Шпаргалка по "Общей теории права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 13:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 76 вопросов по дисциплине "Общая теория права".

Работа содержит 1 файл

Общая теория права.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 36.Понятие  источника права.  В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников права. Формы (источники) права – это государственно – официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам общеобязательного юридического значения. Юридическая наука выделяет несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. к наиболее распространенным относятся правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативно – правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания и др. в различных правовых системах мира, в разные периоды, в разных странах одновременно применялись несколько источников права. Однако в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определенные из них приобретали доминирующее значение. Принято выделять источники права: а)в материальном смысле – источником являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства, материальные условия жизни общества, система экономико – хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. б)в идеальном смысле – под источником права в идеальном смысле понимают различные правовые учения, правосознание. в)в юридическом  (формальном) смысле – под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. «Источник права» - специальный правовой термин, употребляемый для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Под ним понимается не исходная сила, обусловливающая само существование права, а форма, где существуют юридические нормы, т.е. то, откуда мы черпаем юридические нормы. Источники права связаны с деятельностью государства. Эта деятельность подразделяется на две разновидности: деятельность по разработке и изданию юридических норм (правотворчество) и деятельность по приданию юридической силы иным социальным нормам, например обычаям (их санкционирование).  
 
 
 

   37.Правовой  обычай как источник права.    Правовой обычай – это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права. Следовательно, правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту. Правовой обычай является господствующим источником права в рабовладельчаском и феодальном обществах. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права. В качестве примеров обычного права можно назвать такие известные исторические памятники, как Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины, VII в. до н.э.), Салическая правда (Франкская монархия, VI в.), Русская Правда (Киевская Русь, XI в.) и др. По мере укрепления и развития государственной власти обычай перестает играть  определяющую роль как источник права. Он постепенно заменяется прямыми законодательными установлениями органов государства. Так, правовой обычай является господствующим источником права на территории средневековой Беларуси в XV – XVI вв. Однако после принятия Статута ВКЛ 1529г. обычное право играло лишь вспомогательную роль. В современный период правовой обычай имеет ограниченное применение, однако он, тем не менее, сохраняет определенное значение в качестве одного из источников права во многих странах мира. Рассматривая обычай как источник права следует иметь в виду, что существует два его понимания. Во – первых, когда идет речь об исторически древнем источнике права, регулировавшем отношения в обществе в период становления государства. Во – вторых, как источник права в современной правовой науке, которое неоднозначно даже в одной и той стране. Исходя из роли обычаев в правовой системе, выделяют три их разновидности: 1) обычай, как в дополнение к закону, служит уяснением в смысле терминов и фраз закона или судебного решения, которые употреблены в особом, отличном от общепринятого значения (злоупотребление право, разумная цена и т.д.); 2)обычай, применяющийся при пробелах в праве, а также обычай, применяющийся при коллизиях закона и обычая. В ряде стран как источник права он не признается; 3)возможно его признание как источника права и равным закону или превосходящим его. В РБ источником права являются санкционированные обычаи.  
 

    38.Правовой прецедент как источник права.  Юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Суть юридического прецедента как формы (источника) права состоит в том, что решению государственного органа ( в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придается значение общей нормы. Характерные особенности юридического прецедента в современных условиях показывает практика его использование в Англии, США. Юридический прецедент как источник права в правовой литературе оценивается по-разному. Его критики подчеркивают, что признание за прецедентом (практикой) значения источника права, при отсутствии и даже при наличии нормы, создает для государственных органов (в первую очередь для судов) свободу усмотрения, освобождает их от связанности нормами права. Суды сами устанавливают те нормы, которые и применяют. Это может привести к произволу и даже к злоупотреблению должностных лиц. Использование прецедента затрудняет систематизацию правовых норм. Сторонники прецедента в свою очередь указывают на возможность при его помощи быстро реагировать на меняющиеся общественные отношения, оперативно устранять существующие пробелы в правовом регулировании, что весьма затруднительно при использовании нормативно – правовых актов, издаваемых субъектами правотворчества. Юридический прецедент – это решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое является обязательным при последующем решении всех аналогичных дел. Для действия системы прецедентов необходимо иметь информационную базу о прецедентах, т.е. судебных отчетах. В условиях прецедентного права суды, вынося решения или приговор, одновременно объявляют или издают право, т.е. выступают в роли законодателей. 
     

