Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

ЗАЧЕТ.docx

— 103.67 Кб (Скачать)
tify">переворот, по наследству и т.п.).

21)ЛЕГИТИМНОСТЬ  И ЛЕГАЛЬНОСТЬ  ВЛАСТИ.

В широком  смысле легитимность—это принятие власти

населением  страны, признание ее права управлять  соц.

процессами, готовность ей подчиняться. В узком  смысле

легитимной  признается законная власть, образованная в соот-и

с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.Следует

отличать  легитимность первоисточникавласти и легитимность

органов гос.власти. Гос.органы приобретают свойство

легитимности  по-разному. Представительные органы становятся

легитимными на основе проведения предусмотренных и регламе-

нтированных законом выборов. Эти органы получают властные

полномочия  непосредственно от первоисточника власти. Органы

управления  приобретают легитимность путем  конкурсного отбора,

назначения  их чаще всего представительными  органами и в порядке,

предусмотренном законом.Легитимными должны быть и осущест-

вляемые органами гос-ва властные полномочия, методы деят-ти,

особенно  метод государственного принуждения.Нелегитимная власть

признается  узурпаторской.Узурпацией признается, например,нару-

шение правовых процедур при проведении выборов или их фаль0

сификация. Юр. выражением легитимности власти служит ее

легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться  в

нормах права, ограничиваться законом, ф-ть в рамках законности.

В общ-ве возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная

власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если

легальная власть опирается на официально признанные, док-но

закрепленные  и известные обществу нормы, то преступная, Неле-

гальная — на неписаные, известные лишь определенному

кругу людей правила поведения.

22. Состояние н перспективы развития государственной формы России

Государственная форма одна из острейших проблем  государственного строительства. Она  заключается в нахождении и поддержании  оптимального соотношения между  деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной  целостности, единства государства  и стремлением регионов к большей  самостоятельности.

Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность  ее действий в данной сфере —  путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельнос регионов могут стать ослабление и разрушение государственносги.Отсюда задача — найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.

Российское  государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном  правовом фундаменте. Механизмом регулирования  и самонастройки федеративных отношений  выступают двусторонние договоры между  органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой  Татарстан) о разграничении предметов  ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального(республики, автономная область, автономные округа) н административно-территориального (края, области, города федерального значения).Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире.Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность  регионов уравновешиваются заложенными  в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют:незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей,многопартийность, равные избирательные права граждан);

Конституция разграничила предметы ведения и  полномочия между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов  на три группы: 1) предметы ведения  Федерации; 2) предметы ведения субъектов  Федерации; 3) предметы совместного  ведения Федерации и ее субъектов.Федеральным отношениям требуется гибкая политика межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

уды. Помимо судов: I.нотариат,2.адвокатура, 3.прокуратура.

24. Основные современные  концепции понимания  права

В эпоху  перехода от первобытно-общинного строя к цивилизации возникла необходимость поддержания единого порядка. Таким средством явилось право -система социальных норм, установленных и санкционированных государством, что отличало его от обычаев родового строя и иных социальных норм. Через свои органы государство обеспечивало исполнение права и его охрану от нарушений.

В настоящее  время в теории права существует множество подходов к определению  понятия «право». Термин "право" моралистами, богословами и некоторыми философами понимается в смысле "справедливого" и"справедливости", тогда как для юристов этот термин означает комплекс"юридических нормативов и правил".

Юридическое понимание права.: «Право - это система норм и полномочий свободного общественно-политического существования формально равных субъектов. Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться и защищаться государством».

В теории права формируется два подхода  к понятию права - монистический (узкий) и плюралистический. Исходя из монистического понимания, право - это  объективно обусловленная регулятивная система, воздействующая на общественные отношения совокупностью норм (правил поведения), установленных государством и защищающих интересы тех или  иных классов, социальных групп общества. Плюралистический подход, право - это  мера свободы личности с учетом свободной  воли, свободным выбором соотношения  интересов разных видов и т.д. А.Б. Венгеров определяет«право как имеющуюся социальную ценность, регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения),выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, обес-печенньсх возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочивания.

В философии  права Ю.В. Тихонравов: «Право есть система  регулирования поведения людей  в обществе посредством норм, устанавливаемых  теми или иными организациями,при условии, что исполнение этих норм обеспечивается санкциями, осуществляемыми теми или иными организациями в меру их реальной власти».

