Соотношение права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Общество – совокупность исторически сложившихся социальных форм совместной деятельности людей. При взаимодействии групп или индивидов возникают отношения, которые необходимо регулировать. Их регуляторами выступают социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Их появление связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Содержание

Введение. ……………………………………………………….............………...3
1. Право и мораль как часть социальных норм..............................................5
2. Общие и отличительные черты права и морали. ……….......................13
3. Взаимосвязь права и морали......................................................................20
Заключение.............................................................................................................24
Список используемой литературы.....................................

Работа содержит 1 файл

соотношение права и морали.doc

— 112.50 Кб (Скачать)


МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра общеправовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Факультет: Юриспруденция

 

По Дисциплине:

«Теория государства и права»

 

На тему:

«Соотношение права и морали»

 

 

Выполнила:

Студентка группы ЮБВ-1-11зг.

Иванова Ольга Сергеевна

 

Руководитель:

Кандитат юридических  наук, Профессор

Е. И. Темнов

 

 

Москва 2011

 

 

Содежание:

 

Введение.  ……………………………………………………….............………...3

1.      Право и мораль как часть социальных норм..............................................5

2.      Общие и отличительные черты права и морали.  ……….......................13

3.      Взаимосвязь права и морали......................................................................20

Заключение.............................................................................................................24

Список используемой литературы.......................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Общество – совокупность исторически сложившихся социальных форм совместной деятельности людей. При взаимодействии групп или индивидов возникают отношения, которые необходимо регулировать. Их регуляторами выступают социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Их появление связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью предмета регулирования - общественных отношений. Наиболее распространенная классификация следующая: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, обычаи и традиции и другие.

Все виды социальных норм тесно переплетены между собой, но приоритетный интерес для юридической науки представляют право и мораль.

Еще древние философы указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения. С древнейших времен перед юристами, политиками, да и просто перед рядовыми гражданами часто вставал вопрос о соотношении морали и права в нашей жизни. По этому поводу всегда велось множество дискуссий и существовало множество теорий. Знаменитейшие деятели юриспруденции, политики, этики и многих других наук вступали в жаркие споры, но так и не пришли к однозначному мнению.

Актуальность данной темы заключается в следующем: вопрос о сущности и соотношения права и морали до сих пор остается в центре внимания в современной правовой и политической мысли. Право вторгается в наиболее значимые, жизненно важные сферы общественного регулирования, со временем охватывая все больший спектр социальных связей. В то же время мораль пронизывает практически все многообразие отношений между людьми, неизбежно закрепляясь при этом во многих правовых нормах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Право и мораль как часть социальных норм.

 

Каждое исторически конкретное  общество  требует  строго  определенной меры социального регулирования общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется  путем  реализации определенных социальных норм:

- норм права,

- норм морали,

- норм, установленных общественными организациями,

- норм обычаев,

- норм традиций,

- норм ритуалов и т.д.

Социальные нормы представляют собой правила поведения, образец, масштаб, модель поведения, которыми руководствуются люди в общественных отношениях. Признаки социальных норм таковы:

- социальные нормы действуют в сфере общественных отношений, т.е. регулируют отношения между индивидами, их коллективами и общностями.

- социальные нормы являются правилами поведения, т.е. образцами, масштабами, моделями поведения, определяющими социальную практику людей.

- социальные нормы носят общий характер (являются общими правилами поведения), т.е. рассчитаны на множество заранее не фиксированных случаев.

- социальные нормы носят сознательноволевой характер. Это означает, что они адресованы именно к сознательному, осознанному поведению, при котором люди четко представляют себе границы возможного и должного поведения. При этом социальные нормы устанавливаются в определенной мере по воле людей, отражают коллективное волеизъявление.

- социальные нормы объективно обусловлены экономическими и социальными условиями жизни общества. В содержание понятия нормы, помимо нормированности поведения, входит элемент нормальности, который означает, что в норме фиксируется естественное, нормальное, социально приемлемое состояние общественных отношений. Отсюда - еще одно свойство социальных норм, напрямую связанное с предыдущим:

- реализованность социальной нормы, ее воплощенность в социальную практику. Неприменяемая норма не является таковой по определению. "Нормальность" нормативного предписания предполагает типичность определенных социальных связей, их распространенность, массовидность. При отсутствии этого качества никакое "внешнее", навязанное предписание не станет нормой. По большей части общественные институты фиксируют фактически сложившиеся типичные нормы.

