Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

1 предмет и метод теории государства и правЭЖЖЭ1.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
№1 предмет и метод  теории государства  и права

Наука – это деятельность по получению  нового знания, а так же результат  этой деятельности.

Для всякого  научного познания существенно наличие  того, что исследуется, и то, как  исследуется. Ответ на вопрос - что  исследуется - раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос - как проводится исследование - раскрывает ее метод. Каждая наука имеет свой предмет исследования, который нужно отличать от объекта.

    В качестве предмета теории государства  и права выступают два следующих блока объективной действительности. 1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. 2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. ТГП состоит из двух блоков: 1блок- теория гос-ва, 2 блок-теория права. ТГП может выступать и форме науке и в форме дисциплины. Их необходимо отличать, учебная дисциплина основывается на науке ТГП в период своего становления (конец 16 века) называлась «Энциклопедия права» в России данная наука стала преподаваться в 18 в.в Московском университете. Современное название она получила в 19 веке.

    Под методом понимается совокупность приёмов  и способов с помощью которых  постигается предмет, приобретаются  новые знания. Учение о методах  –методология. «метод»-путь к чему-либо, «Логос»-наука. 

№11 Политическая система  общества: понятие, структура, функции.

    Политическая  система общества - это упорядоченная  на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных  органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно  в ее рамках и с ее помощью  осуществляется политическая власть;

2) она  зависит от характера общественной  среды, социально-экономической  структуры общества;

3) она  обладает относительной самостоятельностью.

В зависимости  от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п. 

    Выделяют  следующие функции политической системы:

    обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного  общества (политической системой устанавливаются  и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

    управление  различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах отдельных  социальных групп или большинства  населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

    мобилизация средств и ресурсов, необходимых  для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

    выявление и представительство интересов  различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого  определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

    удовлетворение  интересов различных субъектов  политических отношений посредством  распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

    интеграция  общества, создание необходимых условий  для взаимодействия различных элементов  его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

    политическая  социализация (посредством нее формируется  политическое сознание индивида, и  он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

    №40 юридические коллизии

    Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

    Юридические коллизии не только многочисленны, но и крайне разнообразны по своему содержанию, характеру, остроте, иерархии, социальной направленности, отраслевой принадлежности, политизированности, формам выражения  и способам разрешения.

    1. Прежде всего, юридические коллизии можно подразделить на шесть родовых групп: 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целевые установки); 6) коллизии между национальным и международным правом.

    2. Коллизии между законами и  подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой (ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ч. ч. 1 и 2 ст. 115; ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

    3. Коллизии между Конституцией  и всеми иными актами, в том  числе законами. Разрешаются в пользу Конституции. "Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам". Конституция - основной закон любого государства, поэтому обладает бесспорным и абсолютным приоритетом. Это - закон законов.

    4. Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами. Приоритет имеют общефедеральные. В ст. 76 Конституции РФ говорится, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации (ч. 1).

    5. Коллизии между Конституцией  РФ и Федеративным договором,  а также двусторонними договорами  между федеральным центром и  отдельными территориями, равно  как и расхождения между договорами  самих субъектов. Разрешаются на основе положений общефедеральной Конституции

    6. Наконец, могут быть коллизии  между национальным (внутригосударственным)  и международным правом. Приоритет  имеют международные нормы.

    Наиболее  распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

    1) толкование;

    2) принятие нового акта;

    3) отмена старого;

    4) внесение изменений или уточнений  в действующие;

    5) судебное, административное, арбитражное  и третейское разбирательство;

    6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

    7) переговорный процесс, создание  согласительных комиссий;

    8) конституционное правосудие;

    9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи  теории и практики;

    10) международные процедуры. 
 
 
 
 
 

24. Нормативные акты: понятие и виды

    Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

    По  юридической силе все нормативные  акты подразделяются на две большие  группы: законы и подзаконные акты.

