Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Билеты по ТГП_4.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

49. Действие нпа во времени. Когда вступают, когда прекращают. Правила вступл в действие нпа 1)законов – м б точно указ дата. Если дата не указ действ общее правило (по истечен 10 дней с момента оф опубликования в спец источниках Росс газета, собрание закон-ва РФ, законы не опублик не применяются. 2) подз акты – м б точно указ дата. Если дата не указ то примен указ През, пост Правит по истеч 7 дней с момента офиц опублик Росс вести, Собран закон-ва РФ. М б с момента принятия,с момента оф опублик. Есть такие (ведомств) котор не подлежат опублик, следоват с момента получения адресатом. Когда прекращ действие? Общее правило к законам и подзак актам 1 по истеч срока действия 2 оф отмена акта 3 фактич отмена (более поздний акт отменяет д предыдущ) 4 вступл в силу междунар дог котор противор акты внутригосударств значения 5 признание акта неконституционным Закон обр силы не имеет, действует на то что произошло после принятия акта кроме смягчен наказания либо спец указан когда пережив закона-закон оф отменен но отд положения его действуют.

76. Действие нпа в пространстве и по кругу лиц. НПА действ на всей территор гос-ва. Это земля, недра, водные пространства, континентальное дно, морские, речные суда под флагами гос-ва (во внутр и нейтр водах), возд прост-во над земной территор 10000м. К территор гос-ва относ территор посольства и консульства за рубежом, кабина летающ аппарата на нейтр прост-ве. Фед акты на всей территор федерации акты субъкта на территор субъекта. Действие по кругу лиц. На всех субъектов нах-ся на территор гос-ва независимо от того, временное это пребывание или постоянное. Лица, пользующиеся дипломатич иммунитетом, также подчиняются законам страны пребывания, но привлечение их к ответственности регулируется правилами междунар права. На иностранцев и лиц без гражданства не распростр-ся некоторые положения законодат-ва, например политич права и свободы предоставляются только гражданам своего гос-ва, как и возложение некоторых обязанностей, например воинской обязанности. Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определенные соц группы. Спец субъект например закон о милиции.


обязанности нельзя требовать. Как должное поведение юр обязанность устанавливается законом. Это требуемое поведение, но юр обязанность становится фактической, когда она исполняется. Юр обязанность проявляется в 3 формах: пассивное поведение, когда соблюдается запрет, предусмотренный нормой права; активное поведение, т.е. совершение конкретных действий, предусмотренных нормой права или соглашением сторон; юр ответст-сть, т.е. претерпевание негативных последствий личного или имущественного хар-ра за невыполн возлож обязанностей. Субъект права и юр обязанности тесно связаны между собой, поскольку субъект права обеспеч юр обязанностью, а юр обязанности корреспондируют соотв субъект права.

52. Субъекты прав отношений. Субъектами правоотнош считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Принято выделять такие субъекты: фл, орг (или коллективные субъекты), гос-во, а также соц общности - народ, нации, население. Гос-во выступает субъектом: а) в межгосударств, междунар отношениях; б) в гос-но-правовых отношениях, например в отнош между Федерацией и ее субъектами, при принятии в рос гражданство, награждении гос наградами; в) в уголовно-правовых отношениях. Как известно, суд решения выносятся от имени гос-ва; г) в гражданско-прав отношениях, например по поводу фед собств-ти. Субъектами правоотнош выступают и органы гос-ва. Их правосубъектность закрепляется в их компетенции. Как правило, государственные органы обладают правомочиями по совершению односторонних (в большинстве случаев) действий, которые порождают, изменяют или прекращают правоотношения. Гос органы могут заключать и гражданско-правовые сделки, тогда они выступают как равноправные с др субъектами - участниками правоотн.  К соц общностям - субъектам правоотн относ народ, население, нации. Народ выступает субъектом правоотн, возник в связи с проведением референдума; население муниц образ - местных референдумов. Самый распространенный субъект правоотнош – фл. Каждый человек обладает прав статусом, который вкл общие для всех фл, свободы, обязанности, предусм Конституцией и междун актами. Существ элементом прав статуса является гражданство, т.к. политич права и обяз возлагаются только на граждан данного гос-ва, например избират права. Помимо общего (конституционного) статуса существуют спец и индивид статусы. Спец статус связан чаще всего с конкр правов ограничениями, например для гос служащих, в том числе для судей, прокуроров и др. Индивид статус присущ каждому фл и опред возрастом, полом, сем положением, образованием и т.д. Прав положение фл опред совокупностью общего, спец и индивид статусов. Спец и индивид статусы приобретает фл, вступая в те или иные правоотношения. Субъект правоотнош должен обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Это относится как к физ, так и к юл. Применит к фл различ 3 элемента правосубъектности: правоспос, дееспоси деликтоспос. Правоспособность предст собой способность лица иметь в силу норм права субъект права и юр обяз-ти. Возник с рожд человека и прекращ его смертью. Правоспособность служит предпосылкой к правообладанию, но реального блага не дает. Последнее дается реализацией правоспособности через дееспособность. Дееспособность- это способность индивида своими действиями осущест права и выполнять обязанности. Дееспособность связана с возрастными и психическими свойствами человека и зависит от них. В полном объеме дееспос наступает с момента совершеннолетия, а до этого человек обладает огранич дееспос (частичной). Деликтоспос есть способность лица нести юр отв за совершенное правонарушение. Деликтоспос наступает с разного возраста в зависимости от вида юр отв. У юл все 3 элемента правосубъектности возникают одновременно с момента регистр данной орг в качестве юл.


