Соотношение прицнипов федерализма и принципа децентрализации власти при построении государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:24, реферат

Описание работы

Актуальность заданной темы заключается в том, что взаимодействие данных принципов в наше время и в нашем государстве происходит довольно часто: при осуществлении полномочий органов местного самоуправления, органов власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов власти, при рассмотрении и принятии закона о бюджете Российской Федерации. Данный список можно продолжать еще долго, но я решил остановиться на основных составляющих вопроса: как эти принципы влияют на построение государства, его властно — распорядительного аппарата, организации местного самоуправления и деятельности в бюджетной сфере.

Содержание

Введение
Принцип федерализма
Принцип децентрализации власти
Соотношение принципа федерализма и принципа децентрализации власти при построении государства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

fed.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

    ФГАОУ ВПО 
«Северо — Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова»

    Кафедра государственного, международного

    и муниципального права. 
 
 
 
 
 
 

СРС на тему:

«соотношение  принципа федерализма и принципа децентрализации

власти  при построении государства». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент ЮФ-08-02

Бакатов Прокопий Валерьевич

Проверил: преподаватель

Олзоев  Александ Георгиевич 
 
 

Якутск, 2011.

Содержание:

    1. Введение
    2. Принцип федерализма
    3. Принцип децентрализации власти
    4. Соотношение принципа федерализма и принципа децентрализации власти при построении государства
    5. Заключение
    6. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Введение

    В процессе подготовки к написанию  данной работы, я рассмотрел основные понятия принципов федерализма  и принципа децентрализации власти, изучил проблематику, ознакомился с трудами многих ученых — государствоведов, политологов, а также сделал свои выводы, которые я изложу в заключении.

    Актуальность  заданной темы заключается в том, что взаимодействие данных принципов  в наше время и в нашем государстве происходит довольно часто: при осуществлении полномочий органов местного самоуправления, органов власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов власти, при рассмотрении и принятии закона о бюджете Российской Федерации. Данный список можно продолжать еще долго, но я решил остановиться на основных составляющих вопроса: как эти принципы влияют на построение государства, его властно — распорядительного аппарата, организации местного самоуправления и деятельности в бюджетной сфере.

    При написании работы, я пользовался ресурсами интернет, библиотеки им. Пушкина, также литературой, предоставленной библиотекой СВФУ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Принцип федерализма

    Основой принципа федерализма является система  разделения властей по вертикали  — в федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданствостолицагерб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект  федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штатыпровинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатовкантоновреспублик.
  • В союзном государстве верховная законодательнаяисполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц[2].
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (СШАФРГБразилияИндия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
 

    Также интересно особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации А.Л. Кононова по проблемам федерализма в России: «Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия»1.

    В целом же, федерализм как правовой принцип включает в себя определенный перечень основополагающих, четко определенных и взаимосвязанных принципов, а именно: суверенитет федерации; добровольность объединения субъектов; единство государственной власти; равноправие субъектов; единство правового и экономического пространства; разграничение предметов ведения и государственно-властных полномочий между федерацией и субъектами; равноправие народов и их право на самоопределение. Все эти принципы закреплены в Контитуции Российской Федерации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Децентрализация власти

    Децентрализация - означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу.

    Данное  определение наиболее четко и  ясно дает нам понятие децентрализации. В современной России, децентрализация  обусловлена не только ее федеративным устройством, но и национально —  территориальным характером устройства субъектов федерации. Вместе с тем, можно отметить характерную тенденцию к централизации власти: С 2000 года началась коррекция государственной политики, которая направлена на повышение эффективности государственного управления в условиях федерализма. Она нашла свое выражение в образовании федеральных округов, введении нового порядка формирования Совета Федерации, формировании Государственного Совета при Президенте РФ, объединении субъектов Федерации. Предпринятые политические действия В.В. Путина позволили в некоторой степени нейтрализовать тенденцию к децентрализации. Д.А. Медведев продолжил начинания В.В. Путина, взяв курс на укрепление государственности.

    Данный  курс на централизацию государства  вызвал множество непрекращающихся дискуссий о дальнейших путях развития Российского государства, о характере создаваемой Федерации. Мнения специалистов и исследователей по вопросу централизации разделились. Одни считают, что это приведет к унитаризации России. Другие – что централизация является необходимым компонентом для строительства демократической модели российского федерализма.2

Информация о работе Соотношение прицнипов федерализма и принципа децентрализации власти при построении государства