Понятие, основные принципы и гарантии законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Первоначальная схема соотношения «Закон – законность» рассматривала закон как «Нормативную основу», «Нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович.
Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней. Во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу. В-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект. В-четвертых, сугубо нормативный взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму. В-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 51.05 Кб (Скачать)

Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Принципы организации  и деятельности прокуратуры Российской Федерации обозначены в ст. 4 Закона:

1.Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

Действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

Информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и  следователи органов прокуратуры  (далее – прокуроры и следователи)  не могут быть членами выборных  и иных органов, образуемых  органами государственной власти  и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские  работники не могут являться  членами общественных объединений,  преследующих политические цели, и принимать участие в их  деятельности. Создание и деятельность  общественных объединений, преследующих  политические цели, и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры  не допускаются. Прокуроры и  следователи в своей служебной  деятельности не связаны решениями  общественных объединений.

5. Прокурорские  работники не вправе совмещать  свою основную деятельность с  иной оплачиваемой или безвозмездной  деятельностью, кроме преподавательской,  научной и творческой.

Следует также указать  на отличие прокурорской власти от иных видов власти, которое заключается  в прокурорском надзоре за исполнением  законов и уголовном преследовании. Говоря о последнем, следует отметить, что согласно действующему Закону о  прокуратуре РФ (ст.1 ч.2) прокуратура  осуществляет уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Поскольку осуществление  уголовного преследования является функцией государственной власти, входит в предмет деятельности органов  прокуратуры согласно действующему законодательству (Закон о прокуратуре  РФ, Уголовно-процессуальный кодекс), поэтому  оно отнесено к видовому отличию  прокурорской власти, как форме ее осуществления.

Изложенное позволяет  сделать вывод, что прокурорская власть – вид государственной  власти, осуществляемый в формах прокурорского  надзора за соблюдением Конституции  РФ и исполнением действующих  на территории Российской Федерации  законов, а также уголовного преследования.

Как следствие, предлагаются меры законодательного характера, направленные на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти (Включая прокуратуру), единства действий всех ветвей власти, сопровождающиеся системой сдержек и противовесов.

Прокурорский надзор возникает не потому, что учреждается  прокуратура а потому, что с  возникновением законности в государстве  появляются органически связанные  между собой объективные потребности  в обеспечении ее единства и к  этому направлена функция надзора. И если правомочиями по обеспечению  прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и другие органы, то осуществление надзора за соблюдением  Конституции РФ, исполнением законов  в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности –  явление уникальное. Эта обязанность  возложена государством только на один орган – прокуратуру Российской Федерации1.

Надзор за исполнением  законов в Российской Федерации  представляет собой закономерно  и в силу внутренней потребности  возникший один из основных видов  государственной деятельности и  осуществляется он специальным органом, отличающимся по своему правовому статусу, системе построения, структуре, предмету, методу, задачам и целям деятельности, называемым «прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. И данное явление в современной правовой системе Российской Федерации, служит прогрессивным фактором, приводящим в активное и постоянное движение все ее демократические механизмы с учетом специфики России.

Из изложенного  видно, что прокурорский надзор в  Российской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный  вид основной (конституционной) деятельности государственной власти:

Осуществляемый в целях охраны и защиты законности как одной из составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, без вмешательства во внутренние функции право применяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в президентскую и ни в одну из трех ветвей власти;

Проводимый во всех сферах общественных отношений, урегулированных правом, и во всех стадиях процесса государственного преследования правонарушения – от поиска и обнаружения его до привлечения правонарушителя к законной ответственности, независимо от вида правонарушения и вида юридической ответственности, включая процесс предупреждения нарушения законности (в т.ч. и преступности), устранения их последствий.

 

 

 

 

 

 

 

3. Надзор за соблюдением законности, прав и свобод человека и гражданина

 

Правозащитная функция  органов прокуратуры – одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными правовыми институтами. Многолетние статистические наблюдения свидетельствуют о, безусловно, активной роли органов прокуратуры в отстаивании прав и законных интересов граждан. В настоящее время число обращений граждан за защитой в органы прокуратуры превышает более чем в десять раз число обращений в суды.

Чтобы отразить динамику роста таких обращений, прокурор Саратовской области Макаров А. приводил следующие цифры по Саратовской области: в 1994 г. – 14 тыс., 1995 г. – 16 тыс., 1996 г. – 18 тыс. Каждое третье из них удовлетворено. Для сравнения: в судебные инстанции области поступило жалоб на незаконный арест, действия должностных лиц, административные взыскания и т. д. менее 2,8 тыс.1

Всего же по протестам  прокуроров, например, в 1996 году отменено свыше 60 тысяч актов органов власти, управления и контроля, грубо нарушающих права и свободы граждан. При этом четверть этих актов издается в системе местного самоуправления.

