Способы принятия и изменения конституций мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении способов принятия различных конституций. Так же мы рассмотрим способы изменения конституций и внесения в них поправок. Выясним чем отличается жесткая конституция от гибкой, и разберемся чем различается писаная конституция от неписаной.
В данной работе основное внимание будет уделяться трем конституциям: Российской, Французской и Американской.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие конституции…………………………………...………………4
Глава 2. Писаные и неписаные конституции……………………………………6
Глава 3. Принятие Конституции США……………………….……...……….....7
Глава 4. Принятие Конституции Российской Федерации…………….………..7
Глава 5. Принятие Конституции Франции……………………………..……..…8
Глава 6. Способы принятия конституции в различных странах мира……...…9
Глава 7. Гибкие конституции………………………………………………...…13
Глава 8. Внесение поправок и способы изменения конституций в различных странах мира…………………14
Глава 9. Способы внесения поправок и пересмотра США…………………...17
Глава 10. Способы внесения поправок и пересмотра Конституции РФ 1993 года…………………18
Глава 11. Способы внесения поправок и пересмотра Конституции во Франции……19
Заключение……………………………………………………….……..………..21
Список используемой литературы……………………………………...………23

Работа содержит 1 файл

Способы принятия и изменения конституции.docx

— 56.94 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Понятие  конституции…………………………………...………………4

Глава 2. Писаные  и неписаные конституции……………………………………6

Глава 3. Принятие Конституции США……………………….……...……….....7

Глава 4. Принятие Конституции Российской Федерации…………….………..7

Глава 5. Принятие Конституции Франции……………………………..……..…8

Глава 6. Способы  принятия конституции в различных  странах мира……...…9

Глава 7. Гибкие конституции………………………………………………...…13

Глава 8. Внесение поправок и способы изменения  конституций в различных странах  мира………………………………………………………………….….14

Глава 9. Способы внесения поправок и пересмотра США…………………...17

Глава 10. Способы  внесения поправок и пересмотра Конституции  РФ 1993 года………………………………………………………………………….....….18

Глава 11. Способы  внесения поправок и пересмотра Конституции  во Франции……………………………………………………………….…...…………...19

Заключение……………………………………………………….……..………..21

Список используемой литературы……………………………………...………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В жизни  современного общества особое место  принадлежит конституции. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти. Именно в конституции фиксируются основные права и обязанности граждан, находят отражение те ценности, которые определяют общественное и государственное развитие.

В связи  с этим, одним из основных свойств  конституции является стабильность, устойчивость содержания, что позволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции не означает абсолютной неизменности. Основной закон страны должен учитывать реальные условия, адаптироваться к меняющейся социальной действительности, отражать перемены в тех общественных отношениях, которые он регулирует. Правда в некоторых странах, несмотря на то, что конституция является стабильным документом, главный закон страны меняется довольно часто.

Цель  данной работы состоит в рассмотрении способов принятия различных конституций. Так же мы рассмотрим способы изменения конституций и внесения в них поправок. Выясним чем отличается жесткая конституция от гибкой, и разберемся чем различается писаная конституция от неписаной.

В данной работе основное внимание будет уделяться  трем конституциям: Российской, Французской и Американской.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие конституции.

Конституция в  любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция - обязательный признак правового  государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества.

Конституцию можно рассматривать как микромодель  общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует  механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя,  права и свободы человека, и гражданина. Слово "конституция" означает "установление", "устройство". 1

Конституция как Основной закон государства  учреждает политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

Конституция закрепляет основы конституционного строя  государства, его территориальное  устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение закона. Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.

Нормы Конституции  первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.2

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.

Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее  законодательство наполняет его  положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

В отличие  от обычных законов, Основной закон  государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.

Во-первых, она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и  дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя.

 

Глава 2. Писаные и неписаные конституции.

Писаные конституции представляют собой  единый правовой акт или несколько  таких актов, число которых обозримо. Писаные конституции, в свою очередь, подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. Если конституция представлена одним документом, она является кодифицированной, если комплексом правовых актов – некодифицированной. Примерами кодифицированных конституций являются Конституция США 1787 года, Конституция Италии 1947 года, Основной  закон ФРГ 1949 года и т.д. Некодифицированные писаные конституции существуют, например, в Швеции, где она состоит из четырех нормативных актов (Формы правления 1974 года, Акта престолонаследии 1810 года, Акта о свободе печати 1874 года и Основного закона о свободе высказываний 1991 года.)

