Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным — одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.
Курсовая работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды избирательных систем ……………………… 5
1.1. Понятие избирательной системы ……………………………….. 5
1.2. Мажоритарная система …………………………………………..
7
1.3. Пропорциональная система ………………………………………
11
1.4. Смешанные системы ……………………………………………… 13
Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в
Российской Федерации …………………………………………
17
2.1. Особенности избирательной системы при выборах Президента
Российской Федерации ……………………………………………
17
2.2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации …………………………………………………………
19
2.3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
законодательных органов субъектов Российской Федерации ..
19
Заключение ……………………………………………………………. 23
Список использованной литературы ………………………………… 25
Приложение …………………………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование Избирательной системы РФ.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

     Введение  ………………………………………………………………..

3

Глава 1. Понятие и виды избирательных систем ………………………

5

     1.1. Понятие избирательной системы ………………………………..

5

     1.2. Мажоритарная система …………………………………………..

7

     1.3. Пропорциональная система ………………………………………

11

     1.4. Смешанные системы ………………………………………………

13

Глава 2. Особенности  регулирования избирательных систем в 

              Российской Федерации …………………………………………

 

17

     2.1. Особенности избирательной системы  при выборах Президента

           Российской Федерации ……………………………………………

 

17

     2.2. Особенности избирательной системы  при выборах депутатов 

            Государственной Думы Федерального  Собрания Российской 

            Федерации …………………………………………………………

 

 

19

     2.3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов

            законодательных органов субъектов  Российской Федерации ..

 

19

     Заключение  …………………………………………………………….

23

     Список  использованной литературы …………………………………

25

     Приложение ………………………………………………………….

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, а политические – гражданам.

Связь политических прав и  свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный характер, производны от воли государства. Они  выступают как естественные права  каждого гражданина демократического государства.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта основа конституционного строя РФ реально реализуется через политические права каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные  как народ, осуществляют власть.

Граждане, каждый гражданин  как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии со ст. 60 Конституции  гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право  участвовать в управлении делами государства (ст. 32).

Право каждого  члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами – неотъемлемое демократическое начало в ее организации.

Право, закрепленное в ст. 32, адресовано каждому  гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой власти (ст. 3).

Осуществление рассматриваемого права граждан  выражается в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Конституционно  закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, к отправлению правосудия (ст. 32 ч. 4, 5).

Важным правом, связанным с участием граждан  в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30).

14 апреля 1995 года  ГД принят ФЗ «Об общественных  объединениях». В соответствии  с ним, до принятия закона  о политических партиях действует союзный закон от 9 октября 1990 года – для учреждения политической партии иметь не менее 5000 членов, недопустимость членства в партиях иностранных граждан и лиц без гражданства и наличия в них коллективных членов.

Выражением  социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31).

Следует отметить, что многие формы участия граждан  в управлении делами государства  в настоящее время не используются в достаточной степени эффективно – низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности избранного представителя.

С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности граждан.

 

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным  — одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов. 
Курсовая работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.

Объект исследования — избирательное право и избирательные отношения в Российской Федерации.

Предмет исследования — избирательная система России и ее конституционно-правовое регулирование.

Цель курсовой работы — анализ понятия, категории и норм, регламентирующих избирательную систему РФ.

Структура курсовой работы подчинена цели комплексного изложения логики становления и  современного состояния развития избирательной системы Российской Федерации, а именно определены задачи: 
- рассмотреть политические и правовые основания и условия формирования нового избирательного права и законодательства Российской Федерации; 
- проанализировать роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в развитии современного избирательного права в Российской Федерации; 
- выявить влияние международных избирательных стандартов и европейского электорального наследия в целом на процесс создания демократического механизма организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации. 
Методы исследования — анализ монографий и публикаций по проблемам становления, развития и современного состояния избирательной системы РФ. 
Тема является достаточно изученной и освящена как в монографиях и учебниках, так и в таких специализированных правовых периодических изданиях, как «Журнал российского права», «Правоведение», «Человек и закон», «Юрист» и др.

Десятилетие со дня первых избирательных кампаний открывает возможность подвести определенные итоги политико-правового  развития избирательной системы  страны, прогнозировать будущие институциональные изменения в системах и процессах организации публичной власти.

Избирательное законодательство продолжает оставаться одной из наиболее динамично развивающихся  частей системы российского законодательства. При этом частая смена законов  о выборах, корректировка подходов к правовому регулированию в основном не связаны с необходимостью восполнения пробелов в законодательстве.  
Эта задача была решена непосредственно после принятия Конституции Российской Федерации, когда в 1994-1996 гг. сформировалась достаточно разветвленная система законодательных актов о выборах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Происходившие в последнее время изменения в избирательном законодательстве в первую очередь были вызваны преимущественно политическими причинами, стремлением руководства страны усилить «вертикаль власти». Наиболее важными результатами этого курса, спроецированного на сферу выборов, явились: 
- корректировка разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления (включая формирование соответствующих органов власти);

- создание дополнительных  инструментов, обеспечивающих надлежащий  контроль федеральных органов  государственной власти за политическими процессами, затрагивающими деятельность политических партий, ход избирательных кампаний не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.

В данной работе рассматриваются основные проявления указанных изменений и их конституционно-правовое значение, а также правовое регулирование избирательного процесса в РФ (избирательные округа, избирательные комиссии, порядок выдвижения кандидатов, предвыборная агитация и финансирование выборов, подсчет голосов).

 

Последние два  десятилетия с момента развала Советского Союза, проходит процесс демократизации всех институтов нашего российского общества. Не обошел стороной этот процесс такую сферу правоотношений, как выборы. Эти два последние десятилетия Вы сами следите за этим процессом, про пришли к такому выводу? Если нет, то ссылку на источник!

Особенно активно  реформация законодательства в этой области началась в 2000-е годы, за этот период было принято более 10 федеральных законов, регулирующих процедуру выборов, и множество поправок в уже действующее законодательство, что в свою очередь породило не поддельный интерес к данной отрасли законодательства, поскольку от его состояния, во многом зависит расстановка политических сил, формирование и работа представительных органов, стабильность политической системы в целом. В связи с этим большое количество известных юристов принялись анализировать состояние избирательного права России, составлять свое мнение об этой отрасли права, прогнозировать дальнейшее изменение. Каких именно юристов? Ссылки на источник!

Как и в любой  другой отрасли права, Россия не могла  пойти по обычному пути развития в  силу своего исторического, политического  опыта. Поэтому избирательное право  России намного сложнее для понимания  нежели аналогичная отрасль права  европейских государств.

Далее по тексту – везде где нет ссылки на источник, это Ваши утверждения! Сможете их убедительно доказать на защите курсовой?

Факт, приведенный выше натолкнул автора Вы о себе в третьем лице говорите!? Или о каком авторе идет речь? к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками. Что за сомнительная позиция – соглашаться лишь потому что кто-то занимается данной проблемой дольше, чем Вы!

Целью данной работы автор ставит выявление особенностей регулирования института выборов  в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе:

- сформулировать понятие  об избирательной системе;

- рассмотреть виды избирательных  систем;

- проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений;

- изучить особенности  регулирования избирательных систем  в Российской Федерации.

Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

1.1. Понятие  избирательной системы

В научной литературе термин «избирательная система», в  том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях  – широком и узком. Вы это сами придумали?

В широком смысле избирательная  система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в  таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера  этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права.

Информация о работе Избирательная система