    Виды  законов:

    1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

    2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным  и органически связанным с  Конституцией РФ 

    3) федеральные законы - это акты  текущего законодательства, посвященные  различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества

    4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными  органами и действие их распространяется  только на соответствующую территорию 

    Виды  подзаконных актов:

    1) указы Президента РФ - высшие по  юридической силе подзаконные нормативные акты;

    2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными  процессами;

    3) приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

    4) решения и постановления местных  органов государственной власти;

    5) решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного управления;

    6) нормативные акты муниципальных  органов;

    7) локальные нормативные акты - это  нормативные предписания, принятые  на уровне конкретного предприятия,  учреждения и организации.  

      26 Действие нормативных  актов во времени,  в пространстве и по кругу лиц.

Действие  норм права во времени

Говоря  о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его  в законную силу, момент прекращения  его действия и применение установленных  нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу ("обратное, перспективное, немедленное и ультрадействие закона").

В РФ нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих  способов:

· в  результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

· в  результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа ("с  момента подписания", "с момента  опубликования" и т.д.);

· в  результате применения общих правил (по истечении 10-ти дней с момента  опубликования).

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате: 

· истечения  срока, на который был принят юридический  документ;  

· объявление об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);  

· принятие нового нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;  

· устаревание  юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию. 

Выделяют  четыре варианта действия юридических  норм:

1. Перспективное  - новая норма регулирует только  те общественные отношения, которые  возникли после момента вступления  нормы в силу. Если общественное отношение возникло раньше, то оно не подлежит регулированию новой нормой.

2. Немедленное  - норма затрагивает длящиеся  отношения (такие отношения, которые  возникли до вступления новой  нормы в силу, и прекратили  своё действие уже после вступления новой нормы в силу) полностью, т.е. регулирует не только ту их часть, которая продолжается после вступления нормы в силу, но и распространяется на их другую часть, которая возникла до вступления нормы в силу. При этом отношения, которые закончились до вступления новой нормы в силу, не подлежат её регулированию.

3. Обратное - юридическая норма распространяет  своё действие на все общественные  отношения, вне зависимости от  того, когда они возникли и  закончили своё действие, до момента  вступления новой нормы в силу, или после.  

4. Переживание  или ультрадействие правовых  норм - юридическая норма, официально  отменённая и прекратившая действовать,  тем не менее, регулирует длящиеся  общественные отношения до их  прекращения, т.е. норма сама  себя переживает. 

Действие  норм права в пространстве и по кругу лиц 

Действие  нормативных актов в пространстве связано с той территорией, на которую распространяется суверенитет  государства или компетенция  соответствующих органов. Поэтому  акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов Федерации - на территории этих образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих административных единиц. 

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство, морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.  

Действие  нормативно-правовых актов по кругу  лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия законодательства государства, в котором они прибыв 
 
 
 

    
№3 типы государства 

    Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

    Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. Главным критерием  первого подхода выступают социально-экономические  признаки. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

    Феодальное  государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в  полурабской зависимости от помещиков.

    Буржуазное  государство представляет собой  диктатуру буржуазии, в котором  сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую  силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

    Социалистическое  государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство  высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе. 

16 Правовой статус  личности: понятие,  структура, виды

Правовой  статус фиксирует по сути дела фактический  статус лица, его реальное положение  в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией  и законодательством  совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос-ых органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно  права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

- Права  и обязанности             

- Законные  интересы  

-  Правосубъектность

-      Гражданство

-     Юридическая ответственность          

- Правовые  принципы   

Правовой  статус бывает общим, специальным и  индивидуальным

Общий – это статус лица как гражданина гос-ва, закреплённый в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения определённых категорий граждан  (студентов, участников войны, адвокатов и.тд), обеспечивает возможность выполнения их социальных ф-ий.     

Индивидуальный  статус   отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, должность, семейное положение) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Правовой  статус -  комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и гос-ва, индивида и коллектива, другие социальные связи.

Поэтому важно, чтобы человек правильно  представлял своё положение, свои права  и обязанности, место в  той  или иной структуре.

 

21. Структура нормы  права

    Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция

    1. Гипотеза (предположение) - элемент  нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

2.  Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий  модель поведения субъектов с  помощью установления прав и  обязанностей, возникающих при наличии  указанных в гипотезе юридических фактов.

