Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

О гражданском обществе в российской политической жизни ныне гово-рят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое со-стояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского обще-ства было исключено из отечественного теоретико-юридического знания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Гражданское общество…………………………………………....5
1.1. Понятие, становление и развитие гражданского общества.…5
1.2. Принципы и признаки гражданского общества……………...10
1.3. Перспективы развития гражданского общества……………..11
Глава II. Правовое государство…………………………………………..16
2.1. Понятие и признаки правового государства………………….16
2.2. Основные принципы правового государства………………...23
Заключение………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Можно сделать вывод о том, что принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доми­нирования одной из властей, предотвращать возможные злоупо­требления.

4) Возвышение права, закона над государственной властью. Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что оно перестает быть своего рода придатком государствен-ной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объеди­нения, но и должностные лица, государственные органы, государ­ство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его ор­ганы, организации и учреждения сами связаны правовыми нор­мами, призваны Дей-ствовать в их рамках. Это необходимое усло­вие нормального функционирова-ния общества и государства, обес­печения организованности в обществе.

5) Ведущая роль закона в регулировании наиболее важных об­щественных отношений. В данном случае говорится о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в за­конах волю избравшего их населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свой­ством верховенства. Все нормативные правовые акты государствен­ных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы. Принцип верховенства закона необходимо проводить в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие именно правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен эле­ментарный правопорядок. Однако верховенство закона относится и к правоприменению. Пренебрежение к закону создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Повседневная политико-правовая действительность подтверж­дает то, что принцип верховенства закона в современной России довольно часто нарушается.

Нередко Президент РФ принимает указы по вопросам,  отнесенным к компетенции законодательной власти. Такими указами иногда вносятся су­щественные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев ограничиваются конституционные права граж­дан. Известно, например, что одним из указов Президента РФ компетентным государственным органам разрешалось задержи­вать граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца. Однако в  нормах Уголовного процессуального кодекса РФ[10] в точном соответствии с Конституцией РФ[11] (ст. 22) задержание подозреваемого без судебного решения может иметь место только на срок до 48 часов (п. 11 ст. 5, ч. 2 ст. 94 УПК РФ)[12]. 

Как видно, закон не всегда является первым и основным при разрешении различных вопросов текущей жизни. К тому же, зна­чительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребован­ных.

Обращает также на себя внимание распространенная практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативных правовых актов, противоречащих фе­деральным законам.

6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами действующего конституцион­ного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция Российской Федерации закрепила за человеком и гражданином права и сво­боды, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без ис­ключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом при­надлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства[13].  Но действительность свидетельствует о том, что мно­гие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы «за­висли», существуют на бумаге, для «людского глаза», государ­ственного имиджа.

Можно сказать, что причины этого кроются не только в кри­зисном состоянии политической, экономической, финансовой сис­тем общества. Исторически сложилось так, что у нас всегда была малоавторитетная и зависимая  от властей судебная система. В таком же положении пребывает и прокуратура, ориентирующаяся, прежде всего на исполнительную власть. Призванная ее контролировать с точки зрения соблюдения законов, она больше озабочена тем, как бы эту власть не обидеть. Не обладает долж­ными возможностями и система юстиции, задачей которой явля­ется организация правового обслуживания во всей стране. И пока эти государственно-правовые институты находятся в таком сос­тоянии, трудно говорить о результативной обеспеченности прав и свобод человека и гражданина[14].

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граж­дан, государственная власть не располагает эффективной систе­мой мер — правовых, организационных и др., называемых пра­вовыми гарантиями.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам чело­век не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные ор­ганы едва ли что сделают по такому вопросу. Наши соотечествен­ники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с жалобами в поряд­ке админи-стративного или судебного обжалования. Немецкий юрист Р. Иеринг стрем-ление защищать, отстаивать свое право свя­зывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации безза­стенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безна­дежный...»[15].

Очевидна истина: чем более развито правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена инсти­тутами государства, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для их самореализации, активности.

7) Режим строгой законности в государстве и обществе. За­конность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общест­венных организаций, граждан.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством, как в сфере правотворчества, так и правоприменения. Во-первых, в правовом государстве законодательные и иные норма­тивные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Во-вторых, принятие таких актов — прерогатива ле­гитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. В-третьих, права и свободы человека и граж­данина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией РФ, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Следовательно, для понимания законности как режима функ­ционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих нормативных пра­вовых актов.

Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснитель­ного соблюдения и исполнения действующего права распростра­няется не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой деятельности государства. Главное в этом плане исключить из общественной и государственной жизни произвол, своеволие,  бес­контрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок.

В демократическом правовом государстве все одинаково долж­ны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В этом плане можно сказать, что действенность государственно-правовых институтов предопреде­ляется их основанностью на требованиях законности. Каждому индивиду также важно исполнять возложенные обязан-нос­ти, соблюдать и исполнять законы. Это помогает налажи­вать нормальные взаимоотношения между человеком, средой оби­тания и обществом[16].

Приведенные положения позволяют рассматривать закон­ность в качестве элемента правового государства, его необходимо­го признака.

В юридической литературе в числе признаков правового госу­дарства также называют такие, как взаимная ответственность го­сударства и личности, приоритет международного права перед на­циональным, высокий уровень правосознания граждан и долж­ностных лиц, господство права в решении национальных проблем, наличие независимой, но регулируемой четвертой власти — влас­ти средств массовой информации, поскольку без открытости, пол­ной информированности общества, гласности правовое государст­во не сможет результативно реализовать свои функции, обслужи­вать общество.

2.2. Основные принципы правового государства

Из определения правового государства можно выделить два глав­ных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима
правового ограничения (формально-юридическая сторона)[17].

Первый принцип нашел свое конституционное закрепление в ста­тье 2 Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последо­вательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной[18].

Политико-правовой наукой ныне в виде естественных признает система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей   декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием, прежде всего следующих способов и средств.

1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы че­ловека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства, — писал в начале XX в. А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятель­ности...»[19].

Государство само себя никогда не ограничит, какое бы оно ни было. Ограничить власть может только другая власть. То есть власть государ­ства можно ограничить, прежде всего, правами человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще. Только осознание необходимости инициативного поведения в право­вой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства.

Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, который отмечал, что «кто защищает свое право, тот в узких пределах его защи­щает право вообще»[20].

2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает пробле­ма разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и                       Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключа­лось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную на­родом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представи­тельным органом власти и занимающуюся реализацией данных зако­нов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (высту­пающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкрет-ной государственной власти: законодательной, ис­полнительной, судебной.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законо­дательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона его опубликование. В системе противовесов важную роль призван иг­рать Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими прин­ципами права, Конституцией, другими юридическими и демократичес­кими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, за­прет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятель­ностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средст­ва, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защи­ту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязатель­ности процесса, отводе судьи и т.д.

Информация о работе Гражданское общество