Юридический процесс: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

До сих пор сам термин «юридический процесс» не принят окончательно всеми исследователями в области теории права, продолжает законодательно существовать и исследоваться только в отраслевых рамках.
В советский период при отрицании принципов правовой государственности, полноценная теория именно юридического процесса и не могла иметь места, поскольку признание единства процесса возможно только при условии признания приоритета прав личности, необходимости всемерной защиты, прежде всего этих прав. Только такой подход создает возможность взглянуть на процесс, как на комплекс, систему процессуальных гарантий, ощутить их внутреннее и необходимое единство.

Содержание

Введение...………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика юридического процесса……………….5
1.1. Понятие и содержание юридического процесса…………………………5
1.2. Признаки юридического процесса………………………………………..9
1.3. Основные начала юридического процесса……………………………...11
1.4. Основные элементы структуры юридического процесса и их характеристика……………………………………………………………………...13
Глава 2. Виды юридического процесса…………………………………...18
2.1. Правотворчество как разновидность юридического процесса………...18
2.2. Правоприменение как разновидность юридического процесса……….22
2.3. Учредительный и контрольный вид юридического процесса…………27
2.4. Другие виды юридического процесса…………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсовая оригинал юридический процесс.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, процессуализация означает самоограничение власти, способствует унификации властных процедур, повышению их гласности. Развитие процессуального законодательства – это один из важнейших путей реализации основного принципа правового государства – подчинение власти праву.

В-третьих, процессуальные нормы информируют невластных субъектов  о порядке решения вопросов, закрепляют гарантии реализации их прав и законных интересов, право на защиту. Соответственно объекты административного воздействия превращаются в субъектов процессуальных правоотношений.

Сторонники понимания  процесса только как юрисдикционной деятельности всякую иную урегулированную правом деятельность называют процедурами. Возникает вопрос, как соотносятся эти понятия.

«Процедура – официальный  порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо». Это более широкое понятие, чем юридический процесс: она может быть и при ведении не юридических дел, может быть разовой (регламент собрания) и т. д.

 

1. 3. Основные начала юридического процесса

При всем разнообразии производств  в составе юридического процесса им присущи некоторые общие начала принципиального характера, которые отражают их сущностное единство. Они либо указаны в действующих законах, либо их можно вывести из содержания правовых актов. Они непременно проявляются в работе компетентных органов как руководящие идеи, образуя главные правила производства.

Большинство нормативных  актов устанавливают сроки совершения тех или иных юридических действий. Например, по Закону Российской Федерации  «О психиатрической помощи и гарантиях  прав граждан при ее оказании» 1992 г. заявление о немедленной госпитализации больного в психиатрический стационар должно быть подано в суд в течение суток после проведения консилиума врачей и судья должен санкционировать или не санкционировать госпитализацию в пятидневный срок6.

Такая срочность обусловлена  тем, что больной может представлять опасность для себя или окружающих, он может быть не способным удовлетворять свои основные жизненные потребности, либо его здоровью может быть причинен существенный вред. В случаях, если срок прямо не указан в российском праве, действует правило (аксиома): должностное лицо обязано выполнить соответствующее действие в оптимально короткий срок. Эта аксиома должна предупредить волокиту в работе учреждений государства, местного самоуправления и общественных организаций. Как правило, к работе компетентных органов привлекаются заинтересованные лица, те граждане и организации, на правовом положении которых может отразиться управленческое решение. Им предоставляется возможность для выражения и защиты своих интересов. В частности, при регистрации органами загса гражданского состояния (рождении или смерти гражданина, заключения или расторжения брака, усыновления, изменения имени и др.) обязательно участвуют заинтересованные лица, и они вправе требовать исправления допущенных ошибок. Заинтересованным лицам, участвующим в юридическом процессе, в большинстве случаев предоставляется и право жалобы, т.е. возможности возбудить контрольно-надзорное производство в вышестоящем органе. Это важнейшее конституционное право граждан, его эффективность обеспечивается нормативными актами, устанавливающими порядок работы с заявлениями и жалобами граждан в государственном аппарате и органах местного самоуправления и общественных организациях.

Для юридического процесса характерно и такое начало, как  контрольно- надзорная деятельность, т.е. система наблюдения и проверки работы государственных органов для своевременного устранения нарушений. Без контроля и надзора не может нормально развиваться никакая юридическая деятельность, как и вообще любая жизнедеятельность; она составляет неотъемлемую часть любого юридического производства.

