Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Рассмотреть конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и церкви.
Основными вопросами данной работы, являются:
• государство и церковь: понятие и основные характеристики;
• конституционные основы взаимодействия церкви и государства в Республике Беларусь;
• религиозный аспект белорусского государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Государство и церковь: понятие и основные признаки....................3-4
1.1 Конституционной строй Республики Беларусь...........................................5-6
1.2 Церковное право...........................................................................................7-10
1.3 Взаимоотношения государства и Православной церкви в Беларуси (1917- по настоящее время)........................................................................................11-19
Глава 2. Конституционные основы взаимодействия государства и церкви в Республике Беларусь.............................................................................................20
2.1 Проблемы трансформации законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях.............................21-37
Глава 3. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.........38-43
Заключение.......................................................................................................44-45
Список использованной литературы...................................................................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Кембель Максим..docx

— 108.72 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Глава 3. Религиозный аспект идеологии  белорусского государства.

 

В Республике Беларусь провозглашена  свобода вероисповедания, религиозные  организации осуществляют свою деятельность в соответствии с установленными правом нормами, соблюдается принцип  межконфессиональности в функционировании общества. Сегодня в Беларуси зарегистрировано более 20 религиозных конфессий и течений, которые имеют около 3 тыс. общин.

В Республике Беларусь с 17 декабря 1992 г. действует Закон «О свободе  совести и религиозных организациях» (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.). Этот закон был принят Верховном Советом, когда государство впервые после длительного периода борьбы с религией положило начало строительству цивилизованных отношений с Церковью. Недостатком данного Закона являлось то, что в нем не было предусмотрено действенных механизмов для борьбы с распространением на территории Республики Беларусь тоталитарных сект. Поэтому некоторые изменения в Закон были внесены в 1995 г., а затем в октябре 2002 г. разработана и принята новая редакция Закона. Основная суть Закона «О свободе совести и религиозных организациях» состоит в том, что он может создать барьер на пути религиозной экспансии, препятствовать развитию деструктивных сект, при всем этом предусматривает необходимые условия для деятельности наших традиционных религий. Этот закон гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и-исполнение религиозных об-рядов, а также на социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций и объединений.

В нем содержатся конкретные положения, гарантирующие право  любого гражданина республики на свободу  вероисповеданий.

Реальное проявление права  на свободу вероисповедания, обеспечиваемое данным Законом, предопределяется тем, что каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно  с другими исповедовать любую  религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии.

Важным законодательным  установлением является положение, согласно которому в Беларуси не допускается  какое-либо принуждение при определении  гражданином своего отношения к  религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию  или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии.

В соответствии с законодательством  белорусское государство не вмешивается  в деятельность религиозных организаций, и не возлагает на них выполнение каких-либо государственных функций. Вместе с тем религиозные организации  всех конфессий участвуют в общественной жизни, обладают правом наравне с  другими общественными организациями  использовать средства массовой информации, а также создавать свои собственные  для распространения своих учений, взглядов, религиозных и нравственных проповедей. Так, например, по республиканскому радио регулярно по субботам и  воскресеньям передаются выступления  православных и католических священнослужителей.

Государственные и местные  органы власти в соответствии с Законом  «О свободе совести и религиозных  организациях» по мере возрождения  и создания новых религиозных  общин и объединений содействуют  им в приобретении необходимой материальной базы, а также в передаче в пользование  свободных и высвобождающихся культовых  помещений, осуществляют помощь в строительстве  новых храмов, приобретении новых  помещений и приспособлении их для  религиозных потребностей. С 1989 г. религиозным организациям передано более 600 церковных и костельных зданий, в том числе православных 384, католических - 201.

Белорусское государство  не препятствует приглашению в республику священников из-за границы, распространяя  на них в полном объеме все права  иностранных граждан и создавая необходимые правовые предпосылки  для религиозной деятельности. Так, например, в связи с созданием  новых религиозных общин и  введением в действие новых католических храмов, резко обостривших проблему обеспечения их священнослужителями, в различные районы Беларуси, в  которых функционируют об-щины католиков, приглашены и исполняют свою службу священнослужители из Польши.

Религиозными организациями  в Республике Беларусь являются религиозные  общины, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также религиозные  объединения с их управлениями и  центрами. Религиозные организации  образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица. Религиозные организации с руководящими центрами за рубежом могут руководствоваться в своей деятельности их уставами (положениями), если при этом не нарушается законодательство Республики Беларусь.

Наряду с религиозными организациями в Беларуси функционируют  религиозные общины. Такие общины образуются гражданами в целях совместного  исповедания и удовлетворения иных религиозных потребностей и действуют  на добровольных началах в соответствии со своими уставами (положениями). Религиозные  общины и организации могут интегрироваться  в религиозные объединения соответствующей  конфессии.

Религиозные объединения, их управления и центры действуют на основании своих уставов (положений), поскольку они не противоречат действующему законодательству. Религиозные управления и центры вправе в соответствии со своими зарегистрированными уставами (положениями) основывать монастыри, религиозные  братства и миссионерские организации (миссии), которые действуют на основании  своих уставов (положений), регистрируемых в установленном порядке.

Законом предусмотрено, что  религиозные организации и центры в соответствии со своими зарегистрированными  уставами (положениями) создают духовные, учебные заведения, для подготовки священнослужителей и специалистов, необходимых для религиозных  организаций. Граждане, обучающиеся  в высших и средних учебных  заведениях, пользуются правами и  льготами, установленными для учащихся государственных учебных заведений. Эти правовые установления активно  используются различными конфессиями, существующими в Беларуси.

 

Государственная система  образования и воспитания Беларуси носит светски ориентированный  характер и не преследует исповедание  той или иной религии. Религиозные  организации в соответствии с  действующим законодательством  имеют право в соответствии со своими установлениями создавать для  религиозного образования детей  и взрослых группы и воскресные школы, а также проводить обучение в  иных формах, используя для этого  принадлежащие или предоставляемые  им в пользование помещения.

В Республике Беларусь законодательно закреплено положение, согласно которому все граждане равны перед законом  во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения  к религии. Указание в официальных  документах на отношение гражданина к религии не допускается, кроме  случаев, когда этого желает сам, гражданин.

С учетом существенно изменившейся социально-политической, экономической, социо-культурной и правовой ситуации в республике церковные организации резко интенсифицировали свои действия, направленные на увеличение влияния не только на верующих, но и на неверующих, а также на людей, колеблющихся между религиозной верой и неверием. Одновременно ими стали применяться более совершенные и эффективно действующие методы социально-психологического и нравственного воздействия на отдельных индивидов и их различные группы - семейные, этно-национальные, территориальные и др.

К основным гарантиям свободы  совести относится:

• отделение Церкви от государства;

• невмешательство государства в деятельность Церкви и Церкви - в дела государства;

• отделение школы от Церкви;

• государственный контроль, за соблюдением законов о свободе совести; правовая охрана прав верующих и прав неверующих граждан;

• равенство всех религий;

• недопущение дискриминации в отношении любой религии;

• равенство прав и обязанностей верующих и неверующих;

• запрещение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями, запрещение конфессиональных организаций, деятельность которых направлена на подрыв гражданского согласия, нарушения прав и свобод граждан;

• предоставление религиозным организациям права юридического лица.

Конфессии в Беларуси

 

Название конфессии

Процент от числа верующих (%)

Количество

(млн чел.)

Православные

32,5

3,3

Католики

5,3

0,5

Протестанты

3,4

0,3

Иудеи

0,5

0,05


 

Данная таблица свидетельствует  о том, что по разнообразию исповедуемых религий Беларусь - страна уникальная, но в то же время в стране имеет  место межконфессиональная стабильность.

Осуществление государственно-религиозных  отношений в Республике Беларусь должно исходить из того, что наша страна не только многоконфессиональна, в  ней существует  и мировоззренческий  плюрализм, одним из реальных проявлений которого стала религиозная толерантность, создающая возможности для осуществления  гражданином в известных пределах права свободы выбора той или  иной веры, перехода из одной религии  в другую или не разделять верования  ни одной из них, что означает признание религии частным делом граждан республики, в которое не вмешиваются ни политические, ни иные структуры, функционирующие в стране.

В таких условиях религия (даже одна и та же) может служить  основой различных политических ориентации, поскольку религиозные  верования в современном обществе существуют не в «чистом» виде, а  комбинируются с теми или иными  элементами светской идеологии и  культуры и вместе с ними образуют определенную систему ценностей, влияющую на политические, духовно-нравственные, эстетические и иные ориентации верующих.

В практике осуществления  государственно-конфессиональных отношений  государственные органы всех уровней  обязаны исходить из того, что религиозные  общества не имеют права совершать  действия, выходящие за рамки отправления  религиозного культа, использовать собрания верующих для политических выступлений, направленных против национальных интересов белорусского государства, заниматься подстрекательством верующих к уклонению от исполнения гражданских обязанностей, к неучастию в государственной и общественно-политической жизни, совершению антигуманных обрядов, обманных ритуалов для возбуждения суеверий, а также пропагандировать деятельность деструктивных, социально негативных культов.

В процессе взаимодействия с  религиозными организациями и с  отдельными верующими все должностные  лица обязаны четко и последовательно  проводить в жизнь положение  о том, что в Беларуси нет господствующего  вероисповедания и государственной  религии, все конфессии, церкви, религиозные  общины одинаково равны перед  законом. Ни одна религия не имеет  от государства финансовой или иной поддержки, которая могла бы поставить  ее в привилегированное положение, а права верующих любого вероисповедания, равно как и неверующих, в равной мере охраняются и защищаются действующими в республике законами.

В Конституции Республики Беларусь провозглашается, что демократия в стране осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Существенную роль в реализации этих конституционных  установлений играют религиозные объединения  и организации, которые функционируют  в нашей стране и осуществляют свою проповедническую, миротворческую, благотворительную, милосердную деятельность в условиях идеологического плюрализма и реально существующей свободы  мировоззренческого выбора, разноплановой  работы по духовно-нравственному совершенствованию  общества.

 

Заключение

 

В республике созданы идеальные  условия для воспроизводства религии, объявленной на рубеже 80—90-х гг. едва ли не единственным источником и хранителем морали и нравственности белорусского народа. На фоне начавшейся клерикали-зации различных сторон общественной жизни произошло возрождение не только исторически традиционных религий, но и, в значительной мере, начался процесс искусственного насаждения нетрадиционной религиозности.

Новые религиозные объединения  представляют собой сложное явление  духовной жизни современной Беларуси. Их широкое распространение, многообразие форм, экзотичность свидетельствует  как о поиске представителями  практически всех слоев белорусского общества некоей новой духовности, так и о кризисе традиционных религий, оказавшихся не способными удовлетворить религиозные запросы этих людей.

Усиление влияния нетрадиционной религиозности способствует духовной маргинализации общества. Вовлеченные в новые религиозные культы люди, в особенности молодежь, перестают быть носителями традиционных ценностей. Происходит изменение их ментальности. В тоже время они не вписываются в навязываемые извне новые традиции. Являясь по своей сущности космополитичными, новые культы нивелируют национальное самосознание белорусов, превращая их в своеобразную "биологическую массу", лишенную исторической памяти и понимания проблем своей страны. Разрушая традиционные ценности белорусского народа, его менталь-ность, новые религиозные культы не предлагают ничего взамен. Декларируемая лидерами нетрадиционных религиозных организаций приверженность неким абстрактным "общечеловеческим" и "общехристианским" духовным ценностям есть ничто иное, как попытка завуалировать с помощью ни к чему не обязывающих "заклинаний" свое стремление к религиозно-политическому господству.

Новая религиозность объективно направлена на разрушение устоев православной церкви, лишение ее социальной базы. Рост всевозможных культов происходит прежде всего за счет выходцев из традиционно православной среды. Таким образом, расширение влияния нетрадиционных культов приводит к сужению социальной базы православной церкви. Если принять во внимание то обстоятельство, что в истории культуры православие занимает немаловажное место, то вытеснение православной церкви из активной религиозной жизни белорусского народа приводит к деструкции и культурных традиций, понимания прошлого.

Во многих известных случаях  нетрадиционные религиозные объединения выступают и как коммерческие организации, приносящие своим лидерам огромные необлагаемые налогами прибыли. Они нещадно эксплуатируют верующих на принадлежащих им предприятиях, изымаю! у них под видом исполнения религиозных обрядов материальные ценности, заставляют заниматься попрошайничеством и т. п.

Информация о работе Государство и церковь