Изучение социального неравенства в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение социального неравенства в Украине, найти причины его возникновения и определить методы борьбы с ним.

Изучив проблему, мы определили задачи нашего исследования - это изучение причин социального неравенства путем опосредствованного опроса, т.е. анкетирования и выработка решений, сглаживающих социальное неравенство в Украине. Объектом нашего исследования будет общество, а именно среднестатистические украинцы. Предмет исследования – социальное неравенство, жизненный уровень общества.

Работа содержит 1 файл

Ma work (2).doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Введение

С давних времен ученые задумывались над природой отношений  между людьми, над тяжелой участью  большинства людей, над справедливостью  или несправедливостью неравенства.    

     В доиндустриальных обществах неравенство  и стратификация представлялись в значительной мере чем-то естественным. Такие представления были связаны с космологическим либо теоцентрическим мировоззрением, а справедливость материального и социального неравенства рассматривалась как производная природного либо надприродного порядка. Еще древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он говорил, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое — богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был «первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов»

      Общество, по мнению Платона, имеет классовый  характер. Все граждане входят в  один из трех классов — правителей, воинов и чиновников, работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актеров). Правители подразделялись им на правящие и не правящие группы. Всем этим основным слоям (классам) приписывались определенные функции. Мудрые правители выступали как родителя по отношению к остальным двум классам. Платон исключал всякую возможность наследования классового статуса и предполагал полное равенство возможностей для всех детей, с тем, чтобы каждый имел равные шансы проявить свои природные способности, и был обучен для выполнения своей собственной роли в жизни. Итак, Платон спроектировал высокостратифицированное общество, в котором характерными чертами правящего класса являются равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности и концентрация на общем благосостоянии.

      Аристотель  в «Политике» также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс — очень богат; другой — очень беден; третий же — средний. Этот третий — наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Богачи же и бедняки встречают трудности в следовании этому принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками. 

      Основными механизмами социального неравенства  являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности. 
Таким образом, мы видим, что из-за недостатка экономических средств, с каждым годом увеличивается социальное неравенство между различными классами – это проблема мешает нашему обществу, тормозит его и не дает шагать вперед.

      Объектом  исследования выступает  социальное неравенство  в современном  обществе. Предметом  исследования неравенство  доступа к различным  материальным благам.

      Целью моей работы является изучение социального неравенства в Украине, найти причины его возникновения и определить методы борьбы с ним.

      Изучив  проблему, мы определили задачи нашего исследования - это изучение причин социального неравенства  путем опосредствованного опроса, т.е. анкетирования и выработка решений, сглаживающих социальное неравенство в Украине. Объектом нашего исследования будет общество, а именно среднестатистические украинцы. Предмет исследования – социальное неравенство, жизненный уровень общества. 

      Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

     Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие  “социальной стратификации”. Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, таким как деньги, власть и престиж.

Социальное  неравенство (Social inequality) - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. 

Стратификация (Stratification) - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.  

Классы  – это важнейшие элементы социальной структуры. Это большие социальные группы, члены которой сходны или различны между собой по отношению к средствам производства (а отсюда и к предметам потребления), по роли в общественной организации труда, а также в зависимости от этих признаков по размерам и форме получаемого  дохода. 
 Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации. Существует две ее разновидности: закрытая и открытая. Закрытая стратификация предполагает существование жестких границ, страт, запрета перехода из одного слоя в другой. Однако в современном обществе распространена открытая стратификация, которая не имеет формальных ограничений для перехода из одного слоя в другой. Стратификация предполагает, что определенные социальные отличия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования, то есть расположения социальных позиций по их весомости. Социальная стратификация основывается на социальной дифференциации, но не идентична ей. Социальная дифференциация - это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда. Термин «дифференциация» используется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций и включает в себя также такие социальные отличия, которые не связаны с социальным неравенством. Другими словами, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот. В теории стратификации в центре внимания постоянно находится проблема равенства - неравенства.

     При рассмотрении проблемы социального  неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической  неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

      Именно  социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина  присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями. Сущность экономического неравенства в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения.

     В социальной стратификации имеет  тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные  и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения  позиций в равной степени подготовленными индивидами.

      Социальная  стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации. Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, надо иметь в виду универсальность неравенства людей.

Таким образом, социальная структура возникает  по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения  результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное.

Я проведу  анкетирование с целью изучения проблемы социального неравенства в нашем государстве, а именно узнать мнение населения по поводу данной проблемы, их уровень осведомленности о существовании социального неравенства в Украине и, естественно, услышать их предложения решения столь наболевшей  проблемы нашего общества.

