Юридический состав правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Состав правонарушения - система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности.
В составе правонарушения все признаки последнего жестко сгруппированы и привязаны к элементам состава. Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения.

Содержание

1.Юридический состав правонарушений…….……………………..………3
2.Глоссарий «Государство»………………………………………………….7
3.Глоссарий «Право»……………………………………………………….12


Библиографический список………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

ПТГП.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОСТРОМСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

КАФЕДРА ТЕОРИИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА» 
 
 
 
 

Исполнитель                                                    Жукова Анна Викторовна,

                                                  группа 06-ЗЮк-405, 6-й курс 

Руководитель А.К. Ахмедова 

   
 
 
 
 
 
 

Кострома 2011 
 
 

             СОДЕРЖАНИЕ                                       

  1. Юридический состав правонарушений…….……………………..………3
  2. Глоссарий «Государство»………………………………………………….7
  3. Глоссарий «Право»……………………………………………………….12
 

   Библиографический список………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 

     Состав  правонарушения - система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности.

     В составе правонарушения все признаки последнего жестко сгруппированы и  привязаны к элементам состава. Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона  правонарушения.

     Эти элементы необходимы в том смысле, что без наличия всех их в совокупности фактически совершенное деяние не может быть квалифицировано как правонарушение. Достаточны они потому, что нет необходимости устанавливать какие-либо дополнительные характеристики содеянного для привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение.

     Объект  правонарушения - это те охраняемые законом общественные отношения, интересы и ценности, на которые посягает правонарушитель и которым причиняется  вред. В правовых нормах всегда определен объект правонарушения - жизнь или здоровье человека, собственность, экономическая деятельность, безопасность государства и т.д. Таким образом, указывая ценности, на которые направлено противоправное посягательство, объект отражает общественную вредность правонарушения.

     Объективная сторона характеризует правонарушение как деяние, акт поведения. Ее образует само противоправное деяние, причиненные  негативные последствия и причинная  связь между деянием и его  последствиями.

     Характеристика  объективной стороны правонарушения определяется нормативными правовыми актами - действия или бездействие, способ, место, обстоятельства его совершения, тяжесть причиненного вреда. Составы правонарушений, а соответственно, и применяемые меры ответственности различаются в зависимости от наличия или отсутствия установленных законом элементов объективной стороны.

     Аналогичное влияние на квалификацию правонарушения и применение мер ответственности  могут оказывать способ (группой  лиц, повторно, с использованием своего служебного положения), место (на территории заповедника, на оккупированной территории), обстоятельства его совершения (в военное время, в боевой обстановке, вследствие стечения тяжелых обстоятельств).

     В некоторых составах - их принято  называть материальными - необходимым признаком состава правонарушения являются вредные последствия, которые зафиксированы в правовой норме. Такие правонарушения должны считаться совершенными только при наступлении указанных в законе последствий. При этом также необходимо установить наличие причинной связи между деянием лица и наступившими последствиями. Напротив, в формальных правонарушениях последствия не входят в число обязательных признаков объективной стороны и, следовательно, для решения вопроса о квалификации деяния и об ответственности не имеют никакого значения.

     Субъект правонарушения - дееспособное лицо, совершившее  противоправные действия (бездействие). Как видим, данный элемент состава  фиксирует такой признак правонарушения, как дееспособность лица, его совершившего.

     В различных отраслях права вопрос о субъекте правонарушения решается по-разному. Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста. В качестве субъектов налогового, гражданского, административного правонарушения могут выступать как дееспособные физические лица, так и организации.

     Общее условие привлечения к ответственности  физических лиц - их вменяемость, то есть психическое состояние по уровню здоровья, развития, позволяющее сознавать  характер своих действий (бездействия), руководить ими и нести в связи с этим юридическую ответственность. Именно в связи с отсутствием этого элемента состава деяния гражданина, признанного недееспособным (невменяемым), не являются правонарушением. Вторым условием признания гражданина субъектом правонарушения является его возраст, о чем подробно мы говорили выше.

     Кроме того, к субъектам некоторых правонарушений законом устанавливаются специальные  требования, то есть предусматривается, что определенное правонарушение может  быть совершено только так называемым специальным субъектом - должностным лицом, военнослужащим, свидетелем и т.д.

     Субъективная  сторона правонарушения характеризуется  виной правонарушителя и, таким  образом, соответствует признаку виновности.

Вина  как психическое отношение лица к совершенному деянию может иметь разные формы - умысел и неосторожность.

     Правонарушение  признается совершенным умышленно, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправность своего деяния, предвидело, а также желало или сознательно  допускало наступление общественно вредных последствий либо относилось к ним безразлично. В зависимости от отношения субъекта правонарушения к возможным вредным последствиям своих действий (бездействия) умысел разделяют на прямой (желание их наступления) и косвенный

     Неосторожность всегда характеризуется тем, что правонарушитель не желает наступления вредных последствий, однако либо предвидит их наступление, но без достаточных на то оснований надеется на их предотвращение, либо не предвидит вредного результата, хотя мог и должен был его предвидеть

     Таким образом, для привлечения любого лица к ответственности необходимо охарактеризовать субъективную сторону  правонарушения, то есть установить наличие  вины в совершенном деянии. Существуют два подхода к решению вопроса  о доказывании вины правонарушителя.