    39.Правовая  доктрина как источник  права.  Юридические доктрины на определенных этапах также выступали в качестве источников права. В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых  - юристов не выступают как непосредственные источники права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют, несомненно, большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны. Роль юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, в правообразовании, совершенствовании законодательства. Аналитические труды  и разъяснения ученых играют важную роль и оказывают заметную помощь в процессе реализации правовых норм. Доктрина влияет на формирование и реализацию права,  выступает источником для иных форм, прежде всего для нормативно – правовых актов. В настоящее время научные труды, как источники доктрины часто используются при подготовке проектов законов, разрешения правовых споров. В англоязычных странах, например, труды видных юристов используются судьями для обоснования своих решений.  
     
     
     

   40.Договор  нормативного содержания  как источник права.  В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нормативным содержанием. Это содержащий нормы акт, созданный соглашением двух или более субъектов права. большинство норм международного права возникло из договоров. В настоящее время нормативные договоры часто заключаются в государствах, где соблюдается принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Нормоустанавливающим  является также коллективный договор на предприятии, регулирующий трудовые, социально – экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками. Заключение нормативных договоров практикуется и в федеративных государствах между федерацией и ее субъектами. Договор в праве – весьма распространенное явление. Однако далеко не всегда договор является источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. В настоящее время нормативные договоры как источник права применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве. В Российской Федерации, РБ и некоторых других странах источником права признаются нормативные договоры. Они имеют по меньшей мере три разновидности. Это прежде всего международный договор – соглашение между двумя или несколькими странами относительно установления или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) или утвердительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств). Второй разновидностью является договор между субъектами федерации (между краями, областями и автономными образованиями. Разновидностью нормативного договора является трудовой договор (контракт), регулирующий трудовые, социально – экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на государственных предприятиях, учреждениях и организациях. В РБ имеет место первый и третий виды нормативного договора. Третий вид договора отсутствует.  
 
 

   41.Нормативно – правовой акт как источник права.  Нормативно – правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира. Под нормативно – правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Этот акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативно – правовой акт – это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов (например, граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля и т.д.) и который действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности. Государство нередко издает акты морально – политического значения (обращения, призывы, заявления). Они не являются нормативно – правовыми актами, так как не содержат в себе юридических норм. Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды вносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, то они тем самым применяют соответствующие юридические нормы к конкретным лицам. Эти акты носят правоприменительный характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Нормативно – правовые акты следует отличать и от актов толкования (интерпретации), в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, но при этом само содержание нормы не изменяется. Система нормативно – правовых актов каждой страны является достаточно разветвленной и отражает особенности ее развития и традиции. На верхней ступеньке этой системы стоят конституции и иные законы государства. 
 
 
 

   42.Кононические нормы как источник права.  На определенных этапах истории развития общества роль источников права играли религиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ересях, колдовстве и т.д. Постепенно сфера действия норм церковного права сужалась за счет усиления светской власти. В настоящее время религиозные тексты потеряли прежнее значение источников права, однако они не утратили его полностью. В ряде мусульманских стран по-прежнему достаточно распространенными источниками права остаются тексты священных мусульманских религиозных книг. Основным источником мусульманского права является кодекс религиозных и этических норм Коран и некоторые  другие священные писания. В них содержатся положения, которым придается общеобязательный характер. Священные писания как источники права содержат нормы преимущественно нравственного и сугубо религиозного характера, которым придается сила закона.  
 