3. Санкция  - элемент нормы права, предусматривающий  определение последствия для  субъекта, реализующего диспозицию

    Норма права - это правило поведения, состоящее  из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

    Норма права, будучи содержанием, по-разному  соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

    Излагая правило поведения, законодатель может:

    все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

    в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

    элементы  нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

    элементы  нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

    По  способам изложения возможны три  варианта соотношения нормы права  и статьи нормативного акта:

    1) прямой способ - норма права непосредственно  излагается в статье нормативного  акта;

    2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища");

3) бланкетный  способ - статья отсылает не к  конкретной статье, а к целому  виду других нормативных актов,  правил (например, при незаконном  вооружении для уяснения соответствующей  нормы УК РФ должен быть  использован Федеральный закон "Об оружии") от 13 декабря 1996 г. с изменениями и дополнениями. 

30.Понятие  и стурктуры элементы  права!

Система права-это внутренняя структура  права выражающаяся в единстве и  согласовоности состоящих его норм, а так же их деференции на отрасли  и институты.ъ

В системы  права след элементы:1)отрасли права/ 2)правовы институты/ 3)нормы

Отрасль права-совокупность правовых норм и  институтов регулирующих общественные отношения.

Институты-совокупн правовых норм регулирующих определённую сферу однородных обественных отношений

Норма-правило  поведения санкционированное и  охраняемое гос-вом. 
 
 
 
 
 
 
 

31.Предмет  и метод правового  регулирования как  основания делениянорм  права на отрасли!

Предмет-это  сфера однородных обещствен отношений  которые регулируют определённую отрасль права.

Метод-совокупность приёмов и способов правового  воздействия на обещственные отношения  состовляющие предмет отрасли права(насчитывается  более 30 отраслей права)

Отрасли права делятся на регулитивные и  охранительные!

Регулитивное- это Конституц. право, администрат. право,гражданское право, трудовое право, финансовое процесуал. право, экологич. право, семейное право.

Охранительное---уголовное  право, уголовное процесуальное  право, уголовное исполнит право...и  т.д

Административное  право-совокупность правовых норм, регулирующих управленчиские отношения складывающиеся в сфере исполнит власти.

Гражданское право-это отрасль права регулирующая умущественные а так же не имущественные.........

Семейное  право-это отрасль права......

Трудовое  право-совокупность правовых норм определяющих условия возникновения изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Финансовое  право-это отрасль права регулирующая отношения, которые возникают в  процессе финансовой и буджетной  деят. гос-ва, деят банков и иных финансовых учреждений.

Уголовное право-это отрасль права установленных  высшими органами гос-ной власти и определяющих какие общественно  опасные деления явл преступными  и какие показания за их совершения могут быть назначены.

Гражд. процес.право-это совокупность норм права регулирующих деят. судов в связи с расмотрением в них споров возникших в сфере гражданских семейных, трудовых, а так же деят арбитражных судов и нотариуса.

Уголовн. процес. право-это совокупность юрид.норм регулирующих деят правоохранительных органов и судов 

Отрасли права делятся на: частные и  публичные.

Публичные-оно  регулиреут отношения между гражданами и гос-вом.

Частное-оно  регулирует отношения между..... на основе их взаимодес. обязат.

К публичным  относят: кноституц, администрат, уголовн, финансовое, уголовно-процесуал, гражданско процесуальное, международное право.

К Частным  относят: Гражданское, трудовое, семейно, земельное, международное, частное  право. 

32Правовое  отношение. Понятие  и признаки.

Правоотношение  — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Если норма права - статическое состояние правового регулирования, то правоотношения - динамическое. Категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права и помогает уяснить, каким образом право воздействует на поведение. Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юр нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и ю обязанностей для данных субъектов. Признаки правоотношений: 

1) это  общественное отношение, которое  представляет собой двусторонюю  конкретную связь между социальными  субъектами;  

2) оно  возникает на основе норм права  (общие требования правовых норм  индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);  

3) это  связь между лицами посредством  субъективных прав и юридических  обязанностей;  

4) это  волевое отношение, ибо для  его возникновения необходимо  воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);  

5) это  отношение возникает по поводу  реального блага, ценности, в связи  с чем субъекты осуществляют  принадлежащие им субъектные  права и юридические обязанности;  

6) это  отношения, охраняемые и обеспечиваемые  государством (в частности, возможностью государственного принуждения).  

