Сущность и социальное назначение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

Что же такое государство? У него существует множество определений. Рассмотрим некоторые из них. Государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые уникальные возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Содержание

1. Введение …………………………………..……………..…….…….……………......3
2. Определение государства ...………………………………………..…….….………..3
3. Сущность государства ...………………………………………………..….…………7
4. Социальное назначение государства ...………………………..………..….………10
5. Заключение ...………………………………………….…………………….……….13
6. Литература ...………………………………………….……….…………….……….14

Работа содержит 1 файл

Сущность и социальное назначение государства.docx

— 39.81 Кб (Скачать)

     Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно  в организующую силу общества, которая  выражает и охраняет личные и общие  интересы его членов.

     Частная собственность, ставшая объективным  фактором возникновения государства, является и постоянным спутником  в процессе его развития. По мере усовершенствования общественной жизни  становятся разнообразнее и формы  собственности, в том числе и  частной. Собственность меньшинства  постепенно превращается в собственность  большинства. В результате революционных  и эволюционных преобразований отношений  собственности изменяется и социально-экономическая  сущность государства, его цели и  задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала приобретать  новые качественные черты и частная  собственность, то есть собственность  индивида.

     В современном государстве частная  собственность становится не столько  государственным, сколько общественным институтом, который находится под  государственной защитой. Государство  стимулирует и охраняет ту собственность  индивида (индивидов), которая органически  включается в общую экономическую  систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие. Всеобъемлющая государственная  собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем.

     Государство как историческое явление имеет  двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является “организатором “общих дел”, вытекающих из природы всякого общества”. Объективность данного вывода не подлежит сомнению. Какое же из названных свойств государства является основным? Марксистское учение о сущности государства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала [6].

     Однако  реальность человеческого бытия  внесла существенные коррективы в соотношение  “классовых” и “общих” задач  государства.

     С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение  сущности государства как организации  классового господства, с другой —  расширение и обогащение тех объективных  его свойств, которые характеризуют  государство как организацию  всего общества. Под влиянием процессов  прогрессивного общественного развития сокращается “отрыв” государства  от народа, происходит “приближение”  его к коренным интересам и  потребностям общества и личности. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу [4].

  1. Социальное назначение государства

     Социальное  назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно  ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства  вообще, отвлекаясь от тех исторически  преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

     В середине XX века возникает ряд теорий (“государство всеобщего благоденствия”, “плюралистическая демократия”, “правовое государство” и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках “закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.).

     Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для  данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения  на социальное назначение государства.

     Вместе  с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства [6].

     Марксистско-ленинское  представление о государстве  как орудии классового господства в  нашей науке до последнего времени  считалось единственно верным и  научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным  испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод  К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в “полугосударство” опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об “истинности” и “универсальности” теории классового государства.

     Приверженность  лишь одной из возможных гипотез  общественного развития, которую  отстаивала марксистско-ленинская  наука (кризис и загнивание капитализма; империализм как канун, преддверие социалистической революции), не позволила  в последующем увидеть серьезных  изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные  потрясения, постепенно укрепился и  значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально  внедрить прогрессивные идеи общественного  развития в практику.

     Значительно углубились демократизм общественной жизни, начала равенства и социальной справедливости, свобода личности. Общество, которое сформировалось в  развитых странах Западной Европы и  Азии после второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно  существенно отличалось от “капиталистического” общества времен Маркса и Энгельса и “империалистического”, которое  изучал Ленин [7].

     Какие же изменения претерпело государство?

     Будучи  по-прежнему главной управляющей  системой общества, государство начинает все более превращаться в орган  преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов  различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые  бы поддерживались различными общественными  слоями. В деятельности государства  на первый план начинают выступать  такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

     Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя  деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей  с другими государствами.

     Все это дает основать охарактеризовать современное цивилизованное государство  как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме) [8].

  1. Заключение

     Итак, государство — социальный институт всего общества, оно выполняет  многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность  последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными  делами, в обеспечении порядка  и общественной безопасности. Государство  противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной  сути государство — явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции. 
 
 
 

6. Литература

  1. Теория государства и права. Учебник для вузов / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2004. – 640 с.
  2. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – 771 с.
  3. Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2000. – 320 с.
  4. Хропанюк, В.Н Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Юристъ, 2003. – 456 с.
  5. Морозова, Л.А. Теория государства и права. Учебник / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.
  6. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права. Учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма – Инфра-М, 2001. – 539 с.
  7. Политология: курс лекций / отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2003. – 530 с.
  8. Теория государства и права / отв. ред. Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. – М.: Питер, 2004. – 360 с.

Информация о работе Сущность и социальное назначение государства