Государство в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Существует несколько концепций происхождения государства.
Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. На монарха возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.
Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт семьи, разрослась до размеров государства, при этом власть правителя толкуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения.

Содержание

1. Основные концепции происхождения государства.
2. Возникновение и сущность государства, его функции.

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 24.82 Кб (Скачать)

Тема 9. Государство в  политической системе  общества.

  1. Основные концепции происхождения государства.
  2. Возникновение и сущность государства, его функции.
 
  1. Основные  концепции государства.
 

Существует  несколько концепций происхождения  государства.

     Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. На монарха возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.

     Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт семьи, разрослась до размеров государства, при этом власть правителя толкуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения.

     Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, который характеризуется неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, прав и свобод личности.

     Психологическая концепция исходит из того, что государство существует за наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного общества, в ощущении необходимости коллективного взаимодействия или за склонности большинства к подчинению.

     Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовую по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сути (орган классового господства: орган угнетения одного класса другим).

     Теория  завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом толкуется и происхождение классовой эксплуатации. Для поддержания порядка и подавления сопротивления потребовалось создание государственных органов и принятия законов. Подобное толкование государства было обосновано австрийским политическим социологом социал-дарвинистского направления А. Гумиловичем.

     Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над другими. Современные исследователи отвергли эту теорию.

     Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Все элементы государства взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти. Этот взгляд на государство обосновал английский социолог Т. Спенсер.

     Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью построения крупных оросительных систем. Этот подход используется для объяснения истории стран Древнего Востока.

     Спортивная концепция, получив развитие в трудах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, выводит генезис государства из распространения спорта. Система физического воспитания в Спарте, по его мнению, способствовала возникновению сильной армии и в итоге - государства. Олимпийские игры стали фундаментом процесса объединения древнегреческих городов и возникновение государства.

   

  1. Возникновение и сущность государства, его функции.
 

  Возникновение государства сокрыто в глубокой древности. Идея государства вытекает из самой глубины человеческого сознания. В течение многих тысячелетий народы всевозможных племен и разных степеней развития своим умозаключением и опытом всегда и повсюду были приводимы к этой идее. Первоначальной ячейкой человеческого общества являлась семья, род, племя. Борьба между ними приводила к победе одного рода (племени) над другим или к примирительному соглашению между несколькими родами (племенами), в результате чего над ними устанавливалась единая власть.

  Государства возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою судьбу с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлых орд завоевателей, подвергающих все опустошению.

  Защита жизни, очага и хозяйства от набегов кочевников становится настолько важной, что удачное отражение их естественно создает из общины центр, слывущий защищенным и безопасным. Малые и слабые общины видят свой прямой интерес в том, чтобы добровольно отдаться под власть удачно обороняющегося союза и обеспечить себе тем защиту, а купцы, ищущие безопасности для своих товаров и верных оборотов, начинают тяготеть к тому же центру. Государственная власть слагается тем быстрее и прочнее, чем скорее и вернее ей удаётся обеспечить порядок внутри союза и безопасность от внешних нападений.

     Развитие  государственной жизни протекало  медленно, и развитие это шло всегда рука об руку с развитием в душах  людей правосознания: ведь сама сущность государства состоит во властвовании по праву, через право и ради права. Поэтому там, где чувство права  и справедливости не развивалось, государственная власть делалась жертвой междоусобных столкновений и насильственных захватов.

  Один из важнейших признаков государства – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право – без государства.

     Государство возникло и упрочилось в поисках  внутреннего порядка и внешней  безопасности. В нем люди находят  высшее орудие для обеспечения охраны своей личной безопасности, своих  прав и свобод. Вопрос о понятии  государства является столь же сложным  и древним, сколь и само государство. К этому вопросу постоянно  обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства  – с Древнего Рима и Древней  Греции вплоть до наших дней. «Что такое  государство, - восклицал один из российских государствоведов в начале ХХ века А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит перед человеческим умом». Он был абсолютно прав, когда писал, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически невозможно грамотное, квалифицированное им управление.

     "Только  в государстве - указывал Борис  Николаевич Чичерин, русский историк,  юрист, философ, -  может развиваться  разумная свобода и нравственная  личность; предоставленные же самим  себе, без высшей сдерживающей  власти, оба эти начала разрушают  сами себя… Государство, - поясняет  он, - есть высшая форма общежития,  высшее проявление народности  в общественной сфере. В нем  неопределенная народность собирается  в единое тело, получает единое  отечество, становится народом.  В нем Верховная Власть служит  представительницей высшей воли  общественной, каков бы ни был  образ правления. Эта общественная  воля подчиняет себе воли частные  и устанавливает, таким образом,  твердый порядок в обществе…".

Функции государства

Внутренние:   

  1. законотворческая;
  2. экономическая (государство- предприниматель, координирующий экономический процесс);
  3. социальная (организация социальной жизни);
  4. обеспечение правопорядка;
  5. защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил;
  6. культурно-воспитательная, пропагандистская.

Внешние:

  1. обеспечение внешней безопасности и целостности государства, его независимости;
  2. сотрудничество с другими государствами;
  3. участие в решении глобальных проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

1. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 4. – М. 1994. – С. 130.

2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах под ред. М.Н. Марченко. Том 1. М.: 2001. С. 165.

3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах под ред. М.Н. Марченко. Том 1. М.: 2001. С. 84.

4. Тихомиров Л.А. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос. М.:, 2003. С. 46-47.

Информация о работе Государство в политической системе общества