Изменения в государственном аппарате СССР в 1945-1953 гг

Автор: Вера Филиппова, 06 Декабря 2010 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Целью, а также задачей курсового проекта является изучение изменений в аппарате государства в первые годы восстановления страны после самой страшной войны, которая унесла жизни миллионов советских людей героически сражавшихся за родину и понять каким образом на них отразились послевоенные реформирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Послевоенный период: основная характеристика……………….....4
2. Состояние экономики СССР после окончания войны…………......5
3. Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли…..17
4. Трудности аграрного сектора………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………24
Список используемой литературы......................................................26

Работа содержит 1 файл

курсовая по ИОГП.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ  ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

Филиал  в г.Озёрске

Кафедра «юриспруденции» 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «История отечественного государства  и права»

тема: «Изменения в государственном аппарате СССР

в 1945-1953 гг.» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы 101 – ОЗО 

Филиппова Вера Сергеевна 

Проверил: доктор исторических наук, профессор

Мотревич Владимир Павлович  
 
 
 
 
 
 
 

Озёрск 2009

 

Содержание

        Введение……………………………………………………………….3

  1. Послевоенный период: основная характеристика……………….....4
  2. Состояние экономики СССР после окончания войны…………......5
  3. Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли…..17
  4. Трудности аграрного сектора………………………………………..20

    Заключение……………………………………………………………24

         Список используемой литературы......................................................26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     В работе я изучала изменения, произошедшие в советском государственном механизме, реформы и восстановление Советского Союза в послевоенный период.

     Целью, а также задачей курсового проекта является изучение изменений в аппарате государства в первые годы восстановления страны после самой страшной войны, которая унесла жизни миллионов советских людей героически сражавшихся за родину и понять каким образом на них отразились послевоенные реформирования.

     Исследованием данной темы занимались многие ученые, историки. Наработки и материалы  некоторых я использовала в работе. Это Р.Г. Пихоя «Советский Союз: история власти. 1945-1991года», В.Ф. Некрасов «Тринадцать «железных наркомов»:история НКВД-МВД от Рыкова до Щелокова.1917-1982», Сырых «История государства и права России: Советский и современные периоды» и др.

     В курсовой работе я раскрыла вопросы  преобразований в различных отраслях аппарата. Это вопросы состояния экономики СССР после окончания войны; развития внутренней торговли, основные положения денежной реформы 1947 года и трудности аграрного сектора.     Вторая мировая война, как самая разрушительная, явилась важным рубежом в истории ХХ века, породив глобальные геополитические изменения. Война привела к расколу Европы, изменение в соотношении сил между ведущими мировыми державами, инициировала распад старой колониальной системы, привела к росту авторитета коммунистических идей и партий.

     В жизни советского государства после победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый этап. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

       «В послевоенный период основные задачи советского государства виделись: в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства и переводе значительной части оборонных предприятий на мирную продукцию; в переводе вооруженных сил на мирное положение; в укреплении международного положения СССР, его влияние в решение международных вопросов;  в продолжении борьбы с «врагами народа» шпионами и диверсантами»1.

     В этой войне советский народ показал подлинный героизм и самоотверженность, как на фронте, так и в тылу, стойко перенёс все тяготы и лишения, которые принесла с собой война, и которые возложило на них советское государство. Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать нас - граждан сегодняшней России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гл. I. Послевоенный период: основная характеристика

     Окончилась  Великая Отечественная война, самая  страшная война в истории России. Закончилась победоносно. Советский союз стал признанным мировым лидером. «Политический строй в самом Советском союзе представлялся абсолютно незыблемым. Культ «великого вождя всех народов, всего прогрессивного человечества» И.В. Сталина достиг в послевоенное время крайних пределов и обогатился новыми красками – генералиссимус, победивший фашистскую Германию, сокрушивший японский милитаризм»2.

     Великая Отечественная война стала одной  из тех немногих войн в истории  России, которая, казалось, не повлекла за собой крупных изменений и реформ во внутренней политике страны. Более того, можно прямо сказать, что победа в войне стала важнейшим доказательством незыблемости советского строя. Рожденная в эти годы пословица «Война все спишет», в своем политическом эквиваленте получила иную форму. «Война показала, - говорил И.В. Сталин в речи перед избирателями 9 февраля 1946 года, - что советский общественный строй является лучшей формой организации общества, чем любой несоветский общественный строй»3.

     Строй выдержал суровую, страшную проверку. Отсюда несложно было сделать вывод о необходимости продолжить после войны те направления внутренней политики, которые определились в довоенный период и оправдали себя в войне. Необходимо отметить, что это была не только политическая установка, шедшая «сверху», но и социальные представления весьма широких слоёв населения, ощущавших себя победителями в этой войне. Милитаризованное сознание политического руководства сохраняло ориентиры предвоенного развития СССР.

     В области экономики это продолжение  создания тяжелой промышленности, ориентированной, прежде всего на повышения обороноспособности страны.

     Гл. II. Состояние экономики СССР после окончания войны

       «Что касается на более длительный период, -

     заявил  И.В. Сталин на встрече с избирателями

       в феврале 1946, - то партия намерена организовать

     новый мощный подъем народного хозяйства,

     который бы дал нам возможность поднять 

     уровень нашей промышленности, например,

     втрое по сравнению с довоенным уровнем»4. 

     Победа  над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглось большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы - Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

     «Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства»5.

     В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего  развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии  военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

     «Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач:

  • конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства;
  • создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет)»6.

     Работа  большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

     Конверсия военной промышленности была проведена  быстро, повысив технический уровень  гражданских отраслей (и тем самым, позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в  Наркомат сельскохозяйственного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами).

     В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время  оккупации и боевых действий в  европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления, наряду с отраслевым «стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности»7.

     На  этой волне среди хозяйственных  руководителей, экономистов стали  появляться стремления к реорганизации  системы управления экономикой, к  смягчению тех ее сторон, которые  сдерживали инициативу и самостоятельность  предприятий, и в частности, к ослаблению сверхцентрализации.

     Объяснение  подобных настроений можно искать в  той обстановке, которая сложилась  во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация  работы местных органов власти приобрели  своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и не только продуктами питания, но промышленными товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть населения.

     Война приучила к определенной самостоятельности  и инициативе многих руководителей  всех уровней. После войны местные  власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения  уже не только на мелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельных экономических связей между промышленными предприятиями, минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя, организаторы этой ярмарки поплатились жизнью за проявленную инициативу).

     Надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики. Решающей стала позиция Сталина – «все попытки перемен в этой области наталкивались на его имперские амбиции»8. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми присущими ей недостатками.

     Также в этот период встал вопрос: что  такое советская система хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания войны жизнь ставила столь четкие и срочные задачи, что большой потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике СССР.

Информация о работе Изменения в государственном аппарате СССР в 1945-1953 гг