"Русская правда" ее основные редакции

Автор: k************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:35, реферат

Описание работы

На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г.

Содержание

Введение…………………………..……………………………………….………3
Глава 1. Становление древнерусского феодального права. Русская Правда кодекс раннефеодального права……………………………………………………4
Характеристика и основные редакции Русской Правды……………7
Заключение……………………………………………………………....……….12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

русская .правда.doc

— 82.00 Кб (Скачать)
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственные образовательные  учреждения высшего  профессионального  образования 

Новгородский  государственный  университет 

имени Ярослава Мудрого

Гуманитарный  институт

 
 

Юридический факультет

 

КафедрА__ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРТВА И ПРАВА __дисциплин

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

 

«РУССКАЯ  ПРАВДА», ЕЁ ОСНОВНЫЕ РЕДАКЦИИ

 
 

Студент 1 курса группы 1283зу

_____________Дорофеева  Д.А.

«____» ______________ 20___г.

 
 
 

Проверил:

Ковалёв Борис Николаевич

__________________________

«____» _____________ 20___г.

 
 
 
 
 
 
 

Великий Новгород

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

Введение…………………………..……………………………………….………3

Глава 1. Становление древнерусского феодального права. Русская Правда кодекс раннефеодального права……………………………………………………4

    1. Характеристика и основные редакции Русской Правды……………7

Заключение……………………………………………………………....……….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Крупнейшим  памятником древнерусского права и  основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, который получил название Русской Правды и сохранил свое значение  в более поздние периоды истории.

     На  протяжении  нескольких веков Русская  Правда  служила  основным руководством  при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г.

     В нашей  исторической  литературе  господствует  убеждение,  что  частная  юридическая  жизнь  древнейшей  Руси  наиболее  полно и   верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде.

     В своей контрольной работе я хочу обратиться к корням писаного права древней Руси - к русской Правде, рассмотреть содержание этого уникального памятника древнерусского права.

     Для достижения данной цели  ставятся следующие  задачи:

  • раскрыть характеристику Русской Правды и ее основные редакций.

     Освещение всех вопросов темы контрольной работы я буду проводить на основе использования текста документов, а также литературы.

     Так, в ходе написания работы  были использованы Законодательство Древней Руси" и Чистякова О.И. "Отечественное законодательство XI – XX веков".  Эти сборники документов содержат полные тексты  памятников права Древней Руси.

     Таким образом, детальное изучение научной  литературы по истории отечественного государства и права позволит мне наиболее полным образом охарактеризовать Русскую Правду как яркий пример источника древнерусского феодального права.

     Глава 1. Становление древнерусского феодального права. Русская Правда кодекс раннефеодального права.

 

     Становление древнерусского феодального права  связано с возникновением Русской Правды.

     Во  второй половине IX в. на территории Восточной  Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное  государство-  Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в. и получившая окончательное закрепление в Русской Правде- памятнике феодального права.

     Изучение  древнейших документов истории Древней  Руси свидетельствует о самостоятельности исторического процесса возникновения и развития государства и права у восточных славян.

     В нашей литературе по истории русского права нет  единого мнения о происхождении  Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

       Бесспорно, что, как и любой  другой правовой акт, Русская  Правда не могла возникнуть  на пустом месте, не имея  под собой основы в виде источников права. Мне остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.

     Первый  текст был обнаружен и подготовлен  к печати В.Н. Татищевым. Сейчас имеется  более ста списков, сильно различающихся  по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай»,  но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

     Наиболее  ранними письменными памятниками  русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на "закон русский", являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права. В договорах упоминается смертная казнь (о чем уже не говорится в Русской Правде), штрафные санкции, регламентировалось право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров ("наволок"). При этом в договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права.

     К числу древнейших источников права  относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

     Говоря  о большом значении Русской Правды для понимания становления феодальных отношений на Руси и о предшествующих ей законах и обычаях восточных славян, академик Б. Греков замечает: «Можно с уверенностью  сказать, что кровная месть, например, была хорошо известна в то время и вошла, хотя и в урезанном виде, в Русскую Правду, где жила до законодательной отмены в XI веке».1

     Одним из источников Русской Правды является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани - «уроки», создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные «виры», «продажи», «пошлины», что закреплено в статьях «Русской Правды».2

     Присоединяя к Киевскому государству новые  земли, князья назначали на них своих  посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия.

      Источниками Русской Правды явились нормы  обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление ("дикая вира" налагалась на всю общину).

     Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911 и 944 годах, и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».

      Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

      Определенное  влияние на Русскую Правду оказало  византийское каноническое право.

 
 

      1.1Характеристика и основные редакции Русской Правды

 

      До  наших дней дошло более 100 списков  Русской Правды. Все они распадаются  на 3 основные редакции: Краткая, Пространная  и Сокращённая (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП).

      Краткая Правда является древнейшей редакцией «Русской Правды». В XIX веке шли оживленные дискуссии по вопросу: что это - официальный свод государственного права, частный юридический сборник или сборник, созданный для норм церковного суда (версия В. О. Ключевского)? В настоящее время выдвинуто предположение, что она является попыткой урегулировать отношения новгородцев с варягами (версия М. Б Свердлова).

     Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

     Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.3

      Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и  связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава  и Устав Владимира Мономаха.

     Изначально  источником права были обычаи. С  Х века появляется княжеское законодательство Уставы Владимира Святославича Ярослава.

     Появление Русской Правды датируется различными исследователями от VII века до Ярослава Мудрого (XI в) Место - Новгород или Киев (Летопись указывает на Новгород) Первоначальный текст не дошел, однако Ярославичи на его основе создали "Правду Ярославичей", объединенный переписчиками текст - Краткая редакция Правды. Владимир Мономах значительно переработал РП - появилась пространная редакция. Всех редакции б (по С В Юшкову).

     Судя  по всему, самые древние положения  относятся к ограничению кровной мести. Изначально допускалась месть со стороны лишь ближайших родственников (детей, братьев), но постепенно происходит замена мести штрафом. (Следует отметить, что в Византии за данный вид преступления полагалась смертная казнь. Некоторые элементы, схожие с РП, можно обнаружить у Тацита, в его работах о германцах, в 1-11 вв. н э.

     С введением христианства стало складываться каноническое право, основанное на византийском законодательстве

     Феодальное  право - право привилегий, закладывающее  социальное неравенство перед законом.

     Система отношений имела много различных  гражданско-правовых норм.

     Обязательства в Древней Руси возникали из причинения вреда и нарушения договоров. Человек, нанесший другому ранение, не только платил уголовный штраф, но и оплачивал услуги врача. Следовательно, гражданская ответственность дополняла уголовную. Ущерб взыскивался не только имуществом должника, но и понижением его социального статуса (злостный банкрот мог стать холопом).

     В 1113 г. киевские низы восстали против ростовщиков. Владимир Мономах после этого  упорядочил получение процентов  по долгам, достаточно полно регламентировал договор займа. Объектом займа могли быть деньги, хлеб, мед. Существовало три вида займа: бытовой заем, заем между купцам и заем с самозакладом - закупничество. Наибольшие проценты предполагались по кратким срокам (до 50 %)

Информация о работе "Русская правда" ее основные редакции