Характеристика законов Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Индия - древнейшая цивилизация, сложившаяся еще до нашей эры, на сегодняшний день насчитывает 1 миллиард человек. Она имела и частично имеет и сейчас уникальную в мировом правовом опыте кастовую систему - систему с наименьшей социальной мобильностью. Индия - наиболее выгодный для России стратегический партнер. Закупки Индией Российского вооружения и других товаров исчисляется миллиардными оборотами1. Однако для дальнейшего сотрудничества необходимо понимание прошлого и настоящего страны.

Содержание

Введение………………………………………………….....….. 3
Глава Структура источника.
§1. Общая характеристика…………………………………....… 5
§2. Правовое положение основных групп древнеиндийского
общества по Законам Ману…………………………………….. 7
§3. Правовое регулирование имущественных отношений…..... 8
§4. Брачно-семейное право…………………………………....... 10
§5. Преступления и наказания по Законам Ману……………. 12
§6. Суд и процесс по Законам Ману…………………………… 13
§7.Оязательственное право……………………………………... 15
§8. Анализ систематизации данного правового источника…. 16
Глава II. Отличительные черты данного правового
источника.
§1. Структура нормы отраслей права Законов Ману……….. .. 19
Заключение…………………………………………………… 21
Библиографический список…………………..……………. 23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по ИГПЗС.docx

— 55.81 Кб (Скачать)

              Байкальский государственный университет

                                          экономики и права

                           Читинский институт (филиал) 

                 Кафедра теории  и истории государства  и права 

                                                                                               Шолохова К. Е.       

                                                                              Юр-11-03 

                                                 ЗАКОНЫ МАНУ 

                                             Контрольная работа

                    По истории государства  и права зарубежных  стран 
 

                                                

                                                          Научный руководитель:                          

                                                                 доцент кафедры  ТИГП  ЧИ БГУЭП,

                                                                   к.и.н.  Л. Г. Новикова 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Чита - 2011 

                                                   

                                              оглавление 
 

Введение………………………………………………….....…..  3 

Глава Структура источника.

§1. Общая характеристика…………………………………....…   5

§2. Правовое положение основных групп древнеиндийского 

общества по Законам Ману……………………………………..   7

§3. Правовое регулирование имущественных отношений…..... 8

§4. Брачно-семейное право…………………………………....... 10

§5. Преступления и наказания по Законам Ману…………….   12

§6. Суд и процесс по Законам Ману…………………………… 13

§7.Оязательственное право……………………………………... 15

§8. Анализ систематизации данного правового источника…. 16 

Глава II. Отличительные черты данного правового

источника.

§1. Структура нормы отраслей права Законов Ману……….. .. 19 

Заключение……………………………………………………    21

Библиографический список…………………..…………….    23 

                                              Введение 

     Индия - древнейшая цивилизация, сложившаяся  еще до нашей эры, на сегодняшний  день насчитывает 1 миллиард человек. Она  имела и частично имеет и сейчас уникальную в мировом правовом опыте  кастовую систему - систему с наименьшей социальной мобильностью. Индия - наиболее выгодный для России стратегический партнер. Закупки Индией Российского  вооружения и других товаров исчисляется  миллиардными оборотами1. Однако для дальнейшего сотрудничества необходимо понимание прошлого и настоящего страны.

     Достичь столь необходимого для доверия  и сотрудничества понимания настоящего страны совершенно невозможно без знания ее прошлого. В наибольшей степени  это относится к Индии, в жизни  которой теснейшим образом переплелись  традиции глубокой старины с последними достижениями науки, древнейшие религии  соседствуют с новейшими политическими  учениями, натуральное хозяйство  сельской общины - с гигантами современной  промышленности.

     Понимание смысла подобных явлений зависит  от изученности процессов их развития, которые по-разному оцениваются  различными общественными деятелями. Исследование возникших в древней  Индии форм общественной организации  и духовной культуры многое может  объяснить и в истории других стран, позволяет проследить общие  закономерности исторического развития и специфические особенности  Индии, внесшей громадный вклад  в сокровищницу мировой цивилизации.

     Научное понимание истории, предполагает наличие  в истории общей закономерности, состоящей в том, что все народы и страны проходят путь от низших формаций к высшим, несмотря на временные застои или даже регресс, двигаясь в целом поступательно по пути прогресса.

