Сущность и типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.
Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:
 раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;
 рассмотреть основные признаки государства;
 определить типологию и форму российского государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Экономический строй, политическая власть и государство………………………………………………………………………...5
2. Сущность и понятие государства. Классовое и общечеловеческое в государстве………………………………………………………………………...9
3. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений классового общества………………………………………………12
4. Исторические типы государства. Формационный и цивилизационный подходы…………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

тгп курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Итак, полагаю, что всеобъемлющая схема в истории не лишена смысла, если с ее помощью выражается действительное историческое единство. Даже если тенденция к единству – всего лишь одна из линий в истории, упустить ее мы не имеем права.

Справедливо констатируя ограниченность формационного подхода, особенно в изучении стран Востока, в качестве альтернативы предлагают «цивилизационный» подход, как правило, ссылаясь на А. Тойнби. Тойнби не претендовал на создание собственного исторического метода. Он не сомневался в том, что мысль всегда движется от накопления фактов к их упорядочиванию. «Этот ритм носит всеобщий характер. Чередование накопления фактов и их интерпретации происходит в физике. Не является исключением в этом смысле и историческая наука».[1] Другими словами, Тойнби признавал, что придерживается эмпирического метода, считая его единственно возможным методом изучения истории.

Принципиальная ограниченность эмпирического метода вскрыта еще Д. Юмом. Правда, сам он рассчитывал обосновать неправомерность постановки вопроса об объективном существовании вещей, но в действительности доказал, на мой взгляд, нечто иное, а именно: с помощью привычных для него эмпирических приемов исследования возможно только описание действительности, но не постижение ее сущности.

Обнаруженная ограниченность эмпиризма, как известно, послужила одним из оснований для возникновения классической немецкой философии и, в конечном счёте, для разработки Гегелем теоретического метода восхождения от абстрактного к конкретному в противовес апелляции эмпиризма к чувственно конкретному с последующим обобщением.

Другими словами, рационалистическая диалектика показала, что эмпирический метод годится для преднаучной стадии изучения объекта, на которой эмпирический материал собирается и обобщается и цель которой – выработать начальную теоретическую абстракцию, но не приго­ден для теоретического осмысления объекта. Следовательно, он приемлем, когда нужно составить общее представление о любом предмете, но не предназначен для адекватного постижения ни одного из них. Значит, нет оснований надеяться, будто в исторической науке эмпирический метод даст больше того, на что он способен.

Слабым звеном эмпиризма явилась его неспособность объяснить, откуда берется основание для обобщения и упорядочивания накопленных фактов, что было подмечено рационалистами XVII–XVIII веков.

Ссылка на то, что догматизированный материализм не оправдал себя в истории, требует отказа от дог­матизированного материализма, а не от материалистического взгляда вообще.

Мировоззренческая позиция отнюдь не определяется используемым методом, поэтому с его помощью невозможно ни обосновать какую бы то ни было мировоззренческую позицию, ни тем более опровергнуть.

Итак, формационный подход высвечивает ограниченную, но сущест­венную сторону становления единой всемирной истории.

Признавая ограниченность формационного подхода, положение можно легко исправить, дополнив формационный подход «цивилизационным», но не следует допускать их противопоставления. Позитив­ные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

В рамках традиционной логики единый подход к истории выражает не столько претензию на истинность, сколько признание единства истории. Задача исследователя по-прежнему состоит не в том, чтобы навязывать истории понравившийся ему метод, а в том, чтобы выработать метод, адекватный изучаемому объекту.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство, основной институт политической системы классового общества, осуществляющий  охрану его монополий, но и осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры. Государство обладает монополией на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что Государство носит классовый характер, но его деятельность охватывает и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Прежде всего, вопреки утверждениям коммунистов, жестко привязывающих возникновение государства к появлению классов и считающих само государство продуктом далеко зашедших классовых антагонизмов, подобной неразрывной связи нет. Исторически государство зарождается и формируется задолго до возникновения классов, причем как следствие не классовых, а более "полифонических" общественных потребностей, как результат спроса всего общества на сознательное и силовое решение насущных проблем, как ответ на необходимость сознательно, в том числе и с помощью средств принуждения, осуществлять опре­деленные общественные функции, без реализации которых оказывается невоз­можным общественный прогресс. Теоретики классового происхождения государ­ства выводят возникновение Государства из классовой структуры общества и его антагонизмов. Но это противоречит существу так называемого азиатского спосо­ба производства, многочисленным фактам истории (например, возникновению государств Африки), ибо в действительности потребности сознательного управ­ления общественными делами с использованием принуждения имеет гораздо более широкие основания, а применение здесь принуждения было необходимо не в связи с противоречиями более позднего вида материального производства – воспроизводства средств жизни и средств труда и происшедшим здесь возникно­вением частной собственности и эксплуатации, а гораздо раньше, в связи с проб­лемами более древнего вида материального производства – воспроизводства самого человека.

