Государство и право стран Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения ан-
тичных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н . э. дихотомию Восток - Запад.

Работа содержит 1 файл

Государство и право древнего мира.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Государство и право стран Древнего Востока 

      Понятие Восток в исторической  науке используется  не столько как географическое,  сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого  общества  сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии,  которые и породили со времени возникновения ан-

тичных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н . э. дихотомию Восток - Запад.               

   Принципиальные  различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в  том,  что  на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность

играла господствующую роль,  частнособственнические отношения,  отношения  частного  товарного  производства, ориентированного на рынок,  не  занимали  значительного

места.                                                

   Это в   свою очередь сказалось на  застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества:  демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого

полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.  

   Восток  в древности был представлен  многими странами, рядом  крупнейших  региональных  цивилизаций (индо-буддийской,  ассирийско-вавилонской,  конфуцианско-китайской), но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности,  застойный характер развития)  были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от  динамично  развивающихся античных стран,  а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.                       

   Одной  из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ,  была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные  функции  древневосточного  государства, особенности правовых" систем. В Древнем Китае,  например,  основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун), которые  объединяли  несколько  сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура  замкнутых сельских общин с натуральным характером производства,  с сочетанием ремесла и земледелия в рамках  каждой  общины,  слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в  Древней Индии.                                            

   Крепость  общинных,  родоплеменных,  большесемейных  и других связей тормозила процессы  классообразования,  в частности  развитие  здесь  рабовладения,  но не смогла

сдержать социального  и имущественного расслоения в  обществе.                                               

   Самые  ранние  государственные  формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных  цивилизациях (в Древнем Египте,  Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н .  э.)  в ходе разложения общинно-родовой организации.  Они складывались по мере усиления разделения труда,  усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции,  в сословие знати,  которое не участвовало в производстве,  стояло над рядовыми общинниками.  Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций  которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное  влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственнымвладельцем-собственником земли была сама община. Вместе с  тем  и  государство  выступало в качестве верховного собственника земли,  властно-собственнические права которого  реализовывались  в  получении с общинников ренты-налога.                                            

   По мере  выделения надобщинных управленческих  структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения

общинных земель.  Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди,  выполняющие  ту или иную  работу, несущие службу на правителя или храм.  Здесь рано начал использоваться труд рабов,  различных категорий  подневольных лиц.                                          

   Строй  многоукладной  хозяйственной   жизни  определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований:

1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые

подневольные  работники, к которым относились и рабы;

2) свободные  мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники,  живущие своим трудом;

3) господствующий социальный  слой,  куда  входили  придворная и служилая аристократия,  командный  состав  армии,  состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.                  

   На Востоке   отсутствовала четкость социально-классовых границ,  например, существовали различные категории зависимого населения,  занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами,  или некие переходные категории свободных (от

мелких землевладельцев  к господствующему слою,  в частности  к  мелкому купечеству и чиновничеству).  Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не

совпадал, расходился с его социальноэкономическим положением.                                               

   Стойкая  многоукладность,  историческая   преемственность социальных,  политических, правовых форм и институтов,  господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность.  Это подтверждает то обстоятельство,  что освященные незыблемыми

идейно-религиозными   установками   основы   социальной структуры, государственности и права таких крупных изучаемых нами древневосточных обществ,  как Древняя Индия

и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон,  как относительно централизованные  государства,  прекратили свое существование еще до н.э.), пережили века.       

   Общие  закономерности развития древневосточных  много укладных обществ не могут перечеркнуть конкретных  особенностей каждого из них,  связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и  различными  формами их взаимодействия,  так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития,  особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.                                                

   В Древнем  Вавилоне,  например, крупное царско-храмовое  хозяйство сосуществовало с относительно  обособленным  общинночастным  хозяйством,  основой  которого был

труд свободных  общинников-крестьян,  уплачивающих  ренту-налог государству.  В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов  и лиц,  находящихся  в  той  или

иной  степени  зависимости,  ряды которых пополнялись  за счет свободных земледельцев,  потерявших свой  общинный участок.  Наличие сильного царско-храмового хозяйства с

относительно  развитым ремеслом,  широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян.               

   В Древнем  Египте общинно-частный сектор  еще  во  II тысячелетии до н .  э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым  хозяйством.                                                 

   Специфические  черты  древнеиндийского  общества были связаны с жестким сословным делением на  четыре  Варны (брахманов,  кшатриев,  вайшиев и шудр), с присущей ему

особой общинной организацией, отличающейся высокой  степенью замкнутости и автономности.  Отношения рабовладения здесь  тесно  переплетались  с  сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст,  почти полное бесправие тех,  кто  находился  вне варн индийского общества, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда.                                            

   В Древнем   Китае рано сложилась система  эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем  взимания ренты-налога, вначале в форме отработок на  общественных  полях,  а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.                        

   В настоящее  время,  по единодушному мнению  всех отечественных синологов,  на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со  второй половины II тысячелетия до н.э.  до второй половины XIX в. н.э.) имел место лишь один коренной  качественный  перелом  в развитии  производительных  сил  и общественного производства - в V-IV вв.  до н.э. Этот период сопровождался разрушением  общинной  земельной собственности,  ростом крупного   частного   землевладения, распространением

арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков,  сидящих как на частновладельческих, так и на государственных землях.                 

   В последние века до н.э. в Китае завершается в централизованных циньско-ханьских империях (III в.  до н.э.-  III в.  н.э.) формирование традиционной системы эксплуатации государством податных мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога,  исчисляемого с количества обрабатываемой земли.  Эта система  сохранилась здесь вплоть до начала XX в.                     

   Специфические  черты политической организации  древневосточных обществ. Еще  от "отца истории" Геродота (V в.до  н.э.),  который  писал о египетских царях-деспотах,

насильственно закрывающих храмы и заставляющих весь народ  возводить колоссальные усыпальницы для них,  берет начало концепция "восточной деспотии". Утверждение, что

и древним, и  средневековым обществам Востока  органически присуща одна деспотическая форма государства, прочно держалось на протяжении XVIII-XX вв., вплоть до последнего времени. Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной  властью  наследственного,  обожествляемого монарха,  выступающего единоличным законодателем и высшим судьей;  централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом,  с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного,  подчиненного  деспоту  административного аппарата.  При этом перечеркивалось действительное многообразие  политических структур древневосточных цивилизаций,  их последующей эволюции.                                         

   Формализованное  понятие "восточная деспотия",  обладающее  вышеперечисленными признаками,  с определенными основаниями можно отнести  к  централизованной  империи Древнего  Китая  и  царствам Древнего Египта.  В Китае, например,  император обожествлялся,  существовал особый культ императора - "сына неба".  Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких  полномочий. Рано сложился здесь и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов,  были поставлены  под  строгий контроль центральных властей.                         

Но во многих древневосточных государствах  власть  верховных  правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.                          

   Древневосточным  обществам были известны также и республиканские государственные формы,  в  которых  значительную  роль играли традиции примитивной племенной демократии,  например республики в городах-государствах Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии".               

   Правители  Древней  Индии,  например,  не располагали неограниченными законодательными полномочиями.  Даже  в крупном,  относительно централизованном государстве Маурьев (IV-II вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе - раджасабха и совет  сановников - мантрипаришад. Одной из наиболее ярких особенностей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных республиканских  государственных  образований  -  ган и сангх.                                                

Информация о работе Государство и право стран Древнего Востока