Шпаргалка по "Государству и праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Государство и право".

Работа содержит 1 файл

_tgp2.rtf

— 430.00 Кб (Скачать)

1. Предмет и метод теории государства и права. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.  Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов теории государства и права можно представить в виде следующей системы. 1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм -- с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. 2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: - анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); - синтез (изучение явления путем условного объединения его-- составных частей); - системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); - функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др. 3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят: - конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере); - статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления); - кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы. Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: - формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); -сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы -- законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы: 1) технические; 2) естественные; 3) гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юридические науки -- часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды: -- теория государства и права; - историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); - отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); - прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.). Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений. Место теории государства и права в системе юридических наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);  - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

4. Функции ТГП. Функция - деятельность. Самостоятельные направления в исследовании деятельности. Основные направления исследовательской деятельности (функции ТГП): Онтологическая (познавательная) - познать суть явления. “Что есть государство и право”. Гнесиологическая (объяснительная) - объясняет сущность, почему она именно такова. Эвристическая (творческая) - открытие закономерностей. Прогностическая (предсказательская) - познания переходят в практику, гипотезы для будущего. Политическая (управленческая) - для осуществление права на практике. Даёт рекомендации для лучшего его осуществления. Методологическая. Учебная - юридическая - даёт общетеоретическую подготовку студентов через развитие абстрактного мышления.

5. Происхождение государственности. Род - первичная ячейка организации первобытно-общинного строя, объединенная кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством соц. положения, единством интересов, и сплоченностью членов ряда. Род обеспечивал людям большую возможность выжить, чем если они жили бы по одиночке, обеспечивал возможность обмена, передачи и накопления знаний. Власть в роде осуществлялась на общем собрании всех членов рода, в особо важных случаях собирался совет старейшин. Отдельных воинов не было, при необходимости эту функцию осуществляли все мужчины рода. Действия людей основывались чаще всего на обычаях, которые были непререкаемы для всех (из-за кровных связей и общности интересов членов рода). Обычаи - первая форма передачи из поколения в поколение наиболее важных знаний. С повышением уровня знаний и переходом к земледелию и скотоводству появился добавочный продукт. Неолитическая революция (10-12 т.л.н.) также способствовала этому. Обмен этим продуктом между племенами дал возможность его накопления, началась специализация, вначале племен, затем отдельных семей. Появились скотоводы, земледельцы. Появились впервые рабы. Вследствие необходимости координировать все действия племени, все более и более увеличивающегося, появился аппарат управления (экономического, военного, духовного), отделилось сословие воинов, которые уже не занимались производством. Производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной (в т.ч. классовой) дифференциации, к имущественному расслоению людей на богатых и бедных, на неравноправные классы. Большую роль играла религия (власть от бога и передача ее по наследству), объединению племен служила военная функция наиболее сильных племен, которая к тому же приводила к четкому обозначению границ территории. Еще факторы - преобразование родовой общины в отдельные семьи, переход к территориальной организации населения, усиление воин и военной организации племен, влияние религии на объединение племен и на укрепление верховной царской государственной власти.

6. Определение государства. Определение термина “государство” зависит от авторов концепций. Марксистская концепция: Ф. Энгельс: государство - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: государство - машина для поддержания господства одного класса над другим.. Теологическая (божественная) концепция: государство - порождение божьей воли. Правитель - наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т. п. - обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству. Патриархальная концепция: государство - разросшаяся семья (клан), правитель - отец семейства. Признаки государства: Каждое гос-во обладает рядом признаков, позволяющих отличать гос-во от других организационных структур. Обязательные: социальный подход - 1) народ - союз или совокупность граждан, объединенных одной целью; 2) власть; 3) территория; юридический подход - 1) организация власти построена по адм.-террит. делению; 2) публичная власть, отделенная от осн. массы народа; 3) гос. аппараты управления и принуждения; 4) налог. система - необх. для поддержания аппарата гос-ва; 5) наличие системы права; 6) суверенитет - относительное полновластие гос-ва внутри своих границ и независимость во внешн. отношениях. Кроме норм нац. права на публ. власть действуют нормы межд. права. Приоритет - межд. праву. Сущ-ют межд. соглашения. Там есть правило - гос-во, не являющеесяся участником межд. отношения или договора, обязано соблюдать нормы межд. отношений. Независимость во внешн. отношениях - тоже относительна. Ни одно гос-во на межд. арене не имеет права развяз-ть войны, совершать идеологич., экон., политич. агрессию. Факультативные: 1) офиц. язык - на кот. публикуются все законы, акты и т. п.; 2) наличие символов власти - флаг, герб, гимн гос-ва. Др.орг.структуры: 1) полит. партии и объед-я - юр. лица.; 2) обществен. объед-я - не юр. лица (стачкомы, ветеранские объед-я). Юр. лица - предпр-я, учр-я, организации, имеющ. обособлен. имущество, самост. баланс, личн. имущ.и неимущ. права и права истца и ответчика в трех судах - обычн., арбитражн. и третейском. Нации и народности (этносы) - им присущи многие признаки государства: наличие выборн.власти; соподчиненность нижестоящих вышестоящим, орг. единство, система взносов (ден.обяз-в).

7. Суверенитет как признак государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Верховенство государственной власти означает: 1) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; 2) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; 3) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); 4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие “суверенитет” имеет для государства такой же смысл, что и понятие “права и свободы” для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п. Политическая основа суверенитета -- существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

8. Теории происхождения государственности. Марксистская: разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Классы - большие группы людей, которые отличаются друг от друга по 4 критериям: занимают разное место на ступенях общественного производства, по разному относятся к средствам производства, разное отношение к распределению продуктов производства, разное отношение к потреблению (количество и качество). Государство будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то исчезнет потребность в государстве. Ф. Энгельс: государство - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: государство- машина для поддержания господства одного класса над другим. После этого “обобществление” собственности. Отпадает необходимость в государстве. Государство будет заменяться общественным самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься общественным самоуправлением. Теологическая: государство - порождение божьей воли. Правитель - наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. - обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная связь между гос. и церковной властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить. Представитель - Фома Аквинский. Органическая (Ч. Спенсер): все органы государства связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения государственности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел. организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то. Патриархальная (Аристотель): государство - разросшаяся семья. Здесь есть отец семейства, все остальные - его дети. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно племя (более молодое) порабощает другие. Внешнее насилие - убивать некот. мужчин, некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают, нужно создать аппарат, схожий с государством. Внутр. насилие - порабощение внутри собствен. племени. Необходимость создания аппарата - будущего государства. Появление прибавочного продукта - появление имущих и неимущих. Правовая (естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Государство возникло в силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории, заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в будущем - право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Мононормы - в догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен. влиянием, осуждением.

Информация о работе Шпаргалка по "Государству и праву"