Гражданское и торговое законодательство Франции в ХIХ-ХХ вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Революционная эпоха не благоприятствовала созданию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного и часто не согласо­ванного права.
Французская революция XVIII в. при всем ее нигили­стическом подходе к старому праву способствовала тому, что в дальнейшем во Франции происходит рост авторитета закона и превращение его в основной источник права. В глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная практика представлялся наиболее эффективным средством упразднения старых феодальных институтов и выработки нового доступного и справедливого права.

Содержание

Введение 3
1. Гражданское законодательство в XIX—XX вв . 5
2. Торговое законодательство в XIX—XX вв. 10
Заключение 15
Список литературы 16
Задача

Работа содержит 1 файл

Контрольная ИЗГП.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Большие изменения произошли в XX в. и в области договорного права. Так, Государственный совет как выс­ший орган административной юстиции и суды стали отхо­дить в случае чрезвычайных обстоятельств от принципа не­зыблемости договора. В этих целях была использована сред­невековая доктрина «Оговорка о неизменности обстоя­тельств». Французская су­дебная практика нередко делала упор именно на изменив­шиеся и чрезвычайные обстоятельства. При этом следовала ссылка на ч. 3 ст. 1134 ФГК, согласно которой соглашения, заключенные между сторонами, «должны быть выполнены добросовестно».

        В последние десятилетия во Франции наряду с граж­данскими договорами широкое распространение получили и административные, где одной из сторон выступает госу­дарственный орган. Такие договоры государство заключает
с национализированными предприятиями или частными компаниями с целью обеспечения определенных программ экономического развития, реализации заданий по инвести­циям, по объему производства, по созданию дополнительных рабочих мест и т.д. В таких административных договорах его стороны не являются равными как в экономическом, так и в юридиче­ском отношении. Соответствующие государственные орга­ны имеют право контролировать ход исполнения договора, а в случае необходимости - изменять его условия и даже расторгнуть договор. С другой стороны, контрагенты госу­дарства в административных договорах могут рассчитывать
на налоговые скидки, льготные кредиты и т.п.

 

2. Торговое законодательство XIX—XX вв.

 

Более основательному пересмотру в XIX—XX вв. подвергся Торговый кодекс Франции. Так, в 1838 г. был принят специальный закон, упорядочивающий процедуру бан­кротства, в 1844 г. - закон об изобретениях и патентах на изобретение, в 1852-1862 гг. - законы о реорганизации банковских учреждений и т.д. Закон 1867 г. легализовал акционерные общества («анонимные товарищества»), кото­рые создавались явочным путем.

В ФТК к настоящему времени в первоначальном виде сохранили свою силу примерно 20 статей. Французские юристы не без основания рассматривают ФТК как «руины». Но само торговое право получило наибольшее развитие во второй половине XX в. в связи с усложнением механизмов правового регулирования хозяйственной жизни.

Многие изменения в торговом законодательстве Фран­ции в XX в. вызваны присоединением к международным конвенциям. Особенно значительная ревизия торгового и иного хозяйственного права Франции осуществляется под влиянием права Европейских Сообществ.

Так, например, в соответствии с директивами ЕЭС в 1983 г. был осуществлен пересмотр системы бухгалтерской отчетности, что повлекло за собой пересмотр соответствую­щих статей книги 1 ФТК.

Французское право, таким образом, не избежало ин­тернационализации, которая является следствием интегра­ционных процессов, международного разделения труда и роста внешнеэкономических связей. Эта тенденция нашла свое отражение в таких областях предпринимательского права, как патентное, чековое, акционерное и т.д.

Развитие торгового права Франции в силу несовершен­ства самого ФТК еще в прошлом веке (а особенно это ха­рактерно для XX в.) осуществлялось путем исключения из Кодекса ряда важных институтов (банковское, вексельное правой др.).

Так, начиная с закона 1867 г. в качестве самостоятель­ной сферы регулирования торгового законодательства вы­делилось акционерное законодательство. Частичные рефор­мы акционерного законодательства имели место еще в 30 - 40-е гг. XX в., но в настоящее время его основу составляет закон от 24 июля 1966 г., который существенным образом модернизировал акционерное право Франции. Этот закон дополнен правительственным декретом от 23 марта 1967 г., посвященным торговым товариществам. В целом оба этих акта насчитывают более 800 статей, т.е. превосходят по объ­ему сам ФТК.