 

   44.Понятие и признаки нормы права.  право представляет собой сложную систему норм. Слово «норма» обозначает начало, величина, масштаб, образец. Правовые нормы – это первичные структурные ячейки, из которых складываются различные правовые институты, подотрасли и отрасли, вся система права. поэтому в норме права выражены основные черты права. среди ученых – юристов нет единого понимания нормы права. Правовая норма – это общеобязательное правило социального поведения, установленное  государством, выраженное публично в формально – определенных предписаниях, как правило, в письменной форме и охраняемое органами государства путем контроля за его соблюдением, и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения. Основные признаки нормы права: 1)нормы, как правило в целом, предназначены для установления и поддержания единого порядка в обществе, 2)нормы права, в отличие от других социальных норм, устанавливаются государством, а также им гарантируются и охраняются, 3)нормы права обладают формальной определенностью, т.е. они формулируются в официальных документах в виде точных и достаточно детализированных правил и рассчитаны на конкретный круг субъектов, 4)в нормах права сформулирован представительно – обязывающий характер (одним предоставляют права, но на других возлагают обязанности), 5)нормы права отражают объективный ход развития общества, с одной стороны, а с другой – воздействуют на общественные отношения, тем самым способствуя социальному прогрессу.  Их отличие от иных юридических предписаний состоит в следующем: являясь общими нормативными предписаниями, они относятся не к отдельному случаю или конкретному физическому или юридическому лицу, «а к тому или иному виду действий, отношений и лиц, которые в них участвуют», права рассчитаны на неоднократное действие, они рассчитаны на неопределенное число случаев для ее применения.  
 
 
 
 

45.Структура норм права.  Структура нормы права выражает ее внутреннее содержание. Анализ структуры нормы права предполагает одновременно и выделение ее относительно самостоятельных частей, и уяснение их места и роли в целостной системе, и единение этих частей, и выявление способов связей и зависимостей в таком единстве. Чаще всего в структуру правовой нормы входят три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция. 1)гипотеза – это часть правовой нормы, которая содержит указание конкретных жизненных фактических обстоятельств (действие людей, совокупность действий, т.е. фактический состав), при каких обстоятельствах данная норма вступает в действие. В юридической литературе их интерпретируют как «условия применения нормы», «указания на тот вид фактических жизненных обстоятельств, при которых следует руководствоваться данной правовой нормой», «указание на те жизненные фактические условия, при которых субъекты должны исполнять установленное правило», 2)диспозиция – это «сердцевина» нормы права, указание на правила поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным выше в гипотезе, 3)санкция – вид меры возможного наказания за нарушение предписаний диспозиции или поощрение за совершение рекомендуемых действий. Назначение санкции состоит в том, чтобы побудить субъекта действовать в соответствии с предписанием нормы права. все элементы правовой нормы тесно связаны между собой и вытекают один из другого, т.е. гипотеза всегда связана с диспозицией, а диспозиция – с санкцией. Таким образом, несмотря на дискуссионность вопроса, можно утверждать, что логическая структура нормы содержит три элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию.  

46.Виды норм права.  классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Нормы права классифицируются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют, т.е. по предмету и методу правового регулирования. По юридической силе нормы права делятся на нормы закона и подзаконных актов. В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать законодательные и подзаконные акты. По времени действия: постоянные и временные. По кругу лиц: общие (распространяется на всех ) и специальные (военнослужащие, студенты). По степени общности: нормы – принципы (социальное содержание всех норм данной группы), общие (общие правила), конкретные нормы (конкретизирующиеся в других нормах). По характеру предписываемых правил поведения нормы права могут быть: обязывающими, уполномочивающими и запрещающими. По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права: обычные и поощрительные. По способу установления правил поведения: категорические (нормы от которых не допускается отступление), диспозитивные (предоставляется выбор установленных правил поведения). По техническим приемам: определенные (непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой оно излагается), бланкетные (делают ссылку в самом общем виде к нормативному правовому акту в целом или к его части), отсылочные (ссылка на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативного правового акта). По непосредственному предмету воздействия: социально – технические (регулируют использование человеком технических средств), социальные (регулируют общественные отношения). В зависимости от целевого назначения : регулятивные (предписания устанавливающие права и обязанности участников правоотношений) и охранительные (регулируют общественные отношения связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения).   
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Общей теории права"