Государство: понятие, генезис, основные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденции ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относится к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем – объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами.

Содержание

Введение 3
Понятие государства 5
Генезис государства 8
Причины и формы возникновения государства 8
Теории происхождения государства 10
Государство в политической системе общества 15
Признаки и сущность государства 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Теория государства и права

на тему: «Государство: понятие, генезис, основные характеристики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение           3

  1. Понятие государства        5
  2. Генезис государства         8
    1. Причины и формы возникновения  государства   8
    2. Теории происхождения государства     10
    3. Государство в политической системе общества   15
  3. Признаки и сущность государства      21

Заключение          27

Список использованной литературы      29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденции ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относится к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем – объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в  обществе с давних пор относятся  к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство  очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его  противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. Государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

При анализе всякого  предмета нужно прежде всего выяснить его историческое происхождение, а  также предпосылки, что имеет  прямое отношение и к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Поэтому в данной работе много места будет отведено теориям происхождения государства.

История государства  неотделима истории общества. Оно  вместе с обществом проходит длинный  исторический путь от неразвитого к  развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

 

 

1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

 

С давних времен мыслители  пытались ответить на вопрос, что такое  государство. Еще древнеримский  оратор  философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал  и одновременно отвечал: "Да и  что такое государство, как не общий правопорядок?" У Цицерона было немало последователей в разное время и в разных странах – основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П.Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что "государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства". Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка,  усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое  распространение получила определение  государства как совокупность людей, территории,  занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги  выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих  индивидов; 

2) определенную территорию;

3) суверенную власть;

4) правительство. 

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты  государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть.

Не согласны с приведенным  понятием и историки психологической  теории права. "Государство не совокупность людей определенного рода, – утверждал Ф. Ф. Кокошкин, – а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними". Однако "форма общежития", форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство.

Трудности выработки  дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность  ее формулирования вообще.

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это "та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение". Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому "государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим". В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: "Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим".

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в  официальной пропаганде. Однако они  применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая  классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону,  указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной  литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий  специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными  для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение  отражает общее понятия государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство – основной институт (компонент) политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт (слоев), классов, организаций и т.д. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

 

 

 

2. ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Причины и формы  возникновения

 

Вопрос о происхождении государства  является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства, которые мы рассмотрим ниже.

Формирование государства –  длительный процесс, который у различных  народов мира протекал по разному.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих  потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы  и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появлению экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма как "азиатский способ производства" (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

Следовательно, восточный (азиатский) возникновения государственности  отличается от других вариантов главным  образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

По другому историческому  пути шел процесс в Афинах и  Риме, где рабовладельческое государство  возникло в результате появления  частной собственности и раскола  общества на классы.

Афины – это самая  чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства  ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против родовой римской аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского  государства в значительной степени  связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация  не была приспособлена.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в образовании государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения. Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровно-родственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями.

 

2.2. Теории происхождения государства

 

Теории происхождения  государства стали возникать  вместе с последним, отражая уровень  развития экономического строя и  общественного сознания. Остановимся  на некоторых из них:

Теологическая теория является одной из самых древних (Фома Аквинский, Хаммурапи, Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство –  продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна  и незыблема, зависима, главным образом, от религиозных организаций и  деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Информация о работе Государство: понятие, генезис, основные характеристики