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Глава I. Структура источника. 

    1. . Общая  характеристика.
 
 

     Зконы Ману- один из историко-правовых  памятников.  Законы Ману- это древнеиндийский сборник предписаний , определяющих поведение индийца в частной и собственной жизни в соответствии с господствовавшими в обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием.

     Законы  Ману были составлены около 2 в. до н.э. – 1 в. до н.э. В дошедшем до нас виде- это более двух тысяч двустиший, разбитых на 12 глав. Язык, на котором написаны Законы Ману, называется санскритским, язык древних индусов.

       Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича  Ману”. Из такого  названия  очевидно  прослеживается  глубинная связь права и религии,  особенно  характерная для древнеиндийского общества. Законы  Ману  - это памятник  сакрального права.

     Законы  Ману были написаны в период, когда  основная масса арийского населения  Индии жила в условиях патриархального  быта.

     В источниках права Древней Индии  особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое  упоминание о законах Ману относится к 9-му  веку до н.э. (стих на санскрите - шлока). Законы  Ману  - это памятник  сакрального права.   Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.   На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).   В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.   Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе.

     Впервые Законы Ману были переведены на английский язык Джонсом, Уильямом в 1794 году.2

     I глава описывает представления  о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;

     II — правила жизни в период  обучения;

     III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;

     V — некоторые религиозные нормы;

     VI — правила жизни отшельника;

     VII — наставления об обязанностях  царя и управлении государством;

     VIII — наставления о судопроизводстве  и юридической практике;

     IX-X - посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

     XI — предписания о покаяниях  и обетах во искупление совершённых грехов;

     XII — описание посмертных воздаяний  за дурные дела в настоящей  жизни. 

            1.2.Правовое положение основных групп населения древнеиндийского общества по Законам Ману. 
 

     Происхождение четырёх варн: брахманов- священнослужителей, кшатриев- правителей и воинов, вайшьев- земледельцев и ремесленников, шудр- слуг, призванных обслуживать три высшие варны «со смирением»., в полном их понимании описывается в первой главе.

     31. А ради процветания миров он  создал из своих уст, рук,  бёдер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

     87. А для сохранения всей этой  Вселенной он, пресветлый, для рождённых  от уст, рук, бёдер и ступней  установил особые занятия.

     88. Обучение, изучение [Веды], жертвоприношение  для себя и жертвоприношения  для других, раздачу и получение  [милостыни]  он установил для  брахманов.

     89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение,  изучение [Веды] и неприверженность к мирским  утехам он указал для кшатрия.

     90. Пастьбу скота и также раздачу  [милостыни], жертвоприношение,  изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и  земледелие - для вайшия.

     91.Но  только одно занятие Владыка  указал для шудры – служение  этим варнам со смирением.3

     Члены первых трех варн считались полноправными  общинниками. У них в подчинении находились шудры.

     Но  наряду с четырьмя варнами, существаволо, так сказать ещё и «неварновый» слой населения. Людей которые не входили ни в одну из варн называли «неприкасаемые» , называемые также в шастрах чандалами, швапачами, изгоями. Отношения с ними чётко регламентировались в шастрах многочисленными ограничениями, специальными ритуалами «очищения от загрязнения» при общении с ними.  Место жительства чандалов и швапачей должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть только собаки и ослы.4 

             1.3. Правовое регулирование имущественных отношений. 
 

     Имущественные отношения в Законах Ману говорится  о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение  владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад. Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в  дар, покупки, завоевания, ростовщичества, исполнения работы, а также получения  милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый  — только для кшатриев, пятый  и шестой — для вайшьев, седьмой  был привилегией брахманов.

     Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также  рабом, стариком, ребёнком.

     Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

     Также указаны семь случаев, при которых  человек становился рабом (даса) — военнопленный (дхваджарта), за содержание (бхактадаса), рождённый в доме (грихаджа), купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (пайтрика) и в силу наказания (дандадаса). Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.

     Наследственное  право.

     Наследственное  право в Законах Ману также  имеет место быть.

       В законе строго указано, что  только сыновья имеют право  на наследство, не братья , не родители отца, а именно сыновья. Право первородства не существовало для женщин. Если у отца рождался сын , то наследство между дочерью и сыном делилось поровну.

Информация о работе Характеристика законов Ману