Судебная система и статус судей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи и цели. В последние годы значительно расширена компетенция судов по разрешению правовых споров.

Работа содержит 1 файл

курсовая2012.docx

— 91.02 Кб (Скачать)

При прекращении отставки судья имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

2.2 Общие требования к кандидатам на должность судьи

  Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

В соответствии с высоким  статусом судей к ним предъявляются  определенные требования.

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»17, кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

  • Иметь гражданство Российской Федерации.
  • Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.
  • Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
  • Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
  • Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
  • Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
  • Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет - для судей судов основного  звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой  судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности - 7 лет - для судей судов среднего звена - судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности - 10 лет - для судей Верховного суда РФ и  Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности - 15 лет - для судей Конституционного суда РФ.

В соответствие со статьей 518, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

 

2.3 Порядок наделения судей полномочиями

Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьи федеральных арбитражных  судов округов назначаются Президентом  Российской Федерации по представлению  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

2.4 Роль судов в демократическом государстве

         В каждом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и отдельные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов и различное понимание права порождает неизбежные правовые конфликты. Задача предотвращения таких конфликтов возложена на правоохранительные органы и, прежде всего суды, как независимое звено государственной власти, призванное своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищать права и свободы людей, утверждать законность и справедливость.

Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободе  предпринимательства, постоянно расширяет  сферу действия судов. Судебная власть приобретает универсальный характер, поскольку становится участником осуществления  всех функций государства и в  то же время она приобретает независимость  по отношению к другим ветвям власти. Независимая судебная власть является центром правового государства  и конституционализма, главной гарантией  свободы народа.19

Правосудие обеспечивает обществу разрешение всех конфликтов между людьми и государством без  насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже представляет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом  и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения  возможно только через суд, и при  этом он будет иметь возможность  защищаться от обвинений, пользоваться демократическими процессуальными правами.

Большая и труднейшая проблема для любой демократической судебной власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Демократическое устройство судебной системы выработало определенные принципы, способные исключить или хотя бы ослабить политическое давление на судебную власть.

Суды разрешают социальные и политические конфликты только в строго юридических формах. Во всех демократических государствах роль судов признается незаменимой и постепенно возрастает. Наряду с судами общей юрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция, конституционные суды. Функции судебной власти помогают становлению институтов демократии и свободы.

В Российской Федерации граждане еще не имеют доверия к судебной власти, не рассматривают суд, как  защитника. Этому способствует не укомплектованности судейского корпуса, недостаточное финансирование судов и юридическая подготовка многих судей. До сих пор в стране не завершена судебная реформа, не приняты многие необходимые законы в области судопроизводства. Но в целом судебная власть приобрела демократическую направленность и формы, способствуя становлению правового демократического государства и созданию надежной защиты прав и свобод граждан.

 

Выводы по разделу II:

  1. Судья - лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судья со стажем работы не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. По закону он может быть привлечен на работу в качестве судьи. Заработная плата судьи не уменьшается в течение всего времени пребывания его в должности.
  2. Статус судей - это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.
  3. Судья несменяем. Он не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия. По решению соответствующей квалификационной коллегии, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены.
  4. Судья неприкосновенен - он обладает неприкосновенностью личности, занимаемых им жилых и судебных помещений, транспортных средств, документов, иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.
  5. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей.

 

Судебная практика:

Верховный Суд поддержал  Судебный департамент в вопросе  выплаты судьям компенсаций за съемное  жилье. Правила выплаты компенсаций за съем жилья, положенных мировым судьям и судьям судов общей юрисдикции, регламентируются положением, утвержденным приказом Судебного департамента при ВС РФ от 30.09.2009 № 181. Их размер рассчитывается исходя из нормы площади жилья на одного человека и стоимости найма, которая определяется Росстатом.

Именно эту норму и  попытался оспорить в Верховном  Суде РФ судья Балтийского флотского  военного суда Владимир Грибанов. Он считает, что судьи должны получать возмещение исходя из фактических затрат за съем жилья, которые могут оказаться больше положенного по нормативам. Неправомерным кажется, ему и требование предоставлять председателю суда или в Судебный департамент копию свидетельства о временной регистрации в снимаемом жилье. По его мнению, ее «отсутствие не может служить основанием для отказа в компенсации судье расходов», а «действующее законодательство не предоставляет полномочий какому-либо федеральному органу устанавливать основания, порядок и размеры выплаты судье компенсации на наем (поднаем) жилых помещений, соответственно Судебный департамент при ВС РФ был не вправе его устанавливать».

Судебный департамент  при ВС РФ не согласился с этими претензиями, отметив, что требования документа «соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Судебного департамента и не нарушают право судьи на компенсацию расходов».

Судья ВС РФ Николай Романенков, рассматривавший это гражданское дело в первой инстанции, не нашел оснований для удовлетворения заявления. Он обратил внимание на то, что требование о предоставлении копии свидетельства о временной регистрации соответствует действующему законодательству. Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит норму, согласно которой граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. Вместе с тем, «из содержания положения не следует, что отсутствие регистрации по месту пребывания является основанием для отказа судье в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения».

Также судья ВС констатировал, что законы «О статусе судей в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» не предусматривают компенсации расходов в размере фактически понесенных судьей затрат. И сделал вывод, что «доводы заявителя, по сути, направлены на внесение дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт, что относится к исключительной компетенции органа, его издавшего».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, судья Грибанов подал кассационную жалобу, но и в Кассационной коллегии ВС РФ не нашел поддержки.

 

Заключение

Сделаем выводы по результатам проведенного исследования.

  1. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
  2. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне.
  3. Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда - признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений.
  4. Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации - с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.
  5. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти. Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.
  6. К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
  7. Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
  8. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей.
  9. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.
  10. Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». 
  11. Принцип осуществления правосудия только судом, существующий в России - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций.
  12. Конституция РФ устанавливает, что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. 
  13. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  14. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд, и не подлежит уголовной ответственности.
  15. Таким образом, проведенный анализ показывает, что для продолжения судебной реформы и выполнения поставленных задач необходимо:

Информация о работе Судебная система и статус судей в РФ