевая под этим и жестокость, и насилие, и бесчинства, которые на войне бывают, солдат должен четко осознавать, что он имеет право употреблять оружие, жесткость и силу только против врага, но не против мирных жителей. Это, своего рода кодекс чести, нарушив его человек, начинает мучиться разными кошмарами и часто, не выдерживая этого, начинает пить, употреблять наркотики.  

Взаимоотношения Церкви с судебной властью различных  уровней ограничиваются представлением в случае необходимости интересов  Церкви в суде.  Интересы Церкви в суде, за исключением крайней необходимости, представляют миряне, уполномоченные Священноначалием на соответствующем уровне.  

Контакты и взаимодействие Церкви с высшими органами государственной  власти осуществляются Патриархом и Священным Синодом непосредственно или через представителей, имеющих письменно подтвержденные полномочия. Контакты и взаимодействие с региональными органами власти осуществляются епархиальными Преосвященными непосредственно или через представителей, также имеющих письменно подтвержденные полномочия. Контакты и взаимодействие с местными органами власти и самоуправления осуществляют благочиниями и приходами по благословлению епархиальных Преосвященных. 

Информация о работе Государство и церковь