Гражданское общество и роль права в его формировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Государственное устройство современной России также характеризуется переходным состоянием. Нынешнее конституционное закрепление федеративного устройства России представляет собой политический компромисс различных интересов и подходов к государственному устройству страны. Продолжением этого компромисса стал договорный процесс - заключение договоров между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами. Существует справедливое мнение, что заключение договоров девальвирует роль Конституции Российской Федерации в жизни общества, поскольку происходит вытеснение конституционного регулирования федеративных отношений договорным, устанавливается неравенство правового статуса субъектов Федерации, что ведет к конфликтам внутри нее.

Работа содержит 1 файл

Gosudarstvennoe_ustroystvo_sovremennoy_Rossii_t.docx

— 17.48 Кб (Скачать)

Государственное устройство современной России также характеризуется  переходным состоянием. Нынешнее конституционное  закрепление федеративного устройства России представляет собой политический компромисс различных интересов  и подходов к государственному устройству страны. Продолжением этого компромисса  стал договорный процесс - заключение договоров между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами. Существует справедливое мнение, что заключение договоров девальвирует роль Конституции  Российской Федерации в жизни  общества, поскольку происходит вытеснение конституционного регулирования федеративных отношений договорным, устанавливается  неравенство правового статуса  субъектов Федерации, что ведет  к конфликтам внутри нее.

Состояние переходности и  противоречивости присуще и государственно-правовому  режиму, сложившемуся в нынешней России. Наблюдается переплетение различных  регуляторов общественных отношений: от непререкаемых государственных  предписаний до обращения к традициям, обычаям, деловым обыкновениям; от элементов  жесткого государственного контроля до установления гласности, плюрализма мнений и убеждений, самоуправленческих начал, самоорганизации населения и  др.

Переходный этап четко  обозначился в функционировании российской государственности. Это  выражается, в частности, в том, что  Российское государство начинает постепенно осваивать новую для него роль "слуги общества", а в содержании его функций возрастает удельный вес общесоциальных, общедемократических, гуманистических начал.

В переходный период изменяются взаимоотношения государства и  института собственности. Государственная  собственность все больше выступает  материальной основой государственной  власти. Однако государственная собственность, будучи в управлении и фактическом обладании государственного аппарата, должна использоваться не для нужд этого аппарат, а в первую очередь на социальные цели: для сглаживания негативных последствий вхождения в рыночные отношения, в том числе последствий безработицы, резкой противоположности между бедностью и богатством, для оказания помощи гражданам с пониженной трудоспособностью, других социально не защищенных слоев общества, а также для поддержки системы образования, здравоохранения, искусства, развития фундаментальных наук.

Закрепляя на конституционном  уровне равное правовое положение и  одинаковую защиту всех форм собственности, Российское государство не рассматривает  право частной собственности  как абсолютное. Обладание частной  собственностью предполагает определенные социальные обязательства перед  обществом. Это означает, что частная  собственность может ограничиваться, и основанием для такого ограничения  служат общественные интересы, общее  благо, общественная польза. При этом под общественными интересами понимаются интересы гражданского общества.

Таким образом, при переходе России к новому общественному строю  модифицируется роль государства в  установлении правового режима различных  форм собственности, в разрешении конфликтов между собственниками, расширяются  каналы государственного контроля за реализацией полномочий собственника.

С учетом специфики российского  общества на весь переходный период к  рынку сохранится ведущая роль государства. Данная тенденция обусловлена следующими группами обстоятельств:

1) только государство  как официальный представитель  общества способно вырабатывать  и реализовывать конкретную экономическую  политику в масштабе всей страны;

2) посредством законодательства  государство может регулировать  отношения собственности, устанавливать  правовые основы функционирования  рынка; 

3) государство располагает  специальным аппаратом охраны  и защиты прав и свобод личности;

4) аккумулирует через  государственный бюджет средства  обеспечения экономической и  иной безопасности общества.

Для выполнения указанных  задач необходимо сильное государство, но одновременно сильным должно быть и общество, чтобы заставить сложный  механизм государственной власти действовать  в рамках Конституции и контролировать систему управления.

Выше указывалось, что  на формирование российской государственности  большое влияние оказывает специфика  национальных отношений, поскольку  Россия - полиэтническое государство. Отсюда необходимость постоянного внимания государственных структур к национальным проблемам.

