Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.
Проблему тиранических режимов, как мне кажется, следует рассматривать через призму исследования понятия "полис и государство", причем, рассматривать ее в историческом контексте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Возникновение и развитие государственности в Спарте и Афинах. 6
Общее понятие полиса. 6
Афина как тип полиса. 9
Спарта как тип полиса. 14
Глава 2. Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте. 19
2.1 Право древней Спарты. 19
2.2 Демократия Афин . 22
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Спарта и афины.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

    Всей  совокупностью гражданских политических  прав пользовалось сравнительно  малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе  Спарта. Юридически спартанцы считались  равными друг, другу. Равенство  спартанцев объясняется необходимостью  держаться постоянно в боевой  готовности, военным лагерем перед  лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного  строя были совместные трапезы  (сиссистии), участие которых являлось  обязательным и было показателем  принадлежности к спартанскому  гражданству. 

 Сохранение  сиссистий имело целью поддержать  и сохранить военную дисциплину. Спартанцы надеялись, что «воин  не покинет своего товарища  по столу». Гиро П. Указ. соч. 

    В  Спарте в VI - V вв. до н. э. не  существовало частной собственности  на землю в том виде, в каком  она существовала при развитой  античной собственности. Юридически  верховным собственником всей  земли считалось государство.  Земля принадлежала всему классу  свободных рабовладельцев спартиатам.

 Отдельным  гражданам с момента их рождения  государство предоставляло земельные  участки, которые обрабатывались  илотами. Надел (клер) считался  семейным, его единство поддерживалось  тем, что после смерти владельца  он переходил по наследству  старшему брату. Младшие же  оставались на участке и продолжали  хозяйничать. 

   Купля-продажа  земли, равно как дарение, считались  незаконными. Однако с течением  времени наделы стали дробиться,  началась концентрация земли  в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел  закон (ретру), по которому хотя  и запрещалась купля-продажа земли,  но зато разрешалось дарение  и свободное завещание. Андреев  Ю. В. Указ. соч. 

   Семья  и брак в Спарте носили черты  архаичности. Хотя в классовом  обществе существует моногамная  форма брака, но в Спарте  удержался (в виде пережитка  группового брака), т. н. «парный  брак». В Спарте само государство  регулировало брачные отношения.  В целях получения хорошего  потомства занимались даже подбором  супружеских пар. Каждый спартанец  по достижении определенного  возраста обязан был жениться. Органы государственной власти  наказывали не только за безбрачие,  но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.

 Многие обычаи  семейной жизни также восходили  к первобытнообщинному строю.  Ярким примером этого может  служить обряд заключения брака  путем похищения девушки-невесты.  «Невест брали украдом, но не  слишком юных, недостигших брачного  возраста, а цветущих и созревших».

   Семья  в Спарте была моногамная, но  допускались внебрачные отношения  и для мужа, и для жены - пережитки  группового брака. Семья в Спарте  как бы заморожена на стадии  парного брака, а в некоторых  отношениях напоминала еще более  раннюю ступень - брак групповой.  Заключение и расторжение брака  не представляло трудностей. Можно  было иметь две жены. Несколько  братьев могли иметь общую  жену. Человек, которому нравилась  жена его друга, мог делить  ее с ним. 

 »Муж молодой  жены, - говорит Плутарх, - если был  у него на примете порядочный  и красивый юноша... мог ввести  его в свою опочивальню, а  родившегося от его семени  ребенка признать своим». Чувство  ревности Ликург «изгнал» как  недостойное. Вместе с тем не  стало (юридически) и прелюбодеяний.  Невест все еще брали уводом, но этот увод был фактически  узаконен.

   Рождение  женщиной ребенка от доблестного  воина - друга ее мужа приветствовалось  и государством, и обществом, т.  к. «... дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их  хорошо.» 

 Плутарх об  этом говорит так: «Ликург решил,  что дети принадлежат не родителям,  а всему государству, и потому  желал, чтобы граждане рождались  не от кого попало, а от лучших  отцов и матерей».

 Таким образом,  право древней Спарты основывалось  прежде всего на интересах  государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2.2 Демократия Афин 

  В гомеровский  период своей истории (XI - IX века  до н.э.) Аттика была разделена  на несколько независимых общин,  постоянно враждовавших между  собой. Объединение Аттики было  постепенным и длительным процессом,  продолжавшимся с конца I тысячелетия  до н.э. и завершилось тем,  что все общины объединились  вокруг Афин. Такое объединение  получило в Греции название  синойкизма (греч. - совместное поселение). Синойкизм повлек за собой  разложение родовых отношений  и способствовал социально-имущественному  расслоению населения Аттики, которое  особо интенсивно протекало в  VIII - VII веках до н. э. 

 Родовая знать  создала особую группу, носившую  название эвпатридов, т.е. «имеющих  благородных отцов». Замкнутый господствующий  верхушке эвпатридов противостояла  остальная масса аттического  свободного населения - демос.  Демос не был однороден. В  его состав входили крестьяне,  имевшие собственную землю, и  так называемые феты - кресстьяне  лишившиеся собственной земли,  ремесленники, купцы, судовладельцы.  Кроме того в Аттике проживало  немало выходцев из других  общин, составлявших группу метеков  (чужеземцев). Будучи лично свободными, метки не пользовались политическими  правами и были ограничены  в экономических. 

   Низший  слой аттического общества составляли  лишенные каких бы то ни  было прав рабы. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. Указ. соч. 

 Старые родовые  учреждения не соответствовали  новым отношениям, развивавшимся  в афинской общине. Потому организация  управления в Афинах претерпевает  существенные изменения. 