74. Правовая система. Правовая система это конкретно-историч совокупность законод-ва, юр практики и господствующей правидеологии в данном гос-ве. Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному гос-ву. В различных странах существ различные национ правовые системы. Их особенности определяются конкретным историч развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юр содержания и т.д. В современном мире насчитывается около 200 государств, следовательно, около 200 национальных правовых систем. Несколько близких по хар-кам национальных правовых систем объединяются и образуют правовую семью. Наибол распространение в настоящее время получила классиф, построенная на основе 3 гл критериев: особенности историч развития правовых систем; источники права; структура права. Соотв выделяют десять прав семей: романо-германская; семья общего права (англосаксонская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусульманская; индусское право; семья обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая. Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общ чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп семей. В связи с этим иногда выделяют внутри правовых семей группы родственных правовых систем, например, в семье общего права различают группу английского права и американскую правовую систему. Романо-германская пс сложилась на основе восприятия, заимствованияримского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе. Особенности: 1) осн источником права служит НПА (закон); 2) существует единая иерархич система источников права; 3) система признает деление на публичное и частное право, а также на отрасли права; 4) законод-во носит кодицифир характер; 5) существует общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий; 6) относительно единая система правовых принципов; 7) в законод-ве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юр авторитетом. Существует и система кодексов, например гражданский, уголовный, процессуальный. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и суд практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а суд практика скорее служит вспомог источником, чем самостоят, и следование решению кассационной инстанции не обязательно для других судов, хотя и может восприниматься судами в качестве образца для решения аналогичных дел. Правовая доктрина играет основную роль в процессе правотворчества. При правоприменении она используется лишь при толковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений. Серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным правом (Германия, Россия). Рассматриваемой семье присущ и конституционный контроль в виде спец конституционных судов или аналогичных органов. Обычай имеет, как правило, огранич действие. Но его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию. Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) существенно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь гл источником права выступает суд прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогич дел. Отсюда следует, что главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юрпринципы - прецеденты, составляющие систему общего права. Кроме указ присущи след особ-ти: 1) своеобразное понимание норм права - они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каждому новому делу нужна новая норма права, но создавать прецеденты вправе не любые суды, а лишь Верх суд Англии, состоящий из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Прецеденты может создавать Палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции; 2) специфика структуры права: ей неизвестно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английского права выделяют: а) прецедентное право; б) право справедливости; в) статутное право. Право справедливости представляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов. При этом его решения основывались на "королевской справедливости" и восполняли пробелы в общем праве и вносили коррективы в деятельность королевских судов. Статутное же право - это право парламентского происхождения; 3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств; 4) большая автономия суд власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворч полномочиях суд власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции; 5) некодифицированный характер законодат-ва, и хотя в последние десятилетия были приняты парламентом акты, консолидирующие правовые нормы в институты и отрасли (прежде всего гражданское право), тем не менее английское право продолжает оставаться прецедентным по своему хар-ру. В структуре
воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божеств происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практич использования. По содержанию нормы мус права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мус право определяет мотивы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил. 2. Выделяются 4 гл источника мус права: Коран - свящ книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначит части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник - Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник - Иджма - согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник - Кияс (Кийяс) - суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. К второстепенным источникам относится закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят. 3. В структуре мусс права отсутствует публичное и частное право, однако в соврем период выделяются в качестве осн отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мус угол право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона. Судоустройство по мус праву отличается простотой, т.к. судья единолично рассматривает любые категории дел. Но к судьям предъявляются высокие квалификационные требования, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Некоторые мус гос-ва не знают иерархии судов, но в Судане, например, существует несколько суд инстанций. Семейное право представлено "правом личного статуса" и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые др отношения. Семья мус права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др. В ряде мус гос-ств мус право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским гос-вом, нормы мус права значит потеснены заимствованным романо-германским правом. Индусская пс основана на своеобразном религиозном комплексе - индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы гос-ств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении. Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней. Для этой пс хар-ны: 1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные соц иерархич группы - касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них - отлучение от касты. 2. Источником права и религии считаются веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения. 3. Индусское право основ на обычаях в регулировании вопросов права наследования, прав режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Поэтому в период британской колонизации, даже после введения системы общего права, семейное и наследственное право регулировалось гл образом обычаями. 4. Нормативные установления и решения суд практики не составляли источника индусского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых, представлявших собой описание обычного права. 5. После обретения Индией и др британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении, конкр дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содержит "вызов национальному правосудию". Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе гос-ва Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю
отраслевая. К основным отраслям относятся гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое зак-во национ пс Японии представл собой сложное переплетение действия законодатактов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов. Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии. Данная правовая семья имеет следующие отличит особ-ти: явл идеологизированным типом права, т.к. основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции соц права как высшего типа; носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, - пролетариата и крестьянства. В действит-ти формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийно-государственной верхушки; устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства; объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения; императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения; отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране; отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными; провозглашается приоритет гос интересов перед личными и общественными, в частности, за хищение гос имущества в уголовном законодательстве устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан; централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ; отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. Провозглашает свою исключительность. В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих гос-вах действуют соц по своему характеру конституции и законы.

