Структура органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

В соответствии с прежней Конституцией РСФСР Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР. По ныне действующей Конституции Президент Российской
Федерации является главой государства. Таким образом, концепция президентской власти, принятая Конституцией 1993 г., значительно отличается от прежней. Это изменение вызвано объективной необходимостью наделения Президента полномочиями,

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.97 Кб (Скачать)

Структура органов  государственной власти

В Российской Федерации  пост Президента, избираемого всенародным  голосованием, введен во исполнение решения  народа, принятого на первом референдуме  России 17 марта 1991 г. Правовой статус Президента Российской 
Федерации регулировался Законами России от 24 апреля 1991 г. "О 
Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР", а также Законом 
Российской Федерации от 27 июня 1991 г. "О вступлении в должность 
Президента РСФСР" (ВВС, 1991, N 17, ст. 510, 512; N 21, ст. 708; N 26, ст. 
880). Законом РСФСР от 24 мая 1991 г. были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию (Основной Закон) РСФСР 1978 г. (ВВС, 
1991, N 22, ст. 776). Новая Конституция Российской Федерации не предполагает издания специального федерального закона о Президенте 
Российской Федерации.

В соответствии с прежней Конституцией РСФСР  Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР  и главой исполнительной власти в  РСФСР. По ныне действующей Конституции  Президент Российской 
Федерации является главой государства. Таким образом, концепция президентской власти, принятая Конституцией 1993 г., значительно отличается от прежней. Это изменение вызвано объективной необходимостью наделения Президента полномочиями, обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях разделения властей. Обеспечивая и направляя работу всех федеральных государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует в качестве главы государства.

Президент олицетворяет Российское государство внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, как глава  государства обращается с посланиями к 
Федеральному Собранию, назначает выборы, обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето, назначает референдумы, формирует 
Правительство и активно влияет на его деятельность, участвует в формировании судебной власти. Таким образом, Президент занимает самостоятельное и главенствующее положение в системе органов государственной власти.

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами, назначает и отзывает дипломатических  представителей Российской Федерации  в зарубежных государствах, принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических  представителей, награждает орденами и медалями, решает вопросы гражданства  и помилования, выполняет другие функции, предусмотренные статьями гл. 4 и иными статьями Конституции. 
Власть Президента ограничивается пределами Конституции Российской 
Федерации. Конституция предусматривает, что Президент действует в установленном ею порядке. Общие рамки его полномочий определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Реализуя возложенные  Конституцией на главу государства  обязанности по защите конституционного строя, охране Конституции и укреплению Российского государства, Президент выступает активным проводником реформ, в том числе в политической сфере. Им изданы указы, направленные на реформирование государственной власти, реализацию концепции судебной реформы, реформы местного самоуправления, проведение правовой реформы, созданы соответствующие комиссии и советы при Президенте (САПП, 1994, N 13, ст. 
985; СЗ РФ, 1994, N 31, ст. 3253; 1995, N 22, ст. 2033; N 28, ст. 2642; N 
49, ст. 4773; 1996, N 2, с. 69; N 10 ст. 882).

На обеспечение  стабильности конституционного строя, защиту прав и свобод человека и  гражданина, общественной безопасности направлен Указ 
Президента о мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации (СЗ РФ, 1995, N 13, ст. 
1127).В силу полномочий, определенных Конституцией, Президент в своей деятельности наиболее близок к Правительству, оказывает решающее влияние на его формирование и отставку, активно воздействует на осуществление исполнительной власти Российской Федерации, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и содержание работы 
Правительства. С согласия Государственной Думы Президент назначает 
Председателя Правительства, а по предложению последнего - и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент на практике регулирует взаимоотношения Правительства и законодательной власти. При определении основных направлений деятельности Правительства Председатель

Правительства руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и  указами Президента.

В Конституции 1993 г. отсутствует прямая норма о  подчиненности 
Правительства Президенту, содержавшаяся в Конституции 1978 г. (ст. 122). 
На основе новой

Конституции реализуется  тенденция к практическому разграничению  функций исполнительной власти между  Президентом и Правительством как  государственными органами, самостоятельно осуществляющими свои полномочия и  взаимодействующими в формах, предусмотренных  Конституцией и федеральными законами. На это направлен, например, Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской 
Федерации и Правительства Российской Федерации", устанавливающий порядок взаимного согласования проектов президентских и правительственных решений, формирования планов законопроектных работ (СЗ РФ, 1994, N 7, ст. 697; 
1995, N 19, ст. 1732).

Из статуса  Президента Российской Федерации как  главы государства и гаранта  Конституции Российской Федерации  вытекает его обязанность обеспечивать включение в конституционный  текст поправок и изменений 
Конституции Российской Федерации посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции (постановление 
Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации - СЗ РФ, 1995, N 
49, ст. 4868).

Президент Российской Федерации вправе направлять в Конституционный 
Суд Российской Федерации запросы о конституционности федеральных законов, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства 
Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, обращаться в 
Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции (ст. 125).

Президент на практике использует эти полномочия, предоставленные  ему 
Конституцией и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде 
Российской Федерации". В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). В этой сфере Конституция отводит 
Президенту особую роль. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, Президент реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, вынужденных переселенцев, студентов и других особо нуждающихся в защите со стороны государства (СЗ РФ, 1994, N 15, ст. 1712; N 17, ст. 1954; СЗ РФ, 1995, N 6, ст. 474; N 9, ст. 735; N 51, ст. 5054).

Информация о работе Структура органов государственной власти