- социальные нормы, в отличие от технических, бывают различными в разных обществах, социальных группах (что естественно вытекает из их обусловленности условиями жизни людей).

- социальные нормы обладают в определенной мере императивностью, обязательностью исполнения. Они всегда связаны с какими-либо мерами общественного воздействия на нарушителей. Степень обязательности разных видов норм различна. Так, максимальной обязательностью обладают юридические нормы, а обязательность таких нормативных систем как мода, эстетические нормы весьма относительна.

- как и любое явление, социальная норма имеет не только содержание, но и определенную форму. Каждый вид социальных норм отличается от других не только содержанием, но и внешней формой выражения (например, нормы могут существовать в форму обычаев, правовых предписаний и т.д.).

- итак, социальные нормы - это определяемые условиями жизни людей, являющиеся результатом их сознательноволевой деятельности, правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми, их коллективами и организациями.

Нормы морали – это правила  поведения  людей,  которые  устанавливаются  в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о  добре  и  зле, справедливости и несправедливости, долге, чести,  достоинства  и  охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Со  времен  Канта  существует  убеждение,  что  сфера   нравственности

охватывает сугубо внутренний мир  человека,  поэтому  оценить  поступок  как нравственный или безнравственный можно лишь по  отношению  к  лицу,  которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы  своего  поведения,  в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям.  С  данной  точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений  к  другим  людям,  может руководствоваться нравственными правилами.

Существует   и   компромиссная   позиция   в   оценке    нравственного

регулирования, согласно которой нормы морали  имеют  двоякую  природу:  одни имеют в виду самого индивида ,  другие  –  отношение  индивида  к  обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную. Наиболее распространенным и аргументированным  является  представление

об  абсолютном  характере  норм  морали  и  отсутствии  в  них   какого-либо

индивидуального  фактора.  Существует  точка  зрения,   что   нравственность

представляет не требования человека к самому себе, а требования  общества  к человеку.  Не  человек  определяет,  как  он  должен  относиться  к  другому

человеку, не отдельный индивид оценивает  свое  поведение  как  хорошее  или плохое, а общество, которое может признать какой-либо  поступок  нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и  оно  же  может  считать  поступок недостойным  с  нравственной  стороны,  хотя  последний  вполне  одобряем  с индивидуальной точки зрения.

С другой точки зрения, нравственные законы заложены  в  самой  природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от  той  или  иной  жизненной ситуации,  в  которой  оказывается   индивид..   Другие   же   категорически утверждают,  что  мораль  –  это  требования,  обращенные   к человеку извне. Она имеет свою структуру и включает в себя несколько элементов:

1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

2. Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей. Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству.

3. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, является результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

4. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Элементами морального регулирования являются:

              - идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;

              - система  норм,  соблюдение  которых  является  необходимым  условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

              -  особые  формы  социального  контроля,   обеспечивающие   реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.

  В  морали также  выделяют  регулятивную,   воспитательную,   познавательную, оценочно-императивную,   ориентирующую,   мотивационную,    коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее  функции.  Первостепенный  интерес для  юристов  представляют  такие  функции  морали,   как   регулятивная   и воспитательная.

     Регулятивная  функция  считается  ведущей  функцией   морали.   Мораль

направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки  зрения учета интересов  других  людей,  общества.  При  этом  активное  воздействие морали  на  общественные  отношения  осуществляется   через   индивидуальное поведение

     Воспитательная функция морали  состоит  в  том,  что  она  участвует  в

формировании человеческой личности,  ее  самосознания.  Мораль  способствует становлению взглядов на цель  и  смысл  жизни,  осознанию  человеком  своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости  уважения к   правам,   личности,   достоинству   других.    Эту    функцию    принято характеризовать, как гуманистическую. Она оказывает влияние на  регулятивную и другие функции морали.

Право  же,  хотя  и  принадлежит  к  области  духовной  жизни   людей,

представляет   собой    по    основным    своим    характеристикам    внешне

объективированный  институционный  социальный  регулятор,  который   способен опосредовать  самые  разнообразные  отношения,  лишь  бы   они   поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами,  а также  при  помощи  особых   только   ему   присущих   средств   гарантирует организованность,  упорядоченность   общественных   отношений   в   условиях

цивилизации.

Можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.

1) связь с государством – правовые нормы исходят от государства как официального представителя всего общества, они применяются и обеспечиваются государственной властью. Между правом и властью существует тесная взаимосвязь: власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно.

Информация о работе Соотношение права и морали