ФЕДЕРАЛЬНОЕ 
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ 
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА 
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Курсовая 
работа
на тему:
«Роль правового 
государства в реализации прав личности» 
 
 
 
 
Ульяновск, 
2008 г. 
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие 
и признаки государства………………………………………………………5
1.1.Понятие и 
признаки государства…………………………………………………………...5
1.2.Социальное 
назначение и сущность государства………………………………………….8
Глава 2.Теория правового 
государства………………………………………………………..11
2.1.Концепция 
правового государства…………………………………………………….......11
2.2.Понятие и 
признаки правового государства………………………………………….......12
Глава 3. Проблемы 
реализации прав личности………………………………………………16
3.1.Права и 
свободы человека и гражданина 
как высшая ценность правового 
государства…………………………………………………………………………………………………16
3.2.Проблемы реализации 
прав личности на современном этапе развития 
правового государства в России..………………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список использованных 
источников………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
    Проблемы 
реализации права всегда были в центре 
внимания юридической науки, но это не 
делало их проще. Наоборот, проникновение 
в данный процесс, всесторонний его анализ 
ставили перед учеными все более трудные 
задачи.
    Еще 
в период перестройки, одна из центральных 
проблем с которой столкнулось 
советское общество, - развитие демократии 
в сочетании с соблюдением законности 
и дисциплины. Это значит, что сколько 
бы ни были радикальны примеры в экономической, 
политической, социальной и других сферах, 
они должны осуществляться, лишь получив 
одобрение избранной демократическим 
путем законодательной власти в лице Съезда 
народных депутатов СССР и Верховного 
Совета СССР. Вместе с тем в правовой практике 
были присущи правовой нигилизм, декларативность 
многих законодательных установлений. 
Без преодоления указанных недостатков 
построение правового социалистического 
государства невозможно. 
    Формирование 
правового государства предполагает 
уважение к закону, право, строгое 
соблюдение юридических норм. В данной 
связи теоретические проблемы реализации 
права приобретали особую практическую 
значимость. Необходим анализ правореализующей 
деятельности в самых разных аспектах, 
ибо путь от создания закона до воплощения 
его предписаний в фактическое поведение 
людей весьма сложен, зависит от множества 
факторов. Эти различные условия и факторы 
и стали предметом настоящего коллективного 
исследования. При изучении темы следует 
понять, что представляют собой различные 
формы реализации права. 
    Важно 
уметь раскрыть содержание таких 
форм реализации юридических норм, 
как использование, соблюдение и 
исполнение. Особое внимание следует обратить 
на такую форму, как применение права. 
    Необходимо 
знать, какие основные требования обеспечивают 
правильное применение норм права, в чем 
выражается законность и обоснованность 
этого процесса, каковы его основные стадии. 
    Следует 
разобраться в проблеме толкования 
законов и других нормативных актов, 
учитывая, что она имеет большое практическое 
значение. Необходимо также хорошо знать 
способы восполнения пробелов в праве, 
разбираться в вопросах аналогия закона 
и аналогия права.
    Глава 
1. Понятие и признаки 
государства.
          1.1.Понятие 
и признаки государства.
    Вопрос 
о понятии государства является 
столь же сложным и древним, сколь 
и само государство. К нему постоянно 
обращались философы и юристы всех 
стран и народов на всех этапах возникновения 
и развития государства – с Древнего Рима 
и Древней Греции вплоть до наших дней.
    «Что 
такое государство?» - восклицал 
один из российских государствоведов 
в начале 20 века, А. Паршин, - вот вопрос, 
который до сих пор стоит открытым перед 
человеческим умом». И далее: «Правильный 
ответ на этот вопрос должен иметь большое 
значение для жизни народов. Правда, многие 
практические деятели общества и государства 
полагают, что они всегда имеют достаточно 
данных для разрешения проблем наличной 
общественно-государственной жизни независимо 
от того, имеется ли правильное определение 
государства или не имеется. В этом случае 
практические деятели говорят, что теоретическим 
определением природы могут заниматься 
только любители философы, а не люди, которые 
находятся в горниле общественной и государственной 
жизни и своими деяниями фактически обязаны 
творить общественную и государственную 
жизнь. Действительная жизнь государства 
не может остановиться и ждать точных 
определений ее философией».1 
    Вопрос 
о понятии государства относится 
к числу дискуссионных и не 
имеет единообразных трактовок 
ни в отечественной, ни в зарубежной 
литературе. Это объясняется в значительной 
степени многообразием подходов, которые 
сложились в науке относительно понимания 
государства.
    В 
российской литературе разных периодов 
тоже можно найти немало определений. 
Например, государство как «объективный 
факт нашей планеты» представляется в 
виде «социального явления кооперативного 
выполнения» за счет населения и для населения 
страны непременных условий проявления 
и развития индивидуальной жизни. 
2Государство определяется и как 
организованное общение людей, связанных 
между собой духовной солидарностью и 
признающих эту солидарность не только 
умом, но поддерживающих ее силою патриотической 
любви, жертвенной волей, достойными и 
мужественными поступками. 3Оно 
рассматривается и в качестве союза «свободных 
людей, живущих на определенной территории 
и подчиняющихся принудительной и самостоятельной 
верховной власти», 4и как объединение 
людей, «властвующих самостоятельно и 
исключительно в пределах территории»5. 