В отличие от традиционного торгового права, носящего частноправовой характер, действующее акционерное зако­нодательство включает большое число уголовных и процес­суальных норм. В этом законодательстве содержатся раз­вернутые правила создания и деятельности всех основных видов торговых товариществ, а именно: полных, простых, коммандитных, товариществ с ограниченной ответственно­стью, акционерных обществ. Последние из вышеперечис­ленных стали основным предметом заботы французского законодателя в последние десятилетия.

Так, были предусмотрены новые формы организации управления делами компании (директорат, наблюдательный совет и др.), право выпуска облигаций, которые обменива­лись затем на акции, усиление контроля крупных держате­лей акций за функционированием органов управления, рас­ширение отчетности акционерных обществ с целью обеспе­чения более высокого уровня достоверности и полноты ин­формации. Была повышена и степень ответственности са­мой акционерной компании перед третьими лицами в слу­чаях, когда органы управления акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью действуют вне рамок установленной для них правоспособности (специ­альной правоспособности).

Интересы третьих лиц получили дополнительные га­рантии (закон от 25 января 1985 г.) и в случаях, связанных с несостоятельностью акционерного общества. Таким обра­зом, проявилась характерная для последнего времени тен­денция к расширению контроля за деятельностью акцио­нерных обществ со стороны самих акционеров, третьих лиц и государства.

Другой характерной чертой французского акционерно­го законодательства (начиная с 1917 г.) явилось распростра­нение ценных бумаг компании среди ее рабочих и служащих. Эта тенденция нашла свое выражение и в целой серии законов 60 - 80-х гг.

Так, закон 1970 г. предоставил акционерным общест­вам право распространять среди своих работников акции общества (путем подписки или покупки). В 1980 г. в законо­дательном порядке было установлено обязательное бесплат­ное распределение части акций среди работников предприятий, принадлежащих акционерным обществам.

Таким образом, развитие французского торгового, а по сути дела экономического права происходило не в рамках традиционных кодексов частного права, а путем издания большого количества самостоятельных хозяйственных ак­тов.

Для этих актов свойственно усиление публично-право­вых начал в регулировании экономических отношений, в результате чего происходит стирание ранее непреодолимых граней между публичным и частным правом.

Примером могут служить многочисленные норматив­ные акты, направленные на защиту окружающей среды, на поддержание рыночной конкуренции, на охрану интересов потребителей товаров и услуг и т.д.

Так, в 60-80-е гг. во Франции была принята целая серия природоохранительных актов, которые вводили жест­кий контроль за состоянием окружающей среды, способст­вовали недопущению ее загрязнения в результате промыш­ленной и иной производственной деятельности. В 1964 г. был принят декрет о реактивных отходах, в 1974 г. - об охране воздуха от загрязнения, в 1975 г. - об ограничении уровня шума и т.д.

Показателем успешного проведения природоохранительной политики стало принятие в 1970 г. специальной го­сударственной программы по охране окружающей среды, в соответствии с которой был образован и ряд новых приро­доохранительных органов, в том числе министерство охра­ны природы и окружающей среды.

Важной вехой в осуществлении природоохранных ме­роприятий явилось издание закона 1976 г., который содер­жал широкий перечень природных ресурсов, находящихся под защитой государства. Нарушение этого закона влекло за собой не только гражданско-правовую и административную ответственность, но и уголовные наказания.             

Своеобразное сочетание публично-правового и частно­правового регулирования можно видеть в законодательстве, посвященном поддер­жанию конкуренции и предотвращению доминирующих позиций отдельных предпринимателей, акционерных компаний и их объединений.

Значительным этапом в развитии конкурентной и ан­тимонопольной политики стал правительственный ордонанс 1986 г. о свободе цен и конкуренции. По этому закону (ст. 7) запрещаются согласованные действия, договоры, выражен­ные в открытой форме, или подразумеваемые соглашения, а также объединения, имеющие целью или могущие иметь   в качестве одного из своих последствий недопущение, ограничение или нарушение конкуренции на рынке.

Такие монополистические сговоры могут быть направ­лены на ограничение в доступе на рынок других предпри­ятий, недопущение свободного установления цен, ограниче­ние производства или сбыта, раздел рынков или источни­ков снабжения и т.д.

Согласно ст. 8 ордонанса 1986 г., предприятию или группе предприятий запрещается злоупотреблять господствующим положением на внутреннем рынке, а так­же экономической зависимостью, в которой от него нахо­дятся другие предприятия, являющиеся их поставщиками или клиентами.

