Соотношение системы права и системы законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство - основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов).1

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 47.58 Кб (Скачать)

 

 

     Раздел I. Общая характеристика законодательства 

    1. Понятия, признаки и виды сфер законодательства.

Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство - основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов).1

Законодательство, как и право, есть также система, а не просто механическая масса различных  актов. Элементы системы законодательства тоже обладают признаками единства и  различия, соподчиненности, дифференциации, способности к обособлению.

В отличие от структуры права структура (система) законодательства. имеет не только отраслевое (горизонтальное), но и вертикальное (иерархическое) и федеративное строение. 2

Возможны две трактовки законодательства. При широкой трактовке в законодательство включают акты законодательных органов, а также подзаконные акты (акты органов управления и судов). При узкой трактовке в законодательство включают только акты законодательных органов (законы и постановления парламента).

Широкое понимание  законодательства принижает роль закона, объединяет в единое целое законы и подзаконные акты. Но такое понимание  очень удобно для органов управления, для общества, которое не хочет  или не может связывать себя рамками закона. Широкое понимание законодательства - это путь размывания закона, подмены его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для императивного правового регулирования. Вместе с тем понятие законодательства не может быть определено по принципу: узкое понимание – хорошо и правильно, а широкое – плохо и неверно.

 Все зависит  от того, для каких целей используется  понятие законодательства. Когда  мы говорим о той или иной  отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное и др.), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, то включаем в сферу изучения как законодательные, так и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. Широкое понимание законодательства настолько распространено, что быстро избавиться от него практически невозможно.3

Признаки законодательства:

1.Является основным источником права.

2.Включает акты  законодательных органов и подзаконные акты

3.Принимается законодательным органом или непосредственно населением

4.Регулирует  определенную сферу в общественных  отношениях.

1.2.Виды законодательства

По отраслевому  принципу деления существуют следующие виды законодательства:

    Отраслевое  законодательство – совпадает с  отраслью права, например, семейное законодательство, уголовное законодательство и др. Внутриотраслевое законодательство –  представляет на практике нормы подотрасли или института права, например, водное, лесное законодательство, как элементы земельного законодательства. Комплексное  законодательство – представляет нормы  различных областей права, регулирующих общественные отношения, отличающиеся по виду, но составляющие самостоятельную  общую группу, например, транспортное, военное законодательство. Элементы систем права и законодательства не всегда совпадают. Например, один нормативно-законодательный  акт может содержать нормы  разных отраслей, а санкции их обеспечения  – в других.  
     
    По степени подчинённости виды законодательства делятся (по нисходящей) на:  
    · Законы, принятые Госдумой;  
    · Указы Президента;  
    · Постановления Правительства;  
    · Нормативные акты министерств и ведомств;  
    · Законодательные акты органов муниципальной власти.  
    По виду сферы действия общественных отношений в виде законов, кодексов и т. п., законодательство может быть:  
    · Гражданское,  
    · Административное;  
    · Трудовое;  
    · Семейное.

          ·Уголовное 4

Такой ученый как  Р.З. Лившец предлагает свое разделение видов законодательства на блоки:

Первый  блок – отрасли, регулирующие экономику. Сюда входят:

– гражданское  законодательство (включая изобретательское законодательство);

– хозяйственное  законодательство;

– законодательство о предпринимательстве;

– финансовое законодательство (включая налоговое законодательство);

– законодательство об инвестициях;

– патентное  законодательство;

– другие отрасли.

Второй  блок – отрасли регулирующие социальное развитие. Сюда входят:

– трудовое законодательство;

– авторское  законодательство;

– законодательство о социальном обеспечении (включая  пенсионное законодательство);

– жилищное законодательство;

– законодательство об образовании;

– законодательство о здравоохранении;

– брачно-семейное законодательство;

– другие отрасли.

