Шпаргалка по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Правоведение".

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ.docx

— 35.31 Кб (Скачать)

6. Трудовое право  — это отрасль права, регулирующая  общественные отношения в процессе  трудовой деятельности

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное  право регулирует отношения, возникающие  в процессе рассмотрения судами  гражданских, трудовых и семейных  споров.

9. Уголовное право  представляет собой комплекс  норм, которые устанавливают, какое  общественно опасное  поведение  является преступным и какое  наказание за его совершение применяется.

10. Уголовно-процессуальное  право объединяет нормы, определяющие  порядок производства по уголовным  делам. 

11. Исправительно-трудовое  право регулирует отношения, складывающиеся  при исполнении мер уголовного  наказания и связанные с исправительно-трудовым  воздействием.  
 

4.правовые  системы современности

Правовая системая. - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых сретств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих,уровень правового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

-собственно право  как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

-правовая идеология-активная сторона правосознания

-судебная(юридическая) практика

Сами нормы могут  быть бесконечно разнообразны, но способы  их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому  возникла группировка правовых систем в"семьи".Основные правовые семьи:

1. Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского "общего права"), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики

2. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ИЛИ СИСТЕМА "ОБЩЕГО ПРАВАя Структура права в англо-американской правовой семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юридический язык, совершенно иные, чем в романо-германской правовой семье. В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное, здесь его заменяет деление на "общее право" и "право справедливости".

3. МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Мусульманская правовая система принадлежит к семье  так называемого религиозно-традиционного  правая.,свойственного странам Азии и Африки.

Правовые системы  этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее  охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые  господствуют в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются  не западные страны, бывают двух видов:1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права и религии;2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

4. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

 Социалистическая  правовая семья (или социалистические  правовые системы) составляет, или  точнее во многом составляла, еще одну крупную правовую семью.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и  Латинской Америки, составлявшие "социалистический лагерь" существенное влияние оказала  первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы  зарубежных социалистических стран  являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями  советского права. Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также хотя-бы по внешнему виду - ее структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы.

5. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ.

 Российская правовая  система своими корнями уходит  в глубокие пласты национальной  культуры и государственности. Для русского типа правовой идентификации характерано стремление правосознания вкладывать в явление права собственный социально-этический смысл, стихийно - практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической формы. Символ христианской Троицы в ее православном толковании олицетворяет три принципиально важные для понимания российского права идеи: идею духовного единства людей, идею социальности и соборности всего живого в мире и идею социальной ответственности человека. Единство русского народа основывалось не на праве. Ценность российского права - есть его способность к выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность и целостность с культурой. 

5.Виды и типологии  госдарств

Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции  двух подходов: формационного и цивилизационного.

При формационном подходе  главным критерием являются социально-экономические  признаки (общественно-экономическая  формация).

Исторически выделяются пять типов формаций: 1) первобытнообщинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) буржуазная; 5) коммунистическая.

достоинства: 1) учет экономического фактора; 2) четкость критерия классификации;

недостаток —  недооценка других факторов, упрощенное искажение картины развития государства.

В рамках цивилизованного  подхода основными критериями выступают  духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и  другие. Представители: Арнольд Тойнби1, Освальд Шпенглер2, Питирим Сорокин3.

Различают западные и восточные цивилизации, а также  западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

Тип государства  определяется по типу цивилизации. По отношению государства и личности различают следующие виды государств: а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены;

б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.

достоинство — системность  анализа;

недостаток —  нечеткость критериев классификации.

Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

   Формы государственного  правления подразделяются на:

 - монархические (единоличные, наследственные) Монархия  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

- республиканские  (коллегиальные, выборные) Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Форма государственного устройства - это национальное и  административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на  три основных группы :

- унитарное; Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

- федеративное; Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

- конфедеративное. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.[2] При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации  государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления  государственной власти. 

6.Системы разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  является одним из важнейших принципов  организации государственной власти и функционирования правового государства.

Теория о разделении властей - это теория о соотношении  властей в государстве. Суть этой теории в том, чтобы не допустить  сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И  тем самым предотвратить возможность  ее использования одними классами или  группами людей во вред другим. “Разделение властей”, теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж.Локком и затем развитая Ш. Монтескье. Связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Разделение властей — это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права. стал зарождаться с древнейших времен. Помимо просто объективных исторических процессов, которые вели народы к реализации принципов демократического, правового государства, существовали также и теоретические учения о том, каким должно быть государство, как оно должно строиться и как управляться.

Институты государственной  власти формируются на основе разделения властей — структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля. 

7.Полномочия президента  Украины

Согласно со ст. 106 Конституции Украины, Президент  Украины имеет широкие полномочия в разных сферах государственной  жизни. В одних случаях эти  полномочия принадлежат исключительно  ему, во-вторых — они пересекаются с полномочиями других органов государственной  власти. Конституция Украины четко  разграничивает функции Президента Украины и Кабинета Министров  Украины, а также функции Президента, как главы государства, и Верховной  Рады Украины, как единственного органа законодательной власти.

В то же время полномочия Президента в его отношениях с  Верховной Радой дают возможность  рассматривать главу Украинского  государства как полноправного  участника законодательного процесса. Во-первых, Президенту принадлежит  право законодательной инициативы, во-вторых, законопроекты, признанные Президентом как безотлагательные, рассматриваются Верховной Радой  во внеочередном порядке. Кроме того, Президент подписывает все законы, принятые Верховной Радой Украины. С другой стороны, Президент Украины  имеет право вето относительно законопроектов, которые были приняты Верховным  Советом Украины (ч. 2 ст. 94 Конституции).

Президент должен полномочия назначать всеукраинский референдум относительно внесения изменений в  Конституцию Украины (ст. 156 Конституции), а также провозглашать всеукраинский  референдум за народной инициативой.

Президент имеет  право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины в случаях, предусмотренных ч. 2 ст 90 Конституции Украины.

Президент обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями в  парламент Украины о внутреннем и внешнем положении Украины. Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам.

Президент возглавляет  Совет национальной безопасности и  обороны Украины, которая, по Конституции, является координационным органом  по вопросам национальной безопасности и обороны. Президент формирует  персональный состав этого Совета. В свою очередь, Совет национальной безопасности и обороны Украины  координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в  сфере национальной безопасности и  обороны страны. В состав Совета национальной безопасности и обороны  Украины входят по должности Премьер-министр  Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. В ее заседаниях может принимать участие

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведению"