Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

шпоргалки к ТГП.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Тоталитарный  политический режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни. Термин тоталитарный (лат. totalis — «полный», «целый») появился в 20-х годах XX века для характеристики режима Муссолини, в последующем Германии, Испании, СССР во время «холодной войны» и др.  
     К ним относятся: монополизация власти одной партией, политической элитой во главе с бесконтрольным и всевластным лидером; проникновение власти во все сферы общественной и индивидуальной жизни, в результате чего гипертрофируется не только аппарат власти, но и главное — отношения власти и народа; происходит детальная регламентация жизни социальных общностей людей, личностей, потеря ими свободы мысли и действий; произвол власти основывается не на власти права, а на праве власти, в результате чего право понимается как свод законов, установленных государством и для государства, его элиты, хотя формально предназначено для «народа»; наличие однопартийности, при которой одна партия по существу монопольно владеет государственными полномочиями, становясь тем самым не партией, а государственной организацией; единая и господствующая идеология и идеологизация всей общественной и индивидуальной жизни; система всеобщего контроля за поведением людей, за средствами массовой информации; действует принцип: «запрещено все, кроме того, что приказано властью» и др.  
     Авторитарный политический режим — это способ властвования, при котором власть принадлежит диктатуре одного лица или группе лиц во главе со своим лидером. Авторитарный режим возникает в странах, в которых происходит смена общественного строя, а также находящихся в состоянии длительных кризисов. Данные условия являются факторами, обеспечивающими установление авторитарных политических режимов.  
     Общие черты авторитарных режимов следующие: субъекты господствующей власти распространяют таковое только на политическую сферу; отчуждение народа от власти, субъектом которой является лидер и его группа; единая идеология; правящая элита рекрутируется сверху, а не демократическими выборами; ограничение свободы носит разрешительный характер; отказ от тотального контроля над обществом и личностью и др.  
     В отличие от тоталитарного режима авторитарный более «мягок» и не столь революционен и утопичен по цели. При авторитаризме допускается наличие сфер, не подконтрольных государству, и действует принцип: «разрешено то, что не имеет отношения к политике». От народа требуется послушание властям, скромность при тоталитаризме, а при авторитаризме — послушание и профессионализм. Можно сказать, что авторитарный политический режим — это определенный шаг на пути преодоления тотального, всеобщего контроля над людьми в сторону наличия некоторых свобод и прав граждан.

 

 
 

МЕХАНИЗМ  ГОС-ВА

Механизм гос-ва это целостная иерархическая система

гос-х органов  и учреждений, практически осущес-х гос.власть,

задачи и ф-и  гос-ва .Приведенное опред-е позволяет

выделить след.хар-ые признаки механизма гос-ва.

1.Это целостная  иерархическая система гос.органов  и учре-

ждений. Целостность  ее обеспечивается едиными принци-

пами организации  и деят-ти гос.органов и учреждений,

едиными задачами и целями их деят-и.

2.Первичными  структурными частями (элементами) механизма  явл-ся гос.органы и учреждения, в кот-х работают гос.служащие (чиновник).Гос.органы связаны между собой началами субординации и координации.

3.Для обеспечения  гос.властных велений он имеет непосред-е

орудия (учреждения) принуждения, соотв-ие технич. ур-ню

каждой эпохи—воор.отряды людей,тюрьмы. Без них не может

обойтись ни одно гос-во.

4.При помощи  механизма практически осущ-ся  власть и

выполняются функции  гос-ва.

Структура механизма гос-ва изменчива и разнообразна,

но при всех условиях в него входят органы управления и

органы принуждения.Механизм совр.гос-ва отличается

высокой степенью сложности, многообразием органов  и

учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему образуют высшие органы гос-а: представительные, глава гос-ва, прав-во.Они обычно нах-ся в поле зрения общес-ти,СМИ,вокруг них форм-ся общ.мнение. Другая подсистема— это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов гос-ва, в том числе методам гос.принуждения(воен.подавление, полиц.меры).

Наиболее жесткие  способы принуждения осущ-т воор.отряды

людей—войско, полиция.К органам гос-а примыкают гос.учреждения, кот-е властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоц. ф-и в сфере эк-ки,образования,здравоох.

ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И  ДЕЯТ-ТИ ГОС.АППАРАТА

Аппарат гос-ва-это  система гос.орагнов,взаимосвязанных  общими принципами огранизации и деят-ти. Подобные принципы-это исходные идеи,руководящие положения,определ-е оснн.подходы

к формированию и ф-ю гос.органов.Осн.принципы отражены в Кон-и РФ:

-принцип приоретета  прав и сводод чел-ка и гражданина (преполагает соответ.обяз-ти гос.органов и служащищих собюлюдать и защищать их)

-принцип представ-ва  интересов граждан во всех  звеньях гос.аппарата

-принцип демократизма,позволяющий  учитывать интересы большинства граждан гос-ва. Выр-ся в выборахпредставит-х органов и органов мест.самуправления в проведении референдумов

-принцип разделение  властей,исключающий возможность  произвола со стороны гос.органов и должностных лиц

-принцип законностити(означает  обяз-ть солюдения законов во  всех звеньях гос.аппарата)

-принцип гласности(обеспечивает  открытость деят-ти гос.органов)

-принцип профессионализма и компетенции гос.служащих(Гарантирует высокий ур-нь решения важнейших вопрос гос.жизни.(закон о гос. службе)

-принцип федерализма(в  федер.гос-х)-обеспечивает разграничение предмета ведения между федерацией и ее субъектами

-принцип сочетанию коллегиальности и единоначалия-обеспечивает разумное соот-е демокр. и бюр.начал гос.аппарата

-принцип сочетания  выборности и назначаемости-выр-ет  оптимальное соот-е децентрализации и централизации в гос.управл-и.

-принцип иерархичности-органы  гос-ва занимают в гос.аппарате разные ур-и: одни органы подчинены другим,решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих.

Всестор.учет принципов  как при образовании гос.органов,так  и в процессе их ф-я позволяет обеспечить макс.эфф-ть гос-го управл-я общ-м, ведет к его демократизации и поыышению эф-ти. 
 
 

  Термин  «разделение» властей обозначает принцип организации и механизм реализации государственной власти. Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.  Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти. Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве. Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе. 
 
 

 

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ Ф-Й ГОС-ВА. 

Ф-и гос-ва-опред-е  его сущ-ю и соц.назначением основ-е направл. деят-и гос-ва по решению стоящих перед ним задач.Ф-и хар-ют деят-ть гос-ва.Ф-и гос-ва в целом надо отличать от ф-й его отд. органов.Ф-и органов гос-ва представляют собой реализацию компетенции, прав и обязан.отд.органов в соотв-и с их местом и назначением в гос.механизме и пол. системе общ-ва.Все ф-и гос-ва

можно разделить  на 2 группы: внутр. и внеш.ф-и. Внут.ф-и направлены на решение проблем, сущ-х внутри государства .К ним можно отнести:

Эк.ф-я(в эк.сфере смысл дей-я гос-ва-обеспечение норм.развития эк-ки, защита соб-ти, согласование интересов производителей и потр- ебителей), Пол.ф-я-обесп.выр-й интересов разл. соц. групп.Соц. ф-я развитие,поддержка здравоох., просвещения, науки, культуры,соц.

обесп.Но гос-во не должно брать общ-во на иждевение,только подерживать его).Экол.ф-я (обеспеч.права граждан на здоровую окр.среду), Ф-я охраны правопорядка. Внешние фи--Обеспечение обороны и без-ти ,координация эк. и полит.взаимодей-я с иными гос-ми, Проведение единой внеш.пол-ки .Можно отметить условность деления

на внутр. и  внеш. ф-и,т.к все ф-и взаимосвязаны, внутр.ф-и могут выступать как составляющая часть внеш.

ФОРМА ОСУЩЕСТВЛ.Ф-Й ГОС-ВА

Формы ф-й гос-ва показывают роль механизма гос-ва в  осущ-и ф-й гос-ва и использование права в этом процессе .Формы осущ-я ф-й гос-ва делят на правовые и организационные. Среди правовых форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и правоохр.формы осущ-я ф-й гос-ва.Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деят-ти (полномочия государства, его обяз-ти,возможности, пределы его вмешательства).Правоисполнительная

форма-организация исполнения законов,принятие конкр.решений. Правоох.форма-привлечение к ответ-ти лиц,нарушающих устано-ые правила.Организац.формы осущ-я ф-й носят вспомог.хар-р,они сущ-т, чтобы обеспечить деят-ть гос-ва в основных (правовых) формах осущ-я ф-й.К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деят-ть счетных комиссий и др). 
 
 

Соотношение гражданского общества и государства Общество, понимаемое как продукт жизнедеятельности людей, носит название гражданского общества. Но интересы взаимосвязаны, людям приходится взаимодействовать, что и составляет суть гражданского общества. Таким образом, гражданское общество — это система общественных отношений, в которых находятся между собой люди. Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству. Основные принципы гражданского общества: свобода личности, частная собственность, семья, религия, общественные объединения и т. д. Характерной его чертой является саморегулированность. Необходимо учитывать при этом наличие противоречий между общим и частным интересами. Государство появляется позже общества, оно отражает общество и в ходе своего функционирования они находятся в непрерывном взаимодействии. Гражданское общество — это такое общество, где главным действующим лицом, субъектом  
 

развития является человек со всей его системой потребностей и интересов, соответствующей структурой ценностей. Поэтому важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок Исходя из этого, гражданское общество представляет собой систему экономических, социальных, национальных, личностных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем более развито гражданское общество и тем сложнее отношения между ним и государством. Главные ценности гражданского общества — жизнь, свобода, равенство перед законом, право на собственность и свободное выражение воли граждан. Государство призвано защищать и обслуживать эти ценности, и чем лучше оно это делает, тем более гармоничными являются отношения между гражданским обществом и государством. И наоборот, невнимание или игнорирование государством этих ценностей ведет к коллизиям между обществом и государством. 

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях. Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей Функции права могут подразделяться на виды и в зависимости от того, какие основные задачи они решают.  1. Регулятивная функция — это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.                     2. Охранительная функция — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в следующем:— в определении запретов на совершение противоправных деяний;— в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;— в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

 

Источники(формы)права. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение Нормативный акт доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.         1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.2. Нормативные акты, как правило,определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона. Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"