Правоотношение  имеет сложную по составу элементов  структуру:

1) субъект; 

2) объект;

3) субъективное  право и юридическая обязанность  (юридическое содержание).

25 Закон,  его верховенство в системе  нормативных актов. Виды законов.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной  власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической  силой и регулирующий наиболее важный отношения.  

Признаки  закона:

1) Принимается  только органом законодательной  власти или референдумом;

2) Порядок  его подготовки и издания определяется  Конституцией РФ и регламентами  палат Федерального Собрания  РФ;

3) В  идеале должен выражать волю и интересы народа;

4) Обладает  высшей юридической силой (все  подзаконные акты должны соответствовать  ему и ни в чем не противоречить);

5) Регулирует  наиболее важные, ключевые общественные  отношения

Данные  признаки и выделяют закон в системе  иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям :

1) По  их юридической силе (Конституция,  федеральный конституционный закон,  федеральный закон, закон субъектов  Федерации);

2) по  субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

3) По  предмету правового регулирования  (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); 4) По сроку действия (постоянные  законы и временные) и т.д.  

4) По сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.  

Выделяют  также чрезвычайные, бюджетные, тематические, кодификационные и иные законы 

27 правотворчества  Понятие, принципы  и виды

      Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

    Субъектами  правотворчества выступают государственные  органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы  и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчеству присущи следующие принципы

    научность (ибо в процессе подготовки нормативных  актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные  потребности развития общества и  т.п.);

    профессионализм (заниматься подобной деятельностью  должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

    законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

    демократизм (характеризует степень участия  граждан в этом процессе, уровень  развития процедурных норм и институтов в обществе);

    гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой  общественности, нормальную циркуляцию информации).

    оперативность (предполагает своевременность издания  нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной  с принятием, отменой или с  заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

ВИДЫ  ПРАВОТВОРЧЕСТВА

1) законотворчество - правотворчество высших представительных  органов - парламентов, в процессе  которого издаются нормативные  акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное  правотворчество - нормотворческая  деятельность органов исполнительной  власти, прежде всего правительства,  осуществляемая по поручению  парламента по принятию для  оперативного решения определенных  проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное  правотворчество - здесь нормы  права принимаются и вводятся  в действие структурами, не  относящимися к высшим представительным  органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. 

29 Систематизация нормативных  актов: понятие  и виды

    систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

    Выделяют  такие виды систематизации, как 

    1) инкорпорация - форма систематизации  путем объединения нормативных  актов без изменения их содержания  в сборник, где каждый из  актов сохраняет свое самостоятельное  юридическое значение. Принципы  инкорпорации: хронологический (по  времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

    2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

    3) кодификация - форма систематизации  путем объединения нормативных  актов в единый, логически цельный  акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются  устаревший правовой материал, противоречия  в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. 

50 Понятие правопорядка. Соотношение законности  и правопорядка 

Правопорядок  следует отличать от близкого, однако не идентичного ему явления — общественного порядка, ко-торый, как и правопорядок, характеризуется организо-ванностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный поря-док образуется перед воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Следовательно, правопорядок является частью общественного порядка. Общественный порядок — это добро урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. Правопорядок представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, возникающее в результате реализации правовых норм на основе законности. Правопорядок — это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное положение общественных отношений на определенном этапе развития общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стадии  процесса применения норм права

Выделяют  три основных стадии применения права:

- установление фактических обстоятельств дела;

- выбор  и анализ нормы права;

- принятие  решения и его документальное  оформление.

Однако  для более полной характеристики правоприменительного процесса необходимо рассмотреть и факультативные стадии, т.к. они указывают на некоторые весьма важные характеристики применения права и раскрывают значимость некоторых требований надлежащего правоприменения.