Неписаные конституции – это конституции, состоящие из необозримого числа источников, среди которых имеются как писаные (акты парламента, судебные прецеденты),так и устные (конституционные обычаи или соглашения). Причем последние имеют очень большой удельный вес, что и отражает характеристика конституций данной разновидности как неписаной: конституционные обычаи имеются практически в каждой стране, но их роль является гораздо  более скромной, чем в странах с неписаными конституциями. Неписаная конституция существует в Великобритании и некоторых ее бывших колониях (Австралия, Новая Зеландия и др.)

 

Глава 3. Принятие Конституции США.

Действующая конституция США была принята  в 1787 г. в городе Филадельфии конвентом «с единственной и выраженной целью пересмотра Статей Конфедерации» - своего рода учредительным собранием, Двенадцать штатов (за исключением Род-Айленда) утвердили в общей сложности 70 делегатов, которые должны были участвовать в Конвенте. Хотя первоначальной целью Конвента был именно пересмотр Статей Конфедерации и вопрос о выработке нового документа не ставился, постепенно делегаты пришли к заключению о необходимости создания новой Конституции, которая бы утвердила территориальное устройство федерации и систему органов власти, принципиально отличающиеся от существовавших на тот момент. Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка», и, прежде всего укрепление государственной власти. Однако, на деле было учреждено новое государство - федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. вступила в силу конституция.

Глава 4. Принятие Конституции Российской Федерации.

Конституция была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования3, «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны.

В соответствии с этим Указом процедура  принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании  по проекту Конституции РФ.

Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные  с его проведением. Причем эта  совокупность складывалась из двух четко  выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, на основе которых оно  осуществлялось.

В соответствии со ст.2 Положения всенародное голосование  объявлялось всеобщим и равным, проводилось  путем тайного голосования. Правом участия в нем наделялись все  граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему  в законную силу приговору.

Вторая  группа охватывала нормы права, которые  наполняли указанные принципы конкретным содержанием, устанавливала порядок  проведения всенародного голосования.

Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Глава 5. Принятие Конституции Франции.

Действующая Конституция Франции  является 17-й в истории Франции. Она была принята в условиях острого  политического кризиса: мятеж в  Алжире, неэффективность парламентаризма, учрежденного предшествующей Конституцией Франции 1946 года, частая смена правительства, угроза войны в стране привели к разочарованию общественности во многих демократических институтах и породили необходимость конституционных перемен.

1 июня 1958 года парламент Франции  принял закон о наделении правительства, возглавляемого генералом Ш. де Голлем, полномочиями по разработке проекта новой конституции. Конституция была одобрена на референдуме 28 октября 1958 года. Она положила начало историческому периоду, именуемому Пятой французской республикой.4

 

Глава 6. Способы принятия конституции в различных странах мира.

Новая конституция обычно принимается  при возникновении нового государства, смене политических режимов, при существенных изменениях в общественном строе, если текст старой конституции нельзя привести в соответствии с ним путем принятия поправок. Во многих развивающихся странах принятие новых конституций было связано с военными и государственными переворотами, с приходом к власти новой группы лиц, что не изменяло существенно общественный строй. Поэтому в некоторых -странах конституции заменялись новыми в среднем через 5-7 лет (Алжир, Венесуэла, Гана, Йемен, Таиланд).

Существуют  различные способы подготовки проекта  конституции. В редких случаях проект от начала до конца создается специально образованным учредительным собранием  или действующим парламентом. В  этих случаях ведущую роль обычно играет конституционный комитет, который  создается представительным органом  и фактически разрабатывает проект. Во многих странах роль учредительного собрания или парламента в подготовке проекта и в ходе его обсуждения бывает весьма значительной. Так было при разработке конституций Италии 1947 г., Индии 1949 г., Бразилии 1988 г., Болгарии 1991 г.

Иногда  парламент принимает специальный  закон о порядке подготовки проекта. Так было во Франции, Польше. Нередко  процесс подготовки проекта длится долго: в Польше он занял семь лет.

В некоторых  странах конституционные комиссии для разработки проекта основного  закона создавались не представительными  органами, а президентами или правительствами. При предоставлении независимости  колониям проекты конституций новых  государств разрабатывались министерствами колоний (Великобританией для Нигерии  в 1964 г.), местными властями с участием советников метрополии (Мадагаскар 1960 г.), в ходе переговоров на заседаниях «круглых столов», в которых участвовали  представители колониальной державы  и деятели национально-освободительного движения (Зимбабве 1979 г.).

Информация о работе Способы принятия и изменения конституций мира