   Около  VIII века до нашей эры царская  власть в Афинах исчезла, уступив  власти архонтов, избиравшихся сначала  на десять лет, а затем на  один год. Позже образовалась  коллегия из девяти архонтов. По окончании срока полномочий  архонты вступали в ареопаг  - высший государственный совет,  заменивший совет старейшин. 

   Продолжало  созываться народное собрание - экклесия («собрание вызванных лиц»), где  могли принимать участие только  те граждане, которых приглашали  на него архонты. Поэтому внутриполитическая  жизнь Древней Греции проходила  под знаком борьбы эвпатридов  и демоса. Классовые противоречия  усугублялись, а вместе с ними  обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.

 Господство  афинской родовой аристократии, однако, не могло продолжаться  долго. На историческую сцену  выступила новая социальная сила  рабовладельческого общества - демос.  Одним из первых известных  нам эпизодов в этой борьбе  явилось выступление во второй  половине VII в. до н. э. знатного  афинянина Килона, попытавшегося  с помощью своих сторонников  и при поддержке своего родственника, мегарского тирана Феагена, осуществить в Афинах переворот. Попытка эта закончилась полной неудачей, так как афинский демос не поддержал Килона. Волнения в Афинах, однако, продолжались с нарастающей силой. Они побудили правящую родовую знать пойти на некоторые уступки, в частности, согласиться на первую запись устных правовых обычаев. Эта запись была произведена законодателем Драконтом около 621 г. до н. э.

   Издание  писанных законов 3 законов Драконта  было первой серьезной уступкой  эвпатридов демосу. До этого отсутствие  писанных законов позволяло судьям-аристократам  выносить несправедливые решения,  что побуждало широкие слои  населения требовать записи существующих  обычаев. 

   Драконтовы  законы отличались необычайной  жестокостью, однако они имели  большое историческое значение: Писанное право вносило порядок  в имущественные и деловые  отношения и ограничивало произвол  суда. Общая теория права / Под  ред. А. С. Пиголкина. М., 1994.

  Следующей вехой в развитии государства и права Афин стали реформы Солона. Многие исследователи полагают, что именно с реформ Солона и началась история Европы как таковая: история государства и права, где, в отличие от Азии, приматом стало индивидуальное, а не коллективное начало, и восторжествовал примат личности над государством. Именно он провозгласил свободу афинского гражданина, которого нельзя обратить в рабство ни за долги, ни как либо иначе. Именно в греческом полисе появилось понятие «свободы» (элевтерия), тогда как в странах Востока государю нераздельно принадлежала жизнь и свобода подданного.

 Солон являлся  потомком царской фамилии Медонтидов  и стяжал себе славу по всей  Греции. После победы афинян, которыми  командовал Солон, над Мегарами  в 594 году до н.э. Солон был  избран первым архонтом - архонтом-эпонимом. Своей задачей он поставил  успокоение крестьянства и сохранение  политического и экономического  господства эвпатридов.      Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия - «стряхивание бремени». Она освобождала массу должников из рабства, тех же, что были проданы в рабство за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство. Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.

   Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч. «тимэ» - имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который стал определять политические права граждан. Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли пентакосиомедимны, то есть граждане, получавшие ежегодный доход в 500 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна. Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в 300 медимнов. Оба этих класса получали право замещать все важнейшие государственные должности, но архонтами и казначеями могли стать только представителя первого класса. Третий, самый многочисленный, класс составляли зевгитьы 2 200 медимнов годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс - фетов. Деление на имущественные разряды преследовало не только политические, но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала обязанность военной службы. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. Указ. соч.

   При Солоне вырастает роль народного собрания, в котором теперь могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане. Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение в народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от каждого разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и на совет ареопагов. Кроме того феты могли быть избраны в созданный Солоном суд присяжных - гелиэю, который был высшим судебным органов Афин.

  Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата.

  В ходе напряжённой социально-политической борьбы после реформ Солона население Аттики разделилось на несколько групп, имевших свои определённые политические требования. Основу одной из этих групп составляли педиэи (жители равнины, т. е. той части Аттики, где были расположены лучшие и наиболее плодородные земли); это были крупные землевладельцы, сторонники аристократического правления. Другую группу составляли даакрии (жители гор, т. е. той части, где находились худшие земли); это были мелкие земледельцы, сторонники демократии. Третью группу составляли паралии (жители прибрежной полосы); это были главным образом торгово-ремесленные круги; они были, как определяет Аристотель, «сторонниками умеренного образа правления». В 560 г. до н. э. в Афинах произошёл переворот. Писистрат, опираясь на диакриев, захватил афинский кремль -- акрополь и установил свою власть в Афинах.

  В годы правления Писистрата были достигнуты также значительные внешнеполитические успехи: афиняне укрепились на обоих берегах Геллеспонта, что способствовало развитию афинской торговли на Чёрном море и росту товарного производства в самих Афинах.

 Внутриполитическая  политика Писистрата была направлена  против родовой аристократии, на  защиту интересов средних и  частично мелких земледельцев. Им  он, невидимому, раздавал конфискованные  у своих политических врагов  земли, для них же организовал  дешёвый сельскохозяйственный кредит, ввёл разъездные суды. Земледельческий  культ Диониса он, подобно коринфскому  тирану Периандру, объявил общегосударственным. 

  Однако внешнеполитические мероприятия и содержание наёмного войска требовали значительных средств. В поисках этих средств Писистрат ввёл налоговое обложение, что ухудшило положение земледельцев и, надо думать, многих из них оттолкнуло от Писистрата.

Информация о работе Сравнительная характеристика общественного и государственного строя в Афинах и Спарте