Государство, как политический институт общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Как же происходит переход от общества без государства к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию. Имущественная дифференциация порождает класс собственников осознающих себя как особая группа в обществе.

Работа содержит 1 файл

государство.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

Примерами таковых  государств может служить сегодня  Саудовская Аравия, Малайзия, Сингапур. После принятия 31декабря 2011года закона "о национальной обороне"(9) узаконившей бессрочное содержание под стражей без суда и следствия, США так же можно отнести к этому списку.    

Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.     

Правовому государству присущи  следующие признаки:

  • верховенство закона во всех сферах жизни;
  • разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
  • эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;
  • разделение государственных и негосударственных политических институтов;
  • взаимная ответственность государства и личности.

В сущности все государства  стремятся позиционировать себя как правовые, но далеко не у всех это стремление утверждено законодательно, и не имеет, законодательно же противоречащих конституции норм закрепленных в  законах. В современных условиях можно говорить лишь об относительной правовой составляющей в государствах. Всвязи в частности с повсеместным, после 1991года, введении законодательных норм по "борьбе с терроризмом". Наиболее правовыми государствами на сегодняшний момент принято считать Норвегию и Швецию.     

Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.

Социальное государство  можно легко определить по уровню дифференциации доходов населения(соотношения, например 5%, самых богатых к такому же % самых бедных)

Неравенство порождает  неравенство. Например, в Латинской  Америке сочетание минеральных  богатств, почв и климата, импорт дешевой  рабочей силы создали две касты: латифундистов и бесправных рабочих. Это породило огромное неравенство, которое затем еще более увеличилось, а политические институты закрепили  такое положение. В современном  Российском государстве последние 20 лет наблюдается такой же процесс  И не смотря на то что в конституции  РФ формально закреплено что Россия является социальным государством, на деле она им не является и со временем сбрасывает с себя социальные обязательства.

В мире же к социальным государствам можно отнести наиболее благополучные капиталистические  страны, позиционирующие себя одновременно и как правовые - это страны Скандинавии, Германия, Франция, Япония так и страны позиционирующие себя прежде всего  как социалистическое, проводящие социальную политику - как например Белоруссия, Венесуэла, страны под руководством коммунистических партий.     

Особое место  в типологии государств занимает Советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции  теории буржуазного правового государства. Признавая за "правовым государством" в условиях капиталистического хозяйствования - государство осуществляющее интересы буржуазии, т.е. фактически диктатуру  буржуазии прикрытую нормами  парламентаризма, Советский Союз антагонистично позиционировал себя как диктатуру  пролетариата, т.е. социалистическое правовое государства в условиях социалистического  государственного хозяйствования в  экономике.

В целом же Советский  Союз, как и большинство стран  возглавляемых коммунистическими  партиями, можно отнести к социальным государствам.

 

4.  Особенности современного Российского государства

Современное Российское государство, в соответствии с нормами  конституции(основного закона страны) 1993года, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.(10)

Действующая Конституция  России состоит из Преамбулы и  двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические  и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит  из 137 статей, закрепляющих основы политической,общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Среди ключевых особенностей, выделяющих политическое институциональное  отличие современной России, можно  отметить такие моменты рознящие конституцию 1993года от предшествовавшей ей конституции 1978годов:

1)Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России)

2) Ликвидировано  закрепление земли и недр в  качестве достояния народов, проживающих  на соответствующей территории 

Таким образом, сопоставляя  эти, а так же другие моменты новой  конституции 1993года  с конституцией 1978года, можно отметить смену институтов социалистического общества на институты  буржуазные, замену Советского парламентаризма  на буржуазные, фактический переход  общенародной собственности в частные  руки(к буржуазии).

Анализ реальной действительности позволяет выявить  противоречия между декларируемыми в конституции нормами и общей  политикой Российского государства, его институтов.