Для нарушителей закона ордонанс предусмотрел раз­ные виды ответственности: гражданскую, административ­ную и уголовную. Последней подлежат не только физиче­ские лица, руководители предприятий-нарушителей, но и юридические лица, сами предприятия, товарищества и их объединения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Успех кодификации Наполеона определялся в значи­тельной мере и тем, что ее составители, используя револю­ционные идеи и подходы, восстановили прерванную в годы революции преемственность в праве и обратились не только к революционной практике, но и к дореволюционному праву, кутюмам, каноническому праву, римскому праву.

Во Франции, в отличие от Англии, законодатель, особенно при проведении коди­фикационных работ, широко использовал наследие римских юристов, воспринял сам дух римского права. Логика построе­ния французского права (его деление на публичное и частное), его основные конструкции и понятия, многие юриди­ческие определения восходят к римскому праву, перерабо­танному в соответствии с французскими условиями еще в дореволюционную эпоху такими видными юристами, как Дома, Потье, Буржон и др.

Созданная под не­посредственным воздействием французской революции пра­вовая система Франции в основных своих чертах, несмотря на усложнение ее структуры, модернизацию основных правовых институтов, развитие ее источников, сохранилась и к началу XX в.

На протяжении почти всей первой половины XX в. во Франции формально продолжала действовать классическая наполеоновская кодификация права. Но после второй миро­вой войны усложнившийся характер общественной жизни, новые экономические процессы, рост правовой культуры и другие факторы повлекли за собой постепенное обновление традиционных наполеоновских кодексов.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      История  государства и права зарубежных стран/ Под. ред. Тинт С. Ю.- М.: РИОР, 2003.- 112 с.

2.      История государства и права зарубежный стран. Часть 2. Учебник для вузов. 2-е изд. Под общ. ред. проф. Крашенинноковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА- М, 1999.- 712 с.

3.      История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное пособие/А.Н. Маркова, М.: Закон и Право, ЮНИТИ.- 1995 г. 340 с.

4.      Корасев А. И. История  государства и права зарубежных стран.- М.: НОРМА, 2003.- 449 с.

5.      Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие в 2-х частях, 2-е издание. Ч. II, кн. 2. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ»., 1995.- 318 с.

6.      Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс.- М.: Республика, 1992 г. – 620с.

7.      Прудников М. Н. История  государства и права зарубежных стран.- Ростов н-Д.: Феникс, 2003.- 378 с.

8.      Шатилова С. А. История  государства и права зарубежных стран.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Казус №9

              Профсоюз докеров Нью-йоркского порта обратился в Национальное управление по трудовым отношениям с ходатайством о возбуждении официального обвинения в недобросовестной трудовой практики против администрации порта. Укажите   основание (со ссылкой на закон Тафта-Хартли) по которому Управление отказало профсоюзу в его ходатайстве.

 

Ответ: В Законе Тафта-Хартли сказано, что:

- Управление не должно возбуждать официальное обвинение по жалобе, поданной организацией, если такая рабочая организация и национальная или международная организация, филиалом или составным звеном которой является эта рабочая организация, не представила до этого момента министру труда копий своего уста­ва и правил и может доказать, что до этого момента она предста­вила министру труда финансовый бюджет, показывающий все любого рода поступления и источники таких поступлений…

- Обязанностью всех рабочих организаций является ежегод­ное представление министру труда отчетов в предписанной им форме, содержащих текущую информацию, аналогичную той, которую она обязана сообщить в первоначальном отчете, и никакое официальное обвинение не может быть возбуждено, поданной рабочей организацией, если она не сможет дока­зать, что она и национальная или международная рабочая органи­зация, филиалом или составным звеном которой она является, выполнила обязанность, установленную настоящим пунктом.

    - Управление не должно возбуждать официальное обвинение по жалобе, поданной рабочей организацией, если в Управление не представлено каждым должностным лицом такой рабочей организации и националь­ной или международной организации, филиалом или составным звеном которой она является, письменное показание, под прися­гой подтверждающее, что он не является или не являлся членом Коммунистической партии и что он не придерживается или не придерживался убеждения и не является или не являлся членом организации, которая придерживается убеждения или учит, что правительство Соединенных Штатов должно быть свергнуто с помощью силы или незаконных и неконституционных методов.

Информация о работе Гражданское и торговое законодательство Франции в ХIХ-ХХ вв