Социальные нормы: понятие, регулятивные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение социальных нормы, сущности и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм общества.

Содержание

Введение 3 1.Социальные нормы общества (понятие, назначение). 4-6
2..Виды социальных норм. Соотношение права и других социальных регуляторов. 7-14
3.Классификация социальних норм. 14-16
4.Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм 16-19

Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

курсовуха.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

Нормы морали (нравственности) - общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.

С точки зрения способа формирования нормы нравственности складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений.

Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т.д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

 

4. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм

Право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции и обычаи.

В юридической литературе проблема сущности традиций и обычаев, их значения как социальных регуляторов разработана недостаточно глубоко. Причинами этого являются, во-первых, недооценка их роли в общественной жизни, во-вторых, то, что многие авторы высказывались против выделения обычаев в особый вид социальных норм, в-третьих, неизученность пограничной с ними проблемы – общественной психологии, хотя без уяснения общественной психологии “нельзя сделать ни шагу в истории, литературе, .искусстве, философии и прочее...”.[4]

В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиций и обычаев со стороны государственных органов, представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.

Изучение появившейся по этому вопросу литературы показывает разнообразие взглядов о понятии обычаев, их месте в системе социальных нормой роли в жизни общества. Одни авторы отождествляют понятия “традиция” и “обычай”, другие указывают на недопустимость такого отождествления и выделяют в них отличительные признаки. Одни ученые считают обычаи самостоятельным видом правил, другие - всего лишь формой, проявления различных норм. Причинами этих разногласий, является, с одной стороны, отсутствие ясности в самом понятии “традиция” и “обычай”, с другой - различия в критериях, которые берутся за основу отдельными авторами при анализe этих сложных явлений социальной жизни. Вместе с тем в обществе существуют и действуют многочисленно народные, национальные, профессиональные, местные и другие традиции и обычаи, которыми руководствуются люди в своей повседневной общественной и личной жизни. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования проблемы традиций и обычаев.

При этом следовало бы: а) сформулировать научное определение самого понятия “традиция” и “обычай”, выяснить то общее, что характерно для этих социальных явлений и каковы особенности, присущие им; б) выявить, обобщить и систематизировать известные, действующие в  обществе традиции и обычаи; в) изучить и обобщить отношение государственных органов и общественных организаций к различным традициям и обычаям, формы и методы отбора и утверждения лучших, прогрессивных традиций и обычаев прошлого, воспринятых обществом; г) выявить и определить место и роль в жизни общества старых традиции и обычаев, являющихся вредными пережитками прошлого, которые сковывают человека, тяготеют как кошмар мертвых поколений над умами живых[5];  д) проанализировать условия, механизм и закономерности возникновения и формирования новых традиций и обычаев, пути и формы их утверждения в жизни общества.

В философской, социологической и юридической литературе пока еще нет единого общепризнанного мнения о месте традиций и обычаев в структуре общественного сознания.

Одни исследователи считают традиции и обычаи формами общественного сознания. “Обычай – это одна из форм общественного сознания и, согласно учению исторического материализма, есть отражение общественного бытия”.[6] Другие возражают против такого отождествления традиций с той или иной формой общественного сознания потому, что традиции имеют место в разносторонних отраслях человеческой деятельности, во всех формах общественного сознания: в политике, праве, философии, морали, науке, искусстве, религии, они также охватывают сферу производства. Одни авторы рассматривают традиции и обычаи как категории общественной психологии, ее составные элементы, другие считают, что традиции и обычаи лишь частично входят в общественную психологию и только той стороной, которая захватывает область социальных чувств, привычек и черт социального характера. В целом же традиции и обычаи относятся к духовной культуре общества. Традиции и обычаи вырабатываются во всех формах общественного сознания, вплетаются в живую ткань как идеологической, так и психологической жизни общества, присутствуют во всех формах общественного сознания, каждая из которых непосредственно влияет на формирование и развитие традиций и обычаев. Традиции и обычаи, дополняя основные черты характера социальной группы людей, наций, классов, входя составной частью в психический склад этих общностей, являются частью целого общественного сознания. Как часть в структуре общественного сознания эти категории составляют некое целое и нуждаются как в комплексном, так и в дифференцированном рассмотрении. При уяснении понятия и сущности традиций и обычаев мы исходим из того, что это довольно сложные и многогранные специфические общественные явления, представляющие собой совокупность норм, отражающих экономические, исторические, социальные и иные условия, связи и взаимоотношения людей в их общественной и личной жизни. Сложность эта усугубляется еще и тем, что ни одна из отраслей общественных наук не изучает традиции и обычаи в полном объеме, во всех аспектах.                                                               Заслуживает внимания механизм воздействия традиций и обычаев на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях и обычаях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций и обычаев. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций и обычаев. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, традиции и обычаи выполняют, в частности, такие основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций и обычаев.                                                                                                              Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции и обычая выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций и обычаев. Обряд посвящения в сан советского рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов.

Особенно яркая художественная обрядность присуща обычаям и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.


Заключение
 

В результате проведенного научного исследования в рамках данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:

 

1.Социальные нормы– это общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между собой и имеющие общий характер.

 

2. Социальные нормы чрезвычайно разнообразны т.к. разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Выделяются нормы: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, корпоративные, и, наконец, нормы обычаев и традиций.

 

3.Все социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.


4.Право закрепляет условия, при которых индивид в состоянии удовлетворить свои потребности, лишь удовлетворив потребности другого. Социальный смысл постановки проблемы о правовых средствах заключается в том, что они являются не только социальной необходимостью, своего рода объективной закономерностью, но и оптимальнальным, адекватным условием цивилизованного способа решения задач, стоящих перед обществом, способом, который выражает социальную ценность права как регулятора общественных отношений.

 

5.Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Конституция Российской Федерации, утверждена всенародным голосованием 12.12.1993 г. –М.: Отдельное издание. 2002 г.

2.            Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Изд-во МГУ, 1991.

3.            Варисов М. и Карапетян Л. Национальные традиции и пережитки прошлого. Махачкала, 1958.

4.      Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов –М.: 2000 г.

 

5.            Дюги  Л. Общество, личность, государство. – СПб., 1904. Зивс .С.Л. Источники права. – М.: Наука, 1981.

6.              Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества   (политико-правовое   исследование). – Саранск.   Изд-во Мордовского ун-та. 1995.

7.            Недбайло П. Е. Советские социалистические правовые нормы.. Изд-во Львовского ун-та. 1959.

8.            Плеханов Г. В. Избр. философ, произведения, т. II. М Госполитиздат, 1956, стр. 248.

9.            Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. – Саратов. Изд-во СГУ, 1979.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]              П. Е. Недбайло. Советские социалистические правовые нормы.. Изд-во Львовского ун-та. 1959, с. 5.

 

[2]              И. С. Самощенко. Охрана режима законности Советским государством. М., Юриздат, 1960, стр. 12.

[3]              См.: Плахов В. Д. Указ. соч. С. 232—248. 

[4]              Г. В. Плеханов. Избр. философ, произведения, т. II. М Госполитиздат, 1956, стр. 248.

[5]              См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 8, стр. 119.

[6]              М. Варисов и Л. Карапетян. Национальные традиции и пережитки прошлого. Махачкала, 1958, стр. 26.


Информация о работе Социальные нормы: понятие, регулятивные особенности