Юристы отмечают расширяющийся в ряде субъектов  Федерации процесс девальвации провозглашенных в стране прав и свобод. В первую очередь это попытки региональных властей ограничит права граждан, установленные Конституцией Российской Федерации (Права работников несовершеннолетних, предпринимателей), и в то же время неправомерно расширить сферу использования мер административного принуждения. Чаще всего нарушается налоговое, земельное, жилищное, трудовое, административное законодательство, а также законы, предусматривающие предоставление льгот гражданам. Нередко издаются правовые акты, неправомерно ограничивающие права и свободы граждан, устанавливаются не предусмотренные законом штрафы, налоги, сборы.

Прокурорский надзор в данном случае служит дополнительной гарантией справедливого распределения  социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека.

Конституцией РФ закреплены такие важнейшие принципы правового статуса личности, как: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод; гарантированность  прав, свобод и обязанностей; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрещение на незаконное ограничение  конституционных прав и свобод.

В статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г. сказано, что  деятельность прокуратуры подчинена  решению главной задачи: обеспечению  верховенства закона, единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства.

Функция надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина обособлена в специальную  главу Закона (статья 26, 27), что на деле не означает противопоставления надзорной деятельности по защите публичного интереса. И законодатель, и социальная практика исходят из единства прав и обязанностей граждан, их коллективов.

Осуществляющие надзор за соблюдением прав и свобод прокуроры обязаны ощущать грань дозволенного как со стороны граждан, так и со стороны государственных органов. Права, как известно, всегда связаны с определенными обязанностями. Однако во всех случаях должен торжествовать принцип: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 статьи 55 Конституции РФ). Эта статья является принципиально важной для определения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют безотлагательного реагирования со стороны прокурора.

Главным принципом, определяющим содержание надзорной  деятельности, служит принцип формального  юридического равенства, трансформирующийся в равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом. Обязанность государства, а, следовательно, и его органов защищать права и свободы гражданина от своеволия в обществе, вбирающего в себя не только образцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно искаженные ценности, исповедуемые узкими группами граждан, пытающихся корпоративную мораль противопоставить общественной, не говоря уже о крайних формах индивидуального эгоизма.

Генеральная прокуратура  РФ нацеливает подчиненных прокуроров избегать дублирования судебных органов, роль которых в защите прав и свобод граждан первостепенная и, в конечном счете, решающая. По общему правилу прокуроры подключаются к этой работе в случаях, когда требуется без всяких на то отлагательств применить специальные, только им предоставленные полномочия в защиту публичных интересов (неопределенного круга лиц) либо в защиту отдельных категорий граждан, лишенных в силу объективных причин возможности самостоятельно отстаивать свои права в суде. Причём эти полномочия минимальны, их применение открыто для обсуждения и может быть оспорено в суде.

Среди специальных  полномочий прокурора – опротестование незаконных правовых актов, направление заявлении в суды (арбитражные суды), внесение представлений об устранении нарушений правовых норм, возбуждение уголовных дел и производств об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, нарушающих права граждан.

Наиболее полно  определил условия прокурорского вмешательства приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Он устанавливает, что прокурорские проверки могут проводиться только на основании поступившей информации о допущенных правонарушениях, требующих использования специальных полномочий прокурора, и, как правило, для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

В предмет надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входят конституционные  права и свободы, т.е. права, относящиеся  к каждому человеку и гражданину. Эти права равны и едины  для всех; они фиксируются в  Конституции. Следуя общепринятым принципам  и нормам международного права, традиционно  конституционные права делят  на три группы: личные, политические и социально-экономические. Эта классификация воспроизведена и в Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Право на жизнь, охрану государством достоинства личности, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют так называемые личные права, охраняемые всеми отраслями  надзора с учетом специфики предмета каждой. Посягательства на личные права граждан в виде причинения телесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы уголовно наказуемых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора реализуется чаще всего за пределами общенадзорной отрасли.

Политические права  и свободы граждан связаны  с наличием гражданства Российской Федерации и реализуются в  рамках, установленных действующим законодательством. Содержание надзорной деятельности в данном случае определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который реализует свое право участия в управлении общими делами как непосредственно, так и через представителей (статья 32 Конституции). Это право закреплено также в нормах международно-правовых документов: Всеобщей декларации прав человека (статья 21) и Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 25).

Информация о работе Понятие, основные принципы и гарантии законности