Формально, по конституции, Российскому государству присущи  следующие внутренние функции - обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

В реальности политика Российского государства на разгосударствление собственности и приватизацию, снятия с государства социальной ответственности  и функций, политики налогооблажения (плоская 13% шкала подоходного налога, отсутствие налога на роскошь и т.д.) и т.д. - показывают курс на проведение антиконституционной (антисоциальной) политики государства.

Так же Российскому  государству присущи следующие внешние функции - функции интеграции в мировую капиталистическую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддежки иностранных инвестиций, поддежки мирового капиталистического  правопорядка(борьба с терроризмом), сотрудничества с другими государствами в рамках международных организаций.

Деление функций  государства на внутренние и внешние  во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических  и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в последние 20лет, в  условиях трансформации государств, через децентрализационные процессы дробления бывших Советских государств на более мелкие, со сменой их общественных социалистических общественных институтов на буржуазные. А так же через  централизацию(глобализацию) капиталистических  государств в надгосударственные конфедеративные  образования(Европейский Союз, Северо-Американский союз и т.д.). Россия, будучи сформировавшимся капиталистическим государством, так  же делает попытки к процессам  централизации. С меньшим успехом  в рамках постСоветского пространства(Союзное  государство Россия-Белоруссия, таможенный союз), и 

с большим успехом  в рамках международных надгосударственных институтов, например вхождение России в ВТО. Таким образом внешние  и внутренний функции государства  переплетаются, зачастую внешние(нормы  ВТО) преобладают над внутренними(конституцией РФ, законами РФ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как  сложное и исторически развивающееся  общественно-политическое явление; подтвердить  наличие плюрализма  в понимании  и определении государства, так  как понимание этого термина  в каждом государстве, при определённом политическом общественном устройстве - бывает своё.

Государство(как  институт общества, его организация) занимает  центральное место в  политической и общественной жизни  любой страны(территориальной, культурной области)

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так  или иначе, связана с государственной  властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи  интересы выражают те или иные современные  государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И  что бы ни было зафиксировано в  программных документах различных  политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных  или тайных целей, интересов того класса который они представляют. Самое существенное в государстве  – не возможность объединения  людей как таковое, не территория, а обладание властью, т.е. такое  объединение людей на определённой территории которое подразумевает  власть над этой территорией вместе с тем её остальным населением которое не вовлеченно в управление. Поэтому бесперебойного “правильного”  правового механизма образования  и осуществления государственной  власти нет, оно везде носит особый характер который всегда не в идеальной  степени но отчасти(с большим  или меньшим успехом) можно так  или иначе классифицировать и  упорядочить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).
  2. Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1993.
  3. Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  4. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 1994. - №7.
  5. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало, 1997г.
  6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – 312с.
  7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.
  8. В.И.Ленин «Удержат ли большевики государственную власть» (Полное Собрание Сочинений, т. 34, с. 315)
  9. Закон о национальной обороне США http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-112hr1540enr/pdf/BILLS-112hr1540enr.pdf
  10. Конституция Российский Федерации http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………...2

Глава 1. Понятие  государства в международном  праве…………………………… ………………………………………………. 4

1.2. Понятие и  определение государства……………………………..…4

1.3. Признаки и  сущность государства………………………………….6

Глава 2. Место и  роль государства в политической системе общества…………………………………………………………………………..9

Глава 3.  Классификация  государства…………………………………..12

Глава 4. Особенности  современного российского государства………………………………………………………………….….17

Заключение………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………19

 

 

Основные  признаки государства

I. Публично-политическая (государственная) власть.

Государственная власть - это власть одновременно публичная  и политическая. Публичной она  является потому, что официально управляет  делами всего общества и выступает  от имени всего общества в целом  при решении вопросов, относящихся  к её компетенции.

Политическая природа  государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него Относительно самостоятельное  существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов  у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании  этих отношений, что и делает её как  власть публичную властью политической; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих  во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально  неоднородном обществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах. Последнее и придает публичной власти политический характер. Поэтому она и выступает всегда как власть публично-политическая.

Информация о работе Государство, как политический институт общества