    В 
современной отечественной теории 
государства и права наибольшее 
распространение имеет социологический 
подход, но говорить о единстве взглядов 
на понятие государства здесь 
тоже не приходится. Согласно социологическому 
подходу понятие государства целесообразнее 
всего трактовать в широком (или обще-социальном) 
и узком (или политическом) смыслах.
    Государство 
— это организация политической 
власти, содействующая преимущественному 
осуществлению конкретных интересов (классовых, 
общечеловеческих, религиозных, национальных 
и т.п.) в пределах определенной территории.
    Государство 
занимает центральное, ведущее место 
в политической системе общества, так 
как оно: 
1) выступает в качестве единственного 
официального представителя всего народа, 
объединяемого в пределах его территориальных 
границ по признаку гражданства; 
2) является единственным носителем суверенитета; 
3) обладает специальным аппаратом (публичной 
властью), предназначенным для управления 
обществом; 
4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными 
силами, милицией, службой безопасности 
и т.п.); 
5) обладает, как правило, монополией на 
правотворчество; 
6) обладает специфическим набором материальных 
ценностей (государственная собственность, 
бюджет, валюта и т.д.).
    Государство 
в широком смысле близко к понятию 
«страна». Страна - это тоже государство, 
но в географическом его понимании. Вместе 
с тем каждая страна имеет свою территорию, 
которая населена людьми, организованными 
в общество, и которая управляется особой 
публичной (политической) властью. 
    Государство 
в узком (политическом) смысле - это 
уже не само особым образом организованное 
общество, а только его часть, представляющая 
собой определенную политическую организацию. 
В любом государственно организованном 
обществе (государстве в широком смысле) 
существует, как правило, множество различных 
политических организаций, одной из которых 
является государство (в узком смысле).
    Государство 
в широком смысле (государственно 
организованное общество) - это политико-территориальный 
союз людей, представляющий собой принципиально 
новый тип общества и управляемый особой 
публичной властью, выраженной в специальном 
аппарате управления и принуждения.
    Государство 
(в узком смысле) - это состоящая 
из органов управления и принуждения суверенная 
политико-территориальная организация, 
которая существует за счет общества, 
выражает его власть и осуществляет ее 
в целях создания и поддержания в обществе 
определенного порядка.
    Государство 
характеризуется следующими признаками: 
    1. 
Публичная политическая власть 
– нет одинакового понимания 
и однозначного толкования публичной 
власти. Ей нередко придают первостепенное 
значение, называя аппарат управления 
вместе с аппаратом принуждения – армия, 
милиция, разведка, контрразведка, а также 
в виде всякого рода принудительных учреждений 
(тюрем, колоний и т.п.) 
    2. 
Административное деление – это 
система территориальных регионов, 
в рамках которых образуются 
и функционируют местные органы 
государственной власти, управления, судебные 
и другие органы. Административно-территориальные 
единицы – это структурные части (элементы) 
административно - территориального устройства, 
которые не обладают политической самостоятельностью 
и находятся в определенном соподчинении 
между собой. Единицами административно 
- территориального устройства являются: 
район, город, район города. Принято выделять 
следующие признаки административно – 
территориального устройства: 
    • 
социально-экономический (учет особенностей 
направления развития экономики 
данной местности, а также специфики традиционной 
занятости населения); 
    • 
географический (выделение границ административно 
– территориальных единиц с учетом 
рельефа местности); 
    • 
демографический (естественный рост населения 
ведет, как правило, к увеличению 
административно – территориальных единиц); 
    • 
исторически-национальный (учет особенностей 
традиций, быта) 
    3. 
Государственный суверенитет – верховенство 
государственной власти внутри страны 
(способность государственной власти 
самостоятельно издавать общеобязательные 
для всех членов общества правила поведения, 
устанавливать и обеспечивать единый 
правопорядок, определять права и обязанности 
граждан, общественных органов и организаций) 
и независимость ее на международной арене. 
    4. 
Законодательство – один из 
основных методов осуществления государством 
своих функций, заключающийся в издании 
органами государственной власти, один 
из основных методов осуществления государством 
своих функций; совокупность действующих 
законов, регулирующих общественные отношения 
и отдельные их области. 
    Итак, 
государство — социальный институт 
всего общества, оно выполняет многие 
функции, обеспечивающие жизнедеятельность 
последнего. Его основное назначение заключается 
в управлении социальными делами, в обеспечении 
порядка и общественной безопасности. 
Государство противостоит антисоциальным, 
разрушительным силам, а потому само должно 
быть мощной организованной силой, иметь 
аппарат (механизм) управления и принуждения. 
Иначе говоря, по своей глубинной сути 
государство — явление общесоциальное 
и конструктивное, чем и обусловлена его 
великая жизнеспособность. Политическим 
и классовым оно становится постепенно, 
по мере развития в обществе классов, антагонистических 
отношений. С расколом общества на классы, 
с возникновением.