Контрольно-надзорная  деятельность имеет свои особенности, она существенно отличается от других видов юридического процесса: правотворчества, правоисполнения, правообеспечения и т.д. Нормы, регламентирующие данную деятельность, оформляются в виде отдельного правового акта либо выделяются в самостоятельный раздел кодекса (ГПК, УПК, АПК). В нормативных актах устанавливаются сроки и порядок обжалования, юридические последствия принесения жалобы, регламент проверки деятельности либо актов контролируемого органа, критерии такой проверки (основания к отмене, изменению проверяемого акта или его замене новым) и полномочия контрольно- надзорного органа.

 

1.4. Основные  элементы структуры юридического процесса и их характеристика

При структурировании правовой формы целесообразно разделять  ее на три элемента: производства, стадии и режим. В чем же состоит конкретный смысл каждого из этих элементов?

Процессуальные производства - это характеристика главного элемента правовой формы, обобщающая собой сам предмет рассматриваемого юридического дела и отражающая комплекс взаимообусловленных, взаимосвязанных процессуальных действий, которые выражаются:

а) в совокупности процессуальных отношений, органически взаимодействующих с материальными правоотношениями;

б) в системе способов добывания и обоснования всех обстоятельств рассматриваемого юридического дела, в доказывании;

в) в системе официальных документов, закрепляющих все добытые в ходе рассмотрения дел результаты.

Предметом правовой формы  деятельности могут быть самые различные  обстоятельства, а их обобщенная модель составляет основания для классификации производств в пределах той или иной разновидности юридического процесса. Особенно четко индивидуальность и соответствующая автономия процессуальных производств просматриваются в гражданском процессе, где наукой и практикой выделяются три их разновидности: исковой производство, производство по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, и особое производство. Смысл каждого в процессуальном законодательстве находит свое нормативное закрепление. Многочисленностью процессуальных производств отличается характеристика административного процесса, где большинство авторов предлагают даже своеобразную систему, включающую группу производств: правотворческие, правоприменительные, юрисдикционные, учредительные и т. д.

Процессуальные стадии — это характеристика динамики правовой формы, отражающей в себе комплекс взаимосвязанных процессуальных обстоятельств, протекающих во времени и направленных на достижение оптимальных результатов разбираемого юридического дела.

 Стадии правовой  формы дают нам представление  о том, что она (форма) имеет  начальный момент: своего осуществления, какие-то промежуточные участки и логически завершающий пункт, оформляемый в правовом акте основного или вспомогательного характера. Стадии сами по себе представляют какие-то относительно замкнутые временные участки правовой формы и соответствующие моменты перехода от одного к другому.

В юридической науке  вопрос о стадиях решается неоднозначно. В науке теории права характеристика стадий традиционно дается применительно  к правоприменительной форме деятельности и сводится обычно к выделению трех основных этапов:

 а) изучение обстоятельств дела;

б) выбор нормы права, предусматривающей данные обстоятельства

 в) постановление  акта применения. В обобщенном  плане, данный аспект этапов  квалифицируется как стадии логической последовательности.

Проблему стадийности  правовой формы деятельности в процессуальных науках решают в ином аспекте. Его именуют функциональным, т. е. речь идет о стадиях иного порядка, когда в основание структурирования кладутся специфические особенности, характеризующие более емкие и содержательные этапы юридического процесса.

В качестве таких оснований  выступают:

 а) непосредственно  осуществляемая функций на данном  этапе;

 б) круг участвующих  субъектов;

 в) содержание полномочий и конкретные задачи, стоящие перед   лидирующими субъектами на данном этапе.

Юридический процесс  — это всегда определенная совокупность последовательно совершаемых действий и постановляемых актов. И эта совокупность может быть в известных случаях значительной, включать многие действия различного характера. Например, расследование уголовного дела, правотворчество и др. Поэтому юридический процесс не может не содержать требовании, обеспечивающих ритмичность, плановость и строгий правовой порядок при проведении актов, имеющих правовое значение, и - главное - обеспечивающий справедливость, законность, обоснованность как самой деятельности, так и ее результатов (постановляемых юридических актов).

В этой связи представляется целесообразным подразделение юридического процесса на этапы, вычленение в нем  стадий.

 Так, С. С. Алексеев основными этапами правотворческой процедуры считает подготовку проекта нормативного юридического акта, официальное возведение воли народа в закон7.

 По мнению других  правоведов, например А. С. Пиголкина, прохождение законопроекта в компетентном представительном органе состоит из следующих стадий: внесение проекта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение этого органа; обсуждение проекта; принятие проекта.