     В уголовном, административном, налоговом  праве действует принцип презумпции невиновности, который означает, что  лицо признается невиновным до тех  пор, пока не доказано обратное. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

     При этом субъект не должен доказывать свою невиновность, обязанность доказать его вину возлагается на органы государственной  власти.

     В гражданском праве установлена  презумпция вины правонарушителя - он предполагается виновным до тех пор, пока сам не докажет свою невиновность в совершенном деянии. Соответственно, пострадавшая от правонарушения сторона освобождается гражданским законодательством от доказывания вины нарушителя. Применение презумпции виновности нарушителя гражданско - правовых норм обеспечивает защиту интересов потерпевшей стороны, добросовестно исполнявшей свои обязательства и понесшей ущерб от неправомерных действий (бездействия).

     Состав  правонарушения широко используется в  юридической теории и практике. На его основе законодатель формулирует нормы права об ответственности за правонарушения. Через анализ того, как себя проявляет тот или иной элемент состава, правоведы разграничивают между собой различные правонарушения. Устанавливая соответствие всех фактических обстоятельств совершенного деяния элементам состава правонарушения, зафиксированным в норме права, правоприменитель квалифицирует правонарушение. В дальнейшем, рассматривая отдельные виды налоговых правонарушений, мы также будем опираться на состав правонарушения, как на конструкцию, позволяющую всесторонне охарактеризовать конкретное правонарушение с учетом всех его отличительных признаков. 
 

ГЛОССАРИЙ «Государство»  

  1. Государство - основная политическая организация  общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории.
  2. Государство - в качестве экономического субъекта - совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.
  3. Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Различают: 
    - социальную безопасность: правовую, интеллектуальную, духовно-культурную; 
    - экономическую безопасность: финансовую, хозяйственную, технологическую; и 
    - территориальную безопасность: экологическую, сырьевую, жизненную.
  4. Военная мощь государства - совокупность военного, экономического, научно-технического и морально-политического потенциалов государства или коалиции государств. 
    Непосредственно военная мощь государства воплощается в вооруженных силах и их способности выполнить поставленные перед ними задачи.
  5. Глава государства - высшее должностное лицо, считающееся верховным представителем государства и (обычно) носителем исполнительной власти.
  6. Государственная власть - в демократических странах - власть, осуществляемая компетентными органами на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 
    В РФ государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.
  7. Государственная собственность - собственность, принадлежащая федеральным и местным властям. 
    Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
  8. Государственная территория - в широком смысле - территория, принадлежащая определенному государству. От территории других государств государственная территория отделяется государственной границей. В состав государственной территории входят: 
    - суша: материковая часть государства с анклавами и острова; 
    - внутренние воды; 
    - территориальные воды: прибрежная полоса моря определенной ширины; 
    - недра в пределах технической досягаемости; и 
    - воздушное пространство.
  9.   Государственный бюджет - баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год). Государственный бюджет содержит: 
    - перечень программ расходов: на образование, на оборону и т.д.; и 
    - перечень источников получения доходов. 
    Различают фактический, структурный и циклический государственные бюджеты. 
    В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
  10. Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий. Государственные органы различаются: 
    - по принадлежности к ветви власти - на законодательные, исполнительные и судебные; 
    - по способу формирования - на представительные и формируемые, представительными органами; 
    - на постоянные и временные; 
    - на органы общей или специальной компетенции и т.д.
  11. Государственный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права.
  12. Государственный суверенитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Государственный суверенитет не допускает постороннего вмешательства.
  13. Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. По своему правовому положению гражданин конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства. Только гражданам принадлежат политические права и свободы.
  14. Конституция - писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые: 
    - провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина;  
    - определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти. 
    Конституция является главным источником национальной системы права. 
    Конституции различают: 
    - по форме: на кодифицированные, некодифицированные и конституции смешанного типа; 
    - по способу внесения изменений: на гибкие и жесткие; 
    - по срокам действия: на постоянные и временные.
  15. Международные отношения - система политических, экономических, научно-технических, культурных, военных, дипломатических и иных устойчивых взаимосвязей и взаимодействий субъектов международных отношений: 
    - государств; 
    - народов; 
    - межгосударственных правительственных и неправительственных объединений, организаций и органов; 
    - партий и движений; 
    - отдельных лиц и их групп.
  16. Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
  17. Национальное хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства. 
    Национальную экономику формируют государственный, частный и иностранный секторы экономики.
  18. Общественные фонды потребления - товары и услуги, предоставляемые государством всем его гражданам на равных началах.
  19. Парламент - высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. Различают однопалатную и двухпалатную структуру парламентов.
  20. Правосудие - вид государственной деятельности, осуществляемой специальными государственными органами (судами) посредством рассмотрения гражданских, уголовных и других дел в установленном законом порядке.
  21. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 
    Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 
    Российская Федерация - светское государство. 
    Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
  22. Страна - в политико-географическом отношении - территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственной независимостью (суверенитетом), или находящаяся под властью другого государства и лишенная самостоятельности. Страны мира подразделяются на типы: 
    - по географическому положению: приморские, островные страны, страны-архипелаги и др.; 
    - по форме правления: республики, монархии и др.; 
    - по административно-территориальному устройству: унитарные и федеративные; 
    - по этническому составу: многонациональные и однонациональные; 
    - по уровню социально-экономического развития: развитые и развивающиеся страны.
  23. Форма государства - способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Форма государства складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛОССАРИЙ  «Право»  