Процессы демократизации и обновления в нашей стране способствовали росту национального самосознания всех народов, ее населяющих. Это привело, в свою очередь, к национальному  противостоянию народов в некоторых  регионах, к межнациональным конфликтам.

Можно выделить несколько  уровней конфликтной ситуации современной  России: первый уровень - отношения  между федеральным центром и  республиками, стремление последних  к равноправию не с другими  субъектами, а с Российской Федерацией; второй - движение субъектов, построенных  по территориальному признаку, за обладание  статусом государственных образований (республик); третий - личностно-бытовой, в рамках которого существует конфликт между коренным и некоренным населением; четвертый - проблемы возвращения репрессированных в сталинское правление народов на свою историческую родину.

Российские межнациональные  отношения - сложная, многоуровневая система  разнообразных факторов. Конфликтная  ситуация - не единственный показатель неблагополучного развития национальных отношений. Но она свидетельствует  о том, что существующие государственно-правовые структуры не способны в полной мере разрешить цивилизованными способами  создавшееся положение.

Было бы ошибочным рассматривать  всплеск национальных проблем в  нашей стране как издержки переходного  периода, т.е. как временное явление. Опыт зарубежных стран и мировой  опыт в целом показывают, что национальный аспект - постоянный спутник развития государственности в многонациональном  обществе. Обострение межнациональных  отношений наблюдается во многих полиэтнических государствах (Бельгии, Индии и др.), идут поиски новых методов и способов смягчения межнациональных конфликтов. Ни одно многонациональное государство не гарантировано от межэтнических конфликтов, несмотря на развитые демократические институты и экономическое благополучие.

На развитие государственности  оказывает существенное влияние  фактор этничности, т.е. генетической преемственности  населяющих страну народов, своеобразие  их образа жизни, языка, национальной культуры, исторически сложившейся национальной психологии, в которой отражаются индивидуальные особенности народа. Поскольку этничность выступает  постоянным фактором жизни многонационального общества, важно научиться жить в  этих условиях и относиться к национальным отношениям как к своеобразному  объекту управления. Это требует, в свою очередь:

1) постоянного учета государственной  властью изменяющейся обстановки  в развитии национальных отношений;.

2) поиска средств и  методов, упреждающих разбалансирование  интересов; 

3) повышенного внимания  к национальным потребностям  отдельных народов (возможность  пользоваться национальным языком, национальными символами, обычаями, культурой и т.д.);

4) выработки объединяющих  народы идей и целей, обеспечивающих  сохранение целостности общества. Общенациональная идея должна  привести к общественному согласию, сплотить народы ради достижения  общих целей. Общенациональная  идея представляет собой определенный  тип человеческой солидарности. Для современной России такая  идея является средством соединения  интересов государства с интересами  различных слоев населения и  каждого человека.

В последнее время большое  внимание уделяется государственно-конфессиональным отношениям, поскольку через них  раскрывается состояние современной  российской государственности. Важно  отметить, что российское общество воспринимает религию, различные конфессиональные объединения граждан как часть  культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного  возрождения общества. И хотя в  Конституции Российской Федерации  закреплен режим светского государства, фактической изоляции государства  от конфессий не произошло, напротив, они сотрудничают во многих сферах жизни. Оно происходит в следующих формах:

а) в решении социальных вопросов (миссия милосердия);

б) в разрешении вооруженных  конфликтов (миротворческая миссия);

в) в объединении общества для решения духовно-нравственных проблем;

г) в формировании определенного  мировосприятия, включая отношение  к государственной власти, политике, мировым событиям;

д) в укреплении связей с единоверцами и последователями вероучения за рубежом.

Сотрудничество государства  и религиозных объединений по своему характеру и сущности носит  черты партнерства особого рода, т.е. они выступают равноправными  партнерами в отношениях, затрагивающих  интересы всего общества.

Основополагающим принципом  правового положения конфессий в современной России является равенство всех конфессий между собой и с государством.

Вместе с тем в настоящее  время усиливается государственный  контроль за организацией и функционированием различных религиозных объединений. Он направлен на пресечение появления на территории России ложных религиозных групп, тотальных сект, посягающих на здоровье, психику и жизнь людей.


Информация о работе Гражданское общество и роль права в его формировании