Избирательное право в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Их важной разновидностью являются политические права личности, которые в свою очередь являются краеугольным камнем политической системы страны.

Содержание

Введение
1. Политические права и свободы в системе основных прав человека
2. Понятие российского избирательного права
3. Правовые основы создания и деятельности политических партий в России
Заключение
Список использованных источнико

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме: «Избирательное право в России»

 

 

Содержание

 

Введение

1. Политические права и свободы  в системе основных прав человека

2. Понятие российского избирательного  права

3. Правовые основы создания и  деятельности политических партий  в России

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным  в современном праве, ибо в  нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного  человека и гражданина от произвола  государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и  развития правового государства. Их важной разновидностью являются политические права личности, которые в свою очередь являются краеугольным камнем политической системы страны.

В настоящий момент российские демократические институты и  российская политическая система находятся  в стадии формирования. Поэтому тема данной работы важна и актуальна.

Цель работы – охарактеризовать современную политическую систему  России. На основании цели поставлены следующие задачи:

проанализировать политические права человека в современной  России;

выявить черты и особенности  современного российского избирательного права;

проанализировать условия  регистрации и осуществления  деятельности политических партий в  России.

Работа состоит из введения, трех разделов и заключения.

 

 

1. Политические  права и свободы в системе  основных прав человека

 

Наиболее часто встречающаяся  в исследованиях, в юридических  и социологических пособиях и  популярной литературе является классификация  ООН, в которой выделены следующие  группы правового статуса человека и гражданина1:

1. Гражданские права.

2. Политические права.

3. Экономические права.

4. Социальные права.

5. Культурные права.

В историческом контексте  современные исследователи выделяют три поколения прав: первое –  политические и личные права, провозглашенные  в свое время первыми буржуазными  революциями и закрепленные в  известных декларациях (американской, английской, французской); второе –  социально-экономические права, возникшие  под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе  СССР (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую  помощь и т.д.); они дополнили собой  прежние права, получили отражение  в соответствующих документах ООН; третье – коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных  движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную  целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.). Выделение  трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию развития данного  института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

В отечественной литературе подвергнута справедливой критике  концепция иерархии прав по степени  их значимости. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических  прав», попытки объявить их «социалистическим  изобретением», неизвестным «цивилизованным  странам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом  такого подхода является оттеснение на второй план социально-экономических  прав как прав иного порядка в  сравнении с личными неотъемлемыми  правами, относимыми к «высшему разряду»2. Однако, думается, вряд ли оправдано такое противопоставление прав – все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские граждане на себе почувствовали значимость многих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются «несоциалистические» отношения. Утрата этих завоеваний особенно остро ощущается в наши дни.

Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические  – наиболее распространенное основание  их классификации.

Политические права  и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику3:

а) это права в сфере  политики (политика – область деятельности, связанная с отношениями между  классами, нациями, социальными группами, ядром которой является проблема обладания и реализации государственной  власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности), неразрывно связанные  с осуществлением в стране государственной  власти;

б) поскольку в осуществлении  государственной власти в Российской Федерации могут участвовать  лишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы суверенным государством), политические права и свободы  – это права граждан России. Например, право каждого на объединение  получило в настоящее время важное законодательное уточнение: в частности, не может быть признано политическим общественное объединение, устав которого предусматривает членство в нем  или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных  или международных организаций;

в) поскольку политические права и свободы связаны с  сознательным участием гражданина в  политических отношениях, обладание  этими правами обусловлено наступлением определенного возраста.

Конституция Российской Федерации в ст. 30-33 закрепляет следующие  основные политические права и свободы  граждан.

1. Право на объединение  (ст. 30).

Предусмотренное этой статьей  право означает беспрепятственную  возможность граждан объединяться по интересам и целям. Оно препятствует узурпации власти государством, одним  человеком или узкой группой  лиц.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ч. 1 ст. 22) и Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод (ст. 11) каждый человек имеет  право на свободу ассоциаций с  другими, включая право создавать  профсоюзы и вступать в них  для защиты своих интересов. В  соответствии со Всеобщей декларацией  прав человека никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20).

Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как  и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права.

В ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что пользование  правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Право на объединение  базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности. Важнейшей формой объединения  является политическая партия. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных  и программных документах – общедоступной.

Вмешательство органов  государственной власти и их должностных  лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство  общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  данным Федеральным законом.

Вопросы, затрагивающие  интересы общественных объединений, в  предусмотренных Законом случаях  решаются органами государственной  власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Право граждан на объединение  включает в себя право создавать  на добровольной основе общественное объединение для защиты общих  интересов и достижения общих  целей, право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право  беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Свобода деятельности общественных объединений заключается также  в том, что им гарантируется самостоятельность  в принятии уставов, избрании руководящих  органов, составлении программы, управлении собственностью, распространении информации о своей деятельности и выступлении  с инициативами по различным вопросам общественной жизни. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами общественных объединений.

Статьей 144 УК предусматривается  уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, ст. 239 – за организацию  объединения, деятельность которого сопряжена  с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан  либо с побуждением граждан к  отказу от исполнения гражданских обязанностей.

2. Право собираться  мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование (ст. 31).

Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия  и встречи является особым проявлением  фундаментального конституционного положения  о свободе публичного изъявления требований и интересов, мысли и  слова, необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества. Государство, узурпирующее права граждан, пытается порой силой воздействовать на мирные собрания, повлиять на их содержание, предотвратить, а то и разогнать  их, если они посягают на привилегии должностных лиц. Напротив, правовое государство стремится гарантировать  свободу мирных собраний, обеспечить общественный порядок при проведении публичных массовых мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека «каждый  человек имеет право на свободу  мирных собраний и ассоциаций». Конкретизация  этого основополагающего положения  дается в ст. 21 Международного пакта  о гражданских и политических правах: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в  соответствии с законом и которые  необходимы в демократическом обществе в интересах государственной  или общественной безопасности, общественного  порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Практика государств с развитыми институтами гражданского общества выработала набор приемов  и средств, с одной стороны, обеспечивающих свободу проведения массовых публичных  мероприятий как способ демонстрации своей воли и мнений, а с другой – не допускающих подрыва правовых устоев общества, посягательства на стабильные, оправдавшие себя цивилизованные принципы развития общества и человеческого  общежития.

Применяемые нормы союзного законодательства кратко сводятся к  следующему:

о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации (мероприятия) делается заявление исполнительной власти, с заявлением могут обращаться достигшие восемнадцатилетнего  возраста уполномоченные трудовых коллективов, органов кооперативных и иных общественных организаций, органов  общественной самодеятельности и отдельных  групп граждан;

заявление подается в  письменной форме не позднее, чем  за десять дней до намечаемой даты проведения. В заявлении указываются цель, форма, место проведения мероприятий  или маршруты движения, время его  начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов, места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления;

исполнительный орган  власти рассматривает заявление  и сообщает о принятом решении  не позднее, чем за пять дней до времени  проведения мероприятия. Он вправе предложить обратившимся с заявлением иное время  и место проведения. Решение может  быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган. Исполнительный орган обеспечивает необходимые  условия для проведения мероприятия;

мероприятие должно проводиться  в соответствии с целями, указанными в заявлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте. При проведении мероприятия организаторы и иные участники обязаны соблюдать законы, общественный порядок. Участникам запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба;

государственные и общественные организации, должностные лица, граждане не вправе препятствовать собраниям, митингам, уличным шествиям и демонстрациям, проводимым с соблюдением установленного порядка;

исполнительный орган  запрещает мероприятие, если цель его  проведения противоречит Конституции  либо угрожает общественному порядку  и безопасности граждан. Мероприятие  должно быть прекращено по требованию представителей органов власти, если не было подано заявление, либо принято  решение о запрещении этого мероприятия, а также при нарушении порядка  его проведения, возникновении опасности  для жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка.

Представительные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут дополнительно  регламентировать порядок проведения этих мероприятий с учетом местных  условий. Этот порядок не распространяется на собрания и митинги трудовых коллективов  и общественных объединений, проводимые в соответствии с законодательством  и их уставами.

Информация о работе Избирательное право в России