  1. Источники права - формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Основными  источниками права являются: 
    - нормативно-правовые акты и правовые обычаи; 
    - судебные прецеденты; и 
    - международные и внутригосударственные договоры.
  2. Кодексы поведения - вспомогательные источники права международной торговли; правила, кодексы и иные документы международных организаций.
  3. Конституционное соглашение - в ряде стран - источник конституционного права; правила политической практики, которые неукоснительно соблюдаются и считаются обязательными для тех, кого они касаются.
  4. Правовой обычай - источник права; исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, которое взято под охрану государством.
  5. Фикция - в юриспруденции - созданное искусственным путем историческое или догматическое основание для известных юридических правил, требуемых с точки зрения справедливости, но не могущих быть обоснованными средствами действующего права.
  6. Нормативно-правовой акт - закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений. В РФ и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права.
  7. Государственный контроль - форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых органами государства.
  8. Делегированное законодательство - в ряде стран - издание правительством по уполномочию парламента нормативных актов фактически обладающих силой закона.
  9. Дипломатика - историческая дисциплина, изучающая форму и содержание правовых актов.
  10. Закон - юридический акт: 
    - принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения; 
    - регулирующий наиболее важные общественные отношения; 
    - обладающий наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. 
    По значимости содержащихся в законе норм они делятся на: 
    - конституционные; 
    - органические; 
    - обыкновенные, которые в свою очередь подразделяются на кодификационные и текущие законы; 
    - чрезвычайные законы.
  11. Кодекс - единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права.
  12. Положение - нормативный акт, рассчитанный на длительное действие, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок деятельности, ответственность государственных организаций и их должностных лиц.
  13. Правомерность - соответствие явлений социальной жизни требованиям и дозволениям государственной воли, содержащейся в нормах права. Правомерность воплощается в поведении субъектов права и в юридических документах.
  14. Свод законов - сведенные в одно издание и расположенные в систематическом, хронологическом или ином порядке нормативные акты или сборники законодательства.
  15. Систематизация права - процесс сведения нормативно-правовых актов к единству путем внешней или внутренней обработки их содержания. В зависимости от способа обработки нормативно-правового материала различают инкорпорацию и кодификацию.
  16. Норма права - установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Формой существования норм права являются нормативно-правовые акты и иные источники права. 
    Нормы права подразделяются на: 
    - управомочивающие нормы, предоставляющие возможность действовать; 
    - обязывающие нормы, требующие определенного поведения; 
    - запрещающие нормы, устанавливающие запреты на совершение каких-либо действий или бездействия.
  17. Временные нормы права - нормы права, действующие только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие.
  18. Гипотеза - в теории права - структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия. Гипотеза является предпосылкой применения властного предписания.
  19. Диспозиция - структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание поведения субъекта права, имеющее юридически значимый характер.
  20. Диспозиция указывает на форму поведения субъекта права, которая непосредственно влечет за собой юридические последствия.
  21. Законодательные нормы права - нормы права, содержащиеся в законах.
  22. Законодательство - деятельность высших органов государственной власти по изданию законов; один из основных методов осуществления государством своих функций.
  23. Законодательство - совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области.
  24. Санкции - структурная часть общей правовой нормы, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя этой нормы.
  25. Нотариат - система органов, удостоверяющих: 
    - договоры, завещания, доверенности и другие юридические акты; 
    - подлинность подписей на документах; 
    - подлинность копий с документов; 
    + совершающих другие действия, направленные на закрепление гражданских прав.
  26. Объекты гражданских прав - в праве - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являются: 
    - вещи; 
    - имущественные права; 
    - работы и услуги; 
    - информация; 
    - результаты интеллектуальной деятельности; 
    - нематериальные блага; 
    - иное имущество.
  27. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
  28. Обязательственное право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения между организациями, между организациями и гражданами и между гражданами, вытекающие из экономического оборота в обществе.
  29. Обязательство - гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
  30. Особое производство - разновидность гражданского судопроизводства, при котором между заинтересованными лицами отсутствует спор о праве. При этом задача суда состоит в защите прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций путем: 
    - установления наличия или отсутствия конкретных юридических фактов; 
    - признания определенного правового состояния гражданина; 
    - восстановления гражданских прав. 
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Юридический состав правонарушений