Стадии  применения права:

- установление  фактических обстоятельств дела. Применять нормы права можно  только к конкретным фактическим обстоятельствам, требующим юридического вмешательства. Без фактического основания применение права невозможно. Прежде всего устанавливается круг фактов, необходимых для решения дела. При этом необходимо установить юридическое значение фактов (т.к. некоторые фактические обстоятельства не имеют юридического значения и не повлияют на суть выносимого решения). Исследование фактических обстоятельств чаще всего должно проводиться с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Например, на этой стадии используются такие средства как осмотр места происшествия, исследование вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей и др. На этой стадии реализуется такое требование правоприменительного процесса как обоснованность.

- выбор  и анализ нормы права. На  этой стадии осуществляется т.н.  юридическая квалификация, т.е. решается  вопрос о том, какая норма  будет положена в основу рассматриваемого  дела. Это стадия подразделяется  на несколько подстадий (этапов):

- выбор юридической нормы, которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам, наиболее соответствует данному случаю, отражает эти обстоятельства в своем содержании (в гипотезе нормы); это собственно юридическая квалификация;

- проверка  подлинности и юридической действительности нормы; здесь оценивается с точки зрения подлинности сам акт, содержащий норму; он должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к акту правотворчества (быть изданным уполномоченным на то органом, опубликованном в официальном издании, иметь необходимые реквизиты и т.д.);

- проверка  юридического действия нормы  с точки зрения временных, пространственных  и субъектных пределов действия  нормы права;

- толкование  нормы права, т.е. прежде всего  уяснение подлинного содержания нормы самим правоприменителем, а в необходимых случаях - обращение к актам официального толкования.

На этой стадии реализуется такое требование надлежащего правоприменения как  законность.

- вынесение  решения и его документальное  оформление. На этой стадии достигается цель правоприменительной деятельности. Именно в принятии на основе нормы права официального индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова. Все предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения, а все последующие - создают условия для его проведения в жизнь. Вынесение решения - это акт, который связывает нормы права с конкретным случаем, властно распространяет на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов. Вынесение решения - это творчески организующая деятельность, поэтому оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие предписания нормы. Именно на этой стадии реализуются такие требования надлежащего применения права как целесообразность и справедливость.

Документальное  оформление решения - важнейшее условие  его юридической действительности. Нарушение правил оформления правоприменительных  актов, несоблюдение требований юридической  техники ведет к юридической ничтожности акта, когда он не может применяться и порождать юридических последствий.

- доведение  содержания решения до сведения  заинтересованных лиц. Обнародование  решения может осуществляться  или сразу после его вынесения,  или позже. Но оно обязательно должны иметь место. Субъекты должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их. Необнародованные правоприменительные решения в подавляющем большинстве случаев не могут быть реализованы (например, при вынесении приказа о наложении дисциплинарного взыскания лица должны быть ознакомлены с ним под роспись; судебный приговор должен быть оглашен, после чего лица, которых он касается, получают копии приговора).

Не во всех случаях правоприменительная  деятельность заканчивается вынесением решения. Иногда требуется принять меры по проведению этого решения в жизнь. В этом случае мы имеем дело с еще одной - факультативной - стадией применения права:

- исполнение  принятого решения. Эта стадия  позволяет провести в жизнь  такое требование надлежащего  правоприменения как эффективность.

28 Понятие и стадии  законотворчества  в России

    Законотворческий  процесс - главная составная часть  правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего  характеризует данный процесс в  целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

    Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

    1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

    2) обсуждение законопроекта - важная  стадия, которая начинается в  Государственной Думе с заслушивания  доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

    3) принятие закона, что достигается  с помощью двух механизмов  голосования (простым большинством  и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою  очередь, распадается на три  подстадии:

    а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

    б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции  РФ "федеральный закон считается  одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

    в) подписание закона Президентом РФ

4) опубликование  закона (как правило, федеральные  конституционные законы и федеральные  законы подлежат официальному  опубликованию в течение семи  дней после их подписания Президентом  РФ; неопубликованные законы не применяются)

Реализация  права

Под реализацией  права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных  действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и  всех иных участников общественных отношений.