Гипотеза: Я считаю, что проблема социального неравенства появилась из-за разного материального достатка между разными социальными слоями общества. 
 
 
 

В моём исследовании будут брать участие 20 человек: 9 мужчин и 11 женщин.

Моё исследование будет проводиться в разных социальных слоях населения. 
 
 

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

 

Анализ  полученной информации

Установление  факта:

1.На вопрос: Знают ли респонденты что такое социальное неравенство? 75%  респондентов дали правильное определение социальному неравенству. То есть отвечали люди образованные, люди которые видят проблему в обществе и видят её признаки.

2.На вопрос: Существует  ли в Украине проблема социального  неравенства?

100% респондентов ответили  «да», а значит можно сказать что таковая проблема существует!

3.с Актуальностью  проблемы согласились 95% опрошенных  и лишь 5% то есть один человек  заявил что она не является  актуальной, и даже очень.

4.В чём проявляется эта проблема? 45% респондентов сказали в разном материальном обеспечении людей, 30% отметили, что эта проблема проявляется из-за классовой борьбы, только 10%(2 человека) сказали, что природные возможности, ещё 10% не смогли сформулировать объяснение этому вопросу!

5.На вопрос: В чём  причина возникновения неравенства 25% респондентов ответили что это разделение на классы ещё в древние времена, 5% придержались мнения про природные возможности человека, а 70% опрошенных считают что причиной возникновения является социально-экономическая неоднородность труда.

6.Делиться ли общество  на классы (социальные слои)? Все респонденты ответили «да»

7.Нуждаеться ли  общество в разделении на классы?

50% затрудняются ответить  на этот вопрос, 15% считает, что  не нуждается и 35% считает что  нуждается.

8.100% респондентов подтвердили что движение из одного социального класса в другой возможно.

9.Для всех респондентов  материальное обеспечение является  одной из главных причин все  они подтвердили что оно сильно  влияет на данную проблему. Потому  если есть деньги, то можно  решить всё. 
 

10.Рабочее место в органах власти  может получить человек с:

20% считают что для  этого нужно большие связи,20% считают  что для этого нужны и большие  связи, и высокое образование,  и большое желание, и высокий  достаток. 10% считают что могут  получить люди с высоким образованием, 10% с высоким достатком, 15% связи и достаток, 15% образование, связи, достаток, 5% образование и желание и 5% образование и связи.

11.Есть ли в нашем  обществе олигархи?95% ответили «да», 5% «нет».

12.Должны они платить  налоги? 100% ответили «да»

13.На вопрос: Должно  ли правительство уравнивать  доходы между людьми, тем самым  препятствуя разделению на классы?

45% респондентов ответили  «да», 35% затрудняются ответить, 15%  предложили свои варианты, 5% считает  что это не должно волновать правительство.

14. Все 100% респондентов  считают что материальные ресурсы  могут влиять на жизненные  шансы людей.

15. На вопрос: Как  влияет социальное неравенство  на общество? 35% респондентов сказали  что социальное неравенство стимулирует  развитие общества, 60% сказали что оно тормозит развитие общества, 5% затрудняются ответить на этот вопрос.

16.При знакомстве с человеком вас интересуют его социальный статус?

25% респондентов интересует, 75% не интересует.

17.Респонденты называли  очень много причин но в основном было две главные причины:

  • Политика государства
  • Социально-экономическая неоднородность труда.

18.Стоит ли бороться с проблемой социального неравенства? почти все респонденты ответили что бороться с этой проблемой надо.

19.Вы считаете можно уменьшить социальное неравенство в Украине?

55% думают что можно.

45% думают что нельзя.

20.Респонденты предложили  много возможных решений этой  проблеме.

Вот такие были предложения:

  • Увеличение дохода в среднем и бедном социальном слои.
  • Изменение социально-экономической политике государства.
  • Внедрение социально-политических программ по уравнению доходов между разными социальными группами.
  • Обеспечение людей стабильной работой.
 

Значение  факта:

Каждый респондент писал, так как он считает верно. Посмотрев анкету я увидел что на основные вопросы, такие как: что такое социальное неравенство, актуальна ли эта проблема, какая основная причина этой проблемы, влияет ли материальное обеспечение на эту проблему, в чём причина возникновения, должно ли государство препятствовать этой проблеме и т.д.? Почти все респонденты отвечали одинаково, но и было что полностью отличались мнения в некоторых вопросах, из-за разного положения в обществе, разного материального обеспечения, разного возраста, разных взглядах на жизнь. 
 
 
 

Информация о работе Изучение социального неравенства в Украине