Судебная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблем судебной власти обусловлена прежде всего той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве. Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2


1. Конституция – основа судебной власти………………………………………4

2.Основные положения судебной системы РФ……………………………........7

3. Конституционный суд РФ……………………………………………………10

4. Верховный суд РФ…………………………………………………………….13

5. Арбитражный суд РФ…………………………………………………………15


Заключение………………………………………………………………..17


Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

      Введение…………………………………………………………………….2 

1. Конституция – основа судебной власти………………………………………4

2.Основные положения судебной системы РФ……………………………........7

3. Конституционный суд РФ……………………………………………………10

4. Верховный суд РФ…………………………………………………………….13

5. Арбитражный суд РФ…………………………………………………………15 

      Заключение………………………………………………………………..17 

      Список  использованной литературы…………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Актуальность  проблем судебной власти обусловлена прежде всего той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве. Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.

      Судебная  власть организационно воплощается  в судебной системе. Значимость проблемы организационного построения системы  органов, реализующих судебную власть, проявилась в частности, в том, что согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ такая система должна устанавливаться Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, принятие которого происходит в особой более усложненной процедуре (ст. 108 Конституции РФ).

      Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

      От  деятельности судебных органов зависят  многие процессы в стране – как  уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому  данная работа имеет цель исследовать  структуру судебной системы Российской Федерации, а также выяснить, насколько эффективно эта система действует.

      В Конституции РФ в статье 10  указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной  и исполнительной власти. Это позволяет  рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления.  Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

           Термин «судебная власть» употребляется  в разных значениях. Так, можно  говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие1.

            Статья 118 Конституции РФ  и ныне действующий закон о судоустройстве предусматривают, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и экономические дела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Конституция –  основа судебной  власти

 

    Так как в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.

    Судебная  власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что  судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается2.

    В систему органов правосудия Российской Федерации входят: Конституционный  Суд Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В систему органов правосудия входят и военные суды.

    В гл.7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями  могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.

    Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ).

    В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.

    Согласно  ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

    В Конституции РФ закреплен принцип  несменяемости судей. Полномочия судьи  могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

    В соответствии со ст. 123 Конституции  РФ разбирательство дел во всех судах  открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

    Финансирование  судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления  правосудия в соответствии с федеральным  законом.

    Ряд принципиальных положений, относящихся  к осуществлению правосудия, содержится в нормах гл.2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». К их числу можно отнести закрепление: равенства перед законом и судом (ст.19); права на жизнь и исключительный характер смертной казни (ст.20); охраны достоинства личности и запрета на пытки, насилие, жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (ст.21); права на свободу и личную неприкосновенность (ст.22); неприкосновенности жилища (ст.25); охраны права частной собственности (ст.35); государственной защиты прав и свобод (ст.45); судебной защиты прав и свобод (ст.46); права на рассмотрение дела в том судье и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47); права на гарантированную квалифицированную юридическую помощь (ст.48); права на помощь адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48); презумпции невиновности (ст.49); запрета на повторное осуждение за одно и тоже преступление; запрета на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; права на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также права на помилование или смягчение наказания (ст.50); положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников (ст.51); права потерпевших на защиту от преступлений и злоупотреблений властью и компенсацию причиненного ущерба (ст.52); права на возмещение вреда (ст.53); запрета обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54) и др.

    Вопросы организации судебной власти и осуществления правосудия регулируются федеральными законами. Их содержание будет подробно рассматриваться в ходе изучения таких дисциплин как «правоохранительные органы», «уголовный процесс», «гражданский  процесс» и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ 

      В настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:

      1. Конституционная  юстиция.

      1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. 
 
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

      а)        федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации;
      б)        конституций республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
      в)        договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;
      г)        не  вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

        
3. Конституционный Суд Российской  Федерации разрешает споры о  компетенции:

      а)        между федеральными органами государственной  власти;
      б)        между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;
      в)        между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

        
4. Конституционный Суд Российской  Федерации по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. 
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. 
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. 
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

      2.Верховный  суд РФ. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

      3.Высший арбитражный суд РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Судебная система РФ