    В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм. При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

    Особенности данной формы реализации заключаются  в следующем:

    а) это в основном пассивная форма  поведения субъектов - воздержание  от совершения неправомерных действий;

    б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

    в) она касается главным образом  правовых запретов;

    г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

    д) происходит в большинстве случаев  естественно, обычно, незаметно, никак  не фиксируется.

43 правомерное поведение

      правомерное поведение - это такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим (рефлекторным), а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями. Существует презумпция правомерного поведения, основанного на известном принципе "не запрещенное законом дозволено".

    В состав правомерного поведения входят следующие элементы: 1) субъект (праводееспособное  лицо); 2) объект (общественно полезный результат); 3) объективная сторона (действия либо бездействие, не противоречащее праву); 4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки).

    В специальной литературе выделяются следующие виды и мотивы правомерного поведения.

    Социально активное поведение. Это глубоко  осознанное, целеустремленное инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, стабильности, защиту интересов государства, общества, других граждан. Субъект нередко предпринимает решительные действия по пресечению правонарушений, содействует правоохранительным органам в их борьбе с преступностью. Нормы права воспринимаются индивидом как объективно необходимые, целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности, устремления. Перед нами повышенная степень самосознания личности, развитое чувство ее позитивной ответственности.Социально пассивное поведение. Субъекты в основном воздерживаются от совершения противоправных действий; без особой активности, равнодушно соблюдают законы, хотя нередко внутренне с ними не согласны. Фактически это принудительное или вынужденное поведение. Научные исследования показывают, что примерно 20% россиян не идут на совершение уголовных деяний при благоприятных условиях, иначе говоря, преодолевают криминальный соблазн, искушение из-за угрозы наказания, разоблачения.

    Привычное поведение. Такое поведение формируется  под влиянием многих факторов - традиций, семейного и иного воспитания, здорового консерватизма, сложившихся  устоев, правил, стереотипов; стремления к порядку, спокойствию и справедливости; понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний, успеха. Оправдывается известная сентенция о том, что привычка - вторая натура. Все это соответствует общему благу, интересам личности, общества и государства.

    Конформистское  поведение. Данный вид правомерного поведения - менее ценный, чем описанный  выше, поскольку в значительной степени  подвержен влиянию окружающих, зависит  от "чужого мнения" и поэтому, как  правило, оказывается конъюнктурным, несамостоятельным, приспособленческим. Слово "конформизм" в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Поступаю "как все", "как многие", "как другие" или даже "как он" - вот суть конформистского поведения. Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась.

    Маргинальное  поведение. Маргиналы - это люди, выбившиеся из нормальной колеи жизни, оказавшиеся  на ее обочине или даже на дне (бомжи, бездомные бродяги, нищие, хронические алкоголики и наркоманы; не нашедшие себе места под солнцем бывшие заключенные; беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, так называемые "группы риска" и другие слои населения). Их поведение чаще всего бывает на грани правомерного и неправомерного. Маргинальность в переводе с латинского как раз и означает край, граница, промежуточность.

    Нигилистическое поведение. Нигилизм означает отрицательное  отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни. Это - одна из форм мироощущения и социального поведения индивида. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и другим, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и общественной практики идет речь - культуре, науке, этике, политике, праве.

49 понятие, принципы  и гарантии законности

Законность  представляет собой режим неуклонного  действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата.

Основными принципами законности являются:

верховенство  закона над всеми другими правовыми  актами. Закон обладает высшей юридической  силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;

соблюдение  и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;

обеспечение равенства всех граждан перед  законом и судом;

всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без  исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным  структурам, общественным объединениям, гражданам. Никто не может поставить  себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;

единство  законности. Понимание, толкование и  применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;

решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность; неотвратимость наказания за правонарушения;

неослабный  и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев  судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).

Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан  и интересов общества и государства.

Среди них можно  выделить следующие:

экономические (обеспечение равноправного статуса  разных форм собственности, установление и охрана частной собственности  и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.);

политические (развитие и совершенствование демократических  институтов, разделение властей и  их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);

идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.);  

социальные (высокий  жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"