В судопроизводстве, как  уголовном, так и гражданском, принято  выделять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью.

Например, в соответствии с указанными основаниями в уголовном процессе выделяются следующие стадии:

  • возбуждение уголовного дела (преследования),
  • предварительное расследование (дознание и предварительное следствие),
  • предание суду,
  • судебное разбирательство,
  • постановление приговора
  • обращение приговора к исполнению.

Четкая последовательность стадийности такого порядка закрепляется и гражданско-процессуальным законодательством. Функциональная характеристика этапов является непременным выражением любой другой правовой формы деятельности. Такой аспект динамического структурирования правовой формы целесообразно именовать стадиями функционального назначения. Значение стадий в характеристике юридического процесса связано, прежде всего, с тем, что они отражают логическую последовательность его развития. Пока дело не возбуждено, невозможна последующая процессуальная деятельность. Конечно, проверочной деятельности обязательно должно предшествовать решение вопроса (дела) по существу и т.п.

Стадии не просто следуют  одна за другой - в каждой из них при  определенных условиях может быть проведена проверка правильности деятельности в предыдущей. Так, в судебном заседании обязательно анализируется законность и обоснованность возбуждения судопроизводства и проведенного расследования (дознания, подготовки дела).

Конкретные юридические  процессы могут быть усеченными (например, результаты разрешения вопроса не подвергаются проверке, далеко не каждое принятое решение нуждается в специальном производстве по его исполнению и др.). Поэтому стадии принято подразделять на обязательные и факультативные. К первым можно отнести возбуждение процесса, подготовительные действия и само разбирательство вопроса (дела) путем осуществления правовых предписаний. Наличие всех стадий в юридическом процессе зависит от конкретных обстоятельств.

Таким образом, стадийность  правовой формы выражается в двух основных аспектах: стадиях логической последовательности и стадиях функционального назначения.

Процессуальный режим - это нормативно организованная   обстановка, атмосфера разбирательства юридического дела, обеспечивающая оптимальное благоприятствование всем участникам правовой формы деятельности и состоящая в реализации принципов правовой деятельности, способов ее осуществления и гарантий обеспечения достижения результатов рассматриваемого дела. Органическое единство принципов, способов и гарантий правовой формы и характер их взаимодействия - определяют реальное содержание конкретного процессуального режима (например, режим публичности судебных заседаний и тайна совещательной комнаты при постановлении решения по гражданскому делу). Активный элемент процессуального режима составляют способы осуществления правовой формы деятельности. Они представляют собой процессуальный инструментарий, используемый уполномоченными субъектами для осуществления своих функций и поэтому в определенной мере оказывают влияние на качество процессуальной деятельности.

Природа и характер указанных  способов непосредственно определяются видом процесса. Юридическая сущность их вытекает из законодательного закрепления, и потому каждый факт их применения связан с наступлением определенных правовых последствий.

Следующим элементом процессуального  режима являются гарантии обеспечения правовой формы деятельности. Они представляют собой своего рода опорную основу деятельности и призваны создавать условия надежности положения всех субъектов процесса осознания ими уверенности в достижении поставленных целей. Каждый из указанных элементов процессуального режима имеет свою четкую индивидуализацию и потому несет определенную смысловую нагрузку.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды юридического процесса

Виды юридического процесса обычно группируются по предметному  признаку, когда в качестве основания классификации учитываются только соответствующие отрасли материального права, применяемые в деятельности определенных органов государства. Отсюда такие разновидности юридического процесса, как уголовный, гражданский, административный и т.д. Причем, как правило, сами процессы понимаются исключительно в юрисдикционном значении. Указанная классификация в принципе вполне приемлема, ибо содержит определенный материал для выяснения общих и особенных моментов процесса, как комплекса, так и его отдельных подразделений. Однако, она не позволяет установить функциональную связь юридического процесса со структурой механизма правового регулирования, а также обобщить юридический процесс не только как полиструктурный комплекс, но и как функциональную систему. В действительности же оснований для классификации разновидностей юридического процесса больше, например, в обобщенных комплексах по функциональному признаку, когда выделяются четыре основные комплексные разновидности процессов: правотворческий, правоприменительный, учредительный, контрольный.  
Они различаются, прежде всего, по своему содержанию и функциям, характеру побудительных обстоятельств или общих юридических фактов, специфичности непосредственного юридического последствия. 

Информация о работе Юридический процесс: понятие и виды