Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа
Существует несколько концепций происхождения государства.
Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. На монарха возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.
Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт семьи, разрослась до размеров государства, при этом власть правителя толкуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения.
1. Основные концепции происхождения государства.
2. Возникновение и сущность государства, его функции.
Тема 9. Государство в политической системе общества.
Существует
несколько концепций
Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. На монарха возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.
Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт семьи, разрослась до размеров государства, при этом власть правителя толкуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения.
Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, который характеризуется неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, прав и свобод личности.
Психологическая концепция исходит из того, что государство существует за наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного общества, в ощущении необходимости коллективного взаимодействия или за склонности большинства к подчинению.
Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовую по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сути (орган классового господства: орган угнетения одного класса другим).
Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом толкуется и происхождение классовой эксплуатации. Для поддержания порядка и подавления сопротивления потребовалось создание государственных органов и принятия законов. Подобное толкование государства было обосновано австрийским политическим социологом социал-дарвинистского направления А. Гумиловичем.
Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над другими. Современные исследователи отвергли эту теорию.
Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Все элементы государства взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти. Этот взгляд на государство обосновал английский социолог Т. Спенсер.
Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью построения крупных оросительных систем. Этот подход используется для объяснения истории стран Древнего Востока.
Спортивная концепция, получив развитие в трудах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, выводит генезис государства из распространения спорта. Система физического воспитания в Спарте, по его мнению, способствовала возникновению сильной армии и в итоге - государства. Олимпийские игры стали фундаментом процесса объединения древнегреческих городов и возникновение государства.
Возникновение государства сокрыто в глубокой древности. Идея государства вытекает из самой глубины человеческого сознания. В течение многих тысячелетий народы всевозможных племен и разных степеней развития своим умозаключением и опытом всегда и повсюду были приводимы к этой идее. Первоначальной ячейкой человеческого общества являлась семья, род, племя. Борьба между ними приводила к победе одного рода (племени) над другим или к примирительному соглашению между несколькими родами (племенами), в результате чего над ними устанавливалась единая власть.
Государства возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою судьбу с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлых орд завоевателей, подвергающих все опустошению.
Защита жизни, очага и хозяйства от набегов кочевников становится настолько важной, что удачное отражение их естественно создает из общины центр, слывущий защищенным и безопасным. Малые и слабые общины видят свой прямой интерес в том, чтобы добровольно отдаться под власть удачно обороняющегося союза и обеспечить себе тем защиту, а купцы, ищущие безопасности для своих товаров и верных оборотов, начинают тяготеть к тому же центру. Государственная власть слагается тем быстрее и прочнее, чем скорее и вернее ей удаётся обеспечить порядок внутри союза и безопасность от внешних нападений.
Развитие
государственной жизни
Один из важнейших признаков государства – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право – без государства.
Государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности. В нем люди находят высшее орудие для обеспечения охраны своей личной безопасности, своих прав и свобод. Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К этому вопросу постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. «Что такое государство, - восклицал один из российских государствоведов в начале ХХ века А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит перед человеческим умом». Он был абсолютно прав, когда писал, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически невозможно грамотное, квалифицированное им управление.
"Только
в государстве - указывал Борис
Николаевич Чичерин, русский
Функции государства
Внутренние:
Внешние:
Список использованных источников
1. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 4. – М. 1994. – С. 130.
2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах под ред. М.Н. Марченко. Том 1. М.: 2001. С. 165.
3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах под ред. М.Н. Марченко. Том 1. М.: 2001. С. 84.
4. Тихомиров Л.А. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос. М.:, 2003. С. 46-47.
Информация о работе Государство в политической системе общества