Третий  блок – отрасли, регулирующие охрану природы и окружающей среды. Сюда входят:

– сельскохозяйственное законодательство;

– земельное  законодательство;

– законодательство о недрах;

– водное законодательство;

– законодательство о лесах;

– законодательство об охране животного мира;

– законодательство об охране атмосферного воздуха;

– другие отрасли.

Четвертый блок – отрасли, регулирующие охрану общественного порядка. Сюда входят:

– законодательство о судоустройстве;

– законодательство о прокуратуре;

– законодательство об органах безопасности и милиции;

– законодательство об адвокатуре;

– гражданское  судопроизводство;

– арбитражный  процесс;

– законодательство об административных правонарушениях;

– уголовное  законодательство;

– уголовный  процесс;

– исправительное законодательство;

– другие отрасли.

Пятый блок – законодательство о международных отношениях, об обороне и внешней безопасности.5 

Раздел I I.Система законодательства.

2.1.Понятие и виды системы законодательства.

Система законодательства — это упорядоченное множество  всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. 6

Система законодательства- система всех упорядоченных определенным образом нормативно-правових актов определенного государства , прежде всего законов ,которые являются формой существования правовых норм.

Система законодавства  ,как и система права,имеет определенную структуру , которая определяется интересами государства, необходимость правового регулирования между институтами права.

Система законодательства виражает правовые нормы, правовые институты,  сферы права, а так же принципы права. Кроме того, по своему обьему законодательство включает так же правовые поняття, заданния,  мотивы принятия нормативно-правових актов, декларации , преамбули, программные положения, механізм реализации нормативных актов и норм права. 

Система законодательства имеет два основных вида:  > отраслевой (то есть за предметом правовой регуляции), обусловленный конкретными общественными  отношениями. Этот вид еще называют горизонтальной системой законодав  ства;  > иерархический (субординационный), который отображает иерархию государственной  власти и нормативно правовых актов  за их юридической силой. Во главе  этой системы находится Конституция, дальше - законы, потом - другие подзаконные  акты. Такую систему законодательства также называют вертикальной.

В зависимости  от объекта правовой регуляции может  складываться комплексная система  законодательства, например, природоохранное  законодательство, экологическое законодательство и тому подобное.7

Отраслевая (горизонтальная) С.з. обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной С.з. имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение.образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов) отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей. Таковы, например, банковское, налоговое законодательство как одни из важнейших институтов финансового законодательства и др. Формирование в современный период новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле. налогообложении и т.д.) - одна из основных тенденций совершенствования законодательства РФ.

В основе вертикальной (иерархической) С.з. лежит разделение нормативных актов по их юридической  силе и органам государственной  власти, их принявшим. По этим критериям  весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые  важные вопросы общественной жизни  и имеющие высшую юридическую  силу, и подзаконные нормативные  акты, которые должны соответствовать  законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего пра-вотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством,органами местного самоуправления и др.)8

В литературе в  систему законодательства включают комплексные образования, построенные  по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления. К таким образованиям относятся законодательство хозяйственное, таможенное, аграрное и др. Следовательно, возможно существование отрасли  законодательства без соответствующей  отрасли права, когда законодательный  акт состоит из сочетания норм различной отраслевой принадлежности - административного, гражданского, трудового  права.9

2.2.Виды систематизации законодательства.

Существуют два  вида систематизации: инкорпорация и  кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация. Инкорпорация –  это вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных  правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые  существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом  порядке, но она может быть проведена  и по отраслям права. Инкорпорация –  это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или  собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при  инкорпорации, не подлежат никаким  изменениям или дополнениям. Главная  задача – расположить их в определенной последовательности, чтобы можно  было удобно пользоваться ими не только юристам, но и другим категориям населения.10

Высшая ступень  систематизации законодательства –  кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы  создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация –  это деятельность нормотворческих  органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового  акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации  не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в  системе норм права, вносятся новые  правовые положения, отвечающие требованиям  времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное  лицо.

Информация о работе Соотношение системы права и системы законодательства