75. Ценность права. Право - это не только необходимость, но и соц благо, соц ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств - общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу. Право обладает: соц ценностью, котор закл в 3 моментах: а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в обществ отношениях, т.е. позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени; б) право позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании обществ отношений. Благодаря формальной определенности права правовое регулирование обществ отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия; в) право позволяет достичь гарантированного резуль-та, что обеспечивается опорой права на гос принуждение и делает право высокообеспеченным. Инструментальной ценностью, котор означает что право: а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, обществ объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, гос-во, т.к. реализуется, охраняется с помощью гос-ва; б) явл опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь; в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий т.е. выступает главным инструментом обеспечения организованности обществ жизни. Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функционирования других социальных институтов - государства, соц управления, морали и др. Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие соц ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеч ценности - свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно: 1) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав; 2) добиться активности в поведении и действиях; 3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали; 4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем. Т.о., право обладает уникальной соц, инструментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий.
общего права можно выделить группу английского права, куда входят Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские колонии, а также право США, которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием. Оно проявляется в след: 1) в отличие от Великобритании в США имеется федеральная Конституция; 2) в дуализме правовой системы, поскольку наряду с прецедентным правом действует система закон-ва. Но законодат нормы входят в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами, и ссылки делаются на судебные решения; 3) в федеральной системе США штаты обладают существ самостоят-ю, и суды одного штата не обязат должны ссылаться на судебные решения другого штата, а могут принять иные решения; 4) в значительной маневренности, гибкости, приспособленности права к изменяющимся условиям, так как высшие судебные инстанции не связаны собственными прецедентами; 5) в кодифицир характере законодат-многих штатов, например, уголовные кодексы действуют во всех штатах, во многих приняты граж-е и гражд-е процесс-е кодексы, а в некотор штатах - и уголовно-процесс-ные; 6) в наличии судебного контроля за законностью фед законов и законов, принимаемых на уровне отд штатов. Особую роль здесь играет Верх Суд США, имеющий право толкования Конституции страны, а высшие судебные инстанции штатов - конституции своих штатов. Славянская пс стала выделяться в качестве самостоят только в самое последнее время. Считается, что славянская ветвь правовой цивилизации основана главным образом на национально-культурных и географич факторах. Самобытность определяется след моментами: самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI-XI вв. имели собственные гос образования со своими традициями, своим отношением к гос власти, формам ее организации; особыми условиями экономич жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу "круговой поруки". Отсюда развитость начал коллективизма, кооперативности; тесной связью гос-ва и права с православной ветвью христианства, что значит сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности; будучи прямым наследником Византийской империи, славянская правовая семья через Византию унаследовала из юр источников законод-ные традиции римского права, а позднее - рецепцию германского права. Поэтому по технико-юридич приемам она примыкает к романо-германской правовой семье. Ведущее место в данной правовой семье принадлежит рос правовой системе, которая явл своеобраз культурно-историч и юр образованием, имеющим свои законом-ти развития. Латиноамериканская пс хар-ся дуализмом, т.к. она восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, т.к. многие латиноамерик гос-ва были долгое время колониями Испании и Португалии, которые и перенесли в эти страны право метрополии, а с другой - правовую систему США, как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. Др. особенность латиноамерик гос-тв - заимствование у США Презской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публичного права у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США. Особенностью явл значит роль делегированного законод-ва, т.е. издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длит периодами правления военных и нефункционированием парламентов. В федератив гос-вах - Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Мексике - правовая система носит федеративный характер, но осн массу составляет федеральное зак-во. Обычай как источник права играет разную роль в отдельных странах, например, в Аргентине его роль достаточно велика, а в Уругвае - меньше. Серьезное внимание уделяется институту судебного контроля за конституционностью законов. Латинская Америка, заимствовав у США судебную систему, серьезно изменила ее и судебную практику не рассматривает в качестве источника права. В литературе указывается, что латиноамериканские гос-ва все чаще используют институты местного, национального происхождения. Скандинавская пс охват 4 гос-ва - Швецию, Норвегию, Финляндию и Данию и отличается большой самобытностью. Несмотря на близость к континентальной Европе, страны не восприняли в полной мере романо-германскую модель. Например, суд практика играет в Скандинавских странах более существенную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской пс. Скандинавское право действует как единая система, для него характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех Скандинавских гос-вах. Это объясняется сходством их языка, культуры, историч развития, географич положения и экономич потенциала, отсутствием в целом политич различий, что обеспечило тесное правовое сотрудничество данных гос-ств. Характерно развитие кодифицир законод-ва, ему не присущ прецедент как источник права, не придается, как в английском праве, большое значение процедуре и процессуальным нормам. Мусульм право относится к религиоз пс, т к основано на исламе. Отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и вкл в себя не только юр нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. Особенности. 1 Норма права было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил. Африканский обычай значительно отличается от обычаев европейских народов. В представлении африканцев повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух питает над живыми. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, т.к. естественное и сверхъестественное, т.е. поведение человека и явления природы, взаимосвязаны. Др особенность аф обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права - идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, т.к. для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал. В соотв с аф обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей соц группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть собственником земли, противоречит существ обычаям. Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе. Т.о., в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права - семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности. В рез-те колонизации Африки возникла дуалистич система права, вкл в себя право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения аф странами независимости существование в одном гос-ве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних гос-вах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других - временно сохранены, но в большинстве гос-ств суды обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию, поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же междунар связи, реалии рыночной экономики, появл рынка раб силы, распространение просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают предпосылки для трансформации аф обычного права и кардинальных реформ нац прав систем. Дальневосточная пс вкл Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др. Характерно, во-первых, отрицат отношение к праву вообще. Японцы, например, традиционно отождествляют право исключит с уголовным закон-вом, которое у них ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых, в дальневосточных обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, т.е. конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны все другие способы разрешения конфликта. В-третьих, традиционный взгляд на обществ порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юр схем. Следовательно, законы не явл нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль огранич-тся тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок. В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества - семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие и на оф идеологию Японии. Однако после установления республиканского строя в Китае и особенно после провозглашения Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская пс стала развиваться по соц модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о патентах, иностранных предприятиях, разработаны осн принципы гражданского права, т.е. происходит активизация законодат деят-ти. Но это не дает оснований забывать о китайском менталитете и вековых китайских традициях. Что касается Японии, то после Второй мировой войны на развитие ее пс существвлияние оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также экономич законод-во (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала путь кодифицир законод-ва с преимущественным влиянием романс-германской правовой семьи; прецедент не явл источником права, а гл источником считается закон. В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов Верховным судом. Структура японского права -

Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности гос власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"