К.Маркс  и Ф. Энгельс буржуазное право - это  «...возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни  вашего класса». В постсоветской  юридической науке право как  воля всего населения страны, как  надклассовое явление. Наличие волеизъявления различных социальных сил и индивидов  в своем содержании позволили  определить право как систему  «...общеобязательных, формально-определенных норм, обеспечиваемых государством и  направленных на регулирование поведения  людей в соответствии с принятыми  в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни».

Итак,право - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.

Понимание«права» как триединства равенства, свободы и справедливости легистскому подходу, право - это продукт государства (государственной власти),принудительно-властное установление. Согласно юридическому подходу, право - это объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей(государственной) власти, т.е. определенное, отличное от других, социальное явление (особый специальный регулятор и т.д.) Естественно-правовой и либертарнд-юридический (исходящий из различения права и закона, где право - не естественное право, а принцип формального равенства). Либертарно-юридическому (формально-юридическому) право -это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений», «...право - это лишь форма общественных, фактических отношений, а не сами эти общественные отношения,не их фактическое содержание». Цель права - сделать закон (позитивное право) и государство правовым. Право - это форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных лишь общей норме. Они имеют свободную волю. «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы». В контексте различения права и закона справедливость входит в понятие права, и поэтому право, по определению, справедливо. Действовать по справедливости - значит, действовать правомерно..

25)СООТНОШЕНИЕ  ГОС-ВА И ПРАВА

Право представляет собой соц. феномен, оно  существует только в

чел. обществе. Как сложное соц.явление, право находится в тесной

связи с иными соц.институтами, такими как экономика, политика, религия.

При этом право и общество в целом также  выступают как взаимовлия-

ющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой

находятся такие институты как гос-во и право. Можно выделить три

основных направления соотн-я гос-ва и права, анализ кот-х позволяет

выявить взаимосвязь и специфику каждого  из этих явлений: Единство,

Различие, Взаимодействие.

Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосред.

зависимости от того, какой пол.режим сформировался в данном общ-ве

-демократический  или тоталитарный.Единство гос-ва и права проявляется

в том, что они-явления одного и того же общества, они ф-ют вместе и у

них общая  задача: нормальное развитие и функциониро-вание общества.

Единство  гос-ва и права выражается в их происхождении, типологии,

детерминированности эк., культ.и иными условиями, общности истор.

судьбы. Различия государства и права  состоят в том, что, хотя они и

имеют общую задачу, решают они ее по-разному: государство - в сфере

социального управления, право - в сфере социально-го регулирования.

Различия  вытекают уже из определения данных понятий. Гос-во – это

прежде  всего организация власти, состоящая из органов. Право –

это система  норм, субъективных прав, юридических  операций.

Государство прежде всего выражает какой-то общий интерес граждан;

это организация, которая Дей-т в интересах всего  общества. Право же

прежде  всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него

характерен  приоритет индивидуальных интересов, защита отдельной личности.

Взаимодействие  гос-ва и права выражается в многообразном влиянии друг

на друга. Связь гос-ва и права является ф-й, т. е. гос-во и право взаимно

обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга.

26. Основные концепции  правоотношения

В отечественной  юридической литературе одни рассматривали  понятие правоотношения как реального  фактического отношения, урегулированного нормами права, другие определяли правоотношения как субъективные права и юридические  обязанности,представляющие индивидуальные модели возможного и должного поведения субъектов права, выступающие как образцы - мерки для этого поведения (но не само фактическое поведение). Некоторые считают, что «не существует правовых в собственном смысле отношений, а есть лишь правовой способ регулирования общественных отношении».

В юридической  науке укрепилось понятие правоотношений как особого вида общественных отношений, участники которых обладают взаимными  субъективными правами и юридическими обязанностями. При этом под правоотношением  понимают лишь ту часть поведения  субъектов, которая имеет юридическое  значение.Урегулирование юридически значимого поведения участников отношений правом придает фактическим отношениям юридическую форму или форму правовых отношений,но не превращает сами фактические отношения в какие-то другие. Все нормы права или право как систему норм принято называть объективным правам. Право в объективном смысле призвано регулировать действия людей или организаций,предоставляя им свободу действия, возможность поведения в использования материальных и духовных благ, а также связывая их свободу и поведение определенными рамками, предписаниями, ограничениями. Такая свобода и возможность поведения, закрепленная или допускаемая законом (объективным правом), в юридической науке носит название «субъективное право».

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"