На разных исторических этапах в качестве условий, ради соблюдения которых и существует государство, выступают разные обстоятель­ства. Одними из первых таких условий были принудительное запрещение инцес­та (кровосмешения) и межплеменной обмен женщинами во имя воспроизводства рода, доклассовыми были и обстоятельства, связанные с созданием и поддержа­нием ирригационных сооружений для блага земледелия и сохранения среды оби­тания. Позже на первый план выступает защита частной собственности и недопущение того, чтобы возникшие классы "пожрали общество в бесплодной борьбе", а затем уже смысл существования государства обусловливается всей совокупностью причин, требующих поддержания цивилизационного порядка, пра­ва и т.д.

Очевидно, что; государство, возникшее в древности, прошло свой, ни с чем не сравнимый исторический путь. Круто менялись (хотя порой лишь видоизменялись) причины, лежавшие в фундаменте его существования. Отмирали одни госу­дарственные функции, возникали другие. То, что на одних этапах поддержива­лось насилием, на других превращалось в нормальную норму и привычку. Под юрисдикцию государства попадали новые сферы, а внутри него одни обществен­ные силы приходили на смену другим. Нет ничего удивительного в том, что в антагонистическом обществе государство, продолжая выполнять общезначимые функции по поддержанию порядка, как правило, является организацией экономи­чески самого могущественного класса, получающего в лице государства новое – политическое – орудие своего господства. Но особенно важно то, что именно с возникновением государства как раз и возникает сама политика, политические отношения. Ведь ядром политики, как особой сферы человеческой деятельности, как раз и является "завоевание и использование государства, политической вла­сти, определение форм и задач их деятельности. За многие столетия и тысячелетия существования, качественных преобразо­ваний и совершенствования государства сменились не только тысячи поколе­ний – пришли и ушли целые общественно-экономические формации со своими ведущими общественно-политическими силами, классами, протагонистами и со своими весьма жизненными неодинаковыми проблемами. Цари и короли, импера­торы и фараоны, диктаторы и демократы, цезари и консулы, мудрецы и прохо­димцы, каждый по-своему – в зависимости от существовавшей политической системы и утвердившегося политического режима – но всегда настойчиво и неизменно стремились захватить, удержать и укрепить государственную власть как важнейший, решающий рычаг своего господства.

Но государство в своей истории было не только легкой (или нелегкой) добы­чей борющихся протагонистов, стремившихся к тому, чтобы, захватить государст­венную власть, приспособить государственную политику к своим нуждам. Не раз случалось и так, что само государство, созданное обществом для осуществления своих (общественных) интересов, в лице госаппарата становилось над общест­вом, подчиняло и закабаляло его.

Есть ли предел у этого противоборства, и всегда ли будут противостоять друг другу общество и государство? Если обществу хватит ума и умения самому управлять своими делами, не прибегая к помощи особых групп - людей, то может наступить период безгосударственного самоуправленческого развития общества.


Список литературы

1.      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2.      Байтин М.И. Правовое государство: понятие, принципы, формирование // Вестник СГАП. 1995. № 2.

3.      Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3.

4.      Байтин М.И. Понятие государства: сущность, назначение, основные признаки и определение // Вестник СГАП. 2002. № 3.

5.      Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.

6.      Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

7.      Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

8.      Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. № 7.

9.      Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

10. Захаров А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2.

11. Зуев В.И. «Власть» в системе политологических категорий // Советское государство и право. 1992. № 5.

12. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1.

13. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39.

14. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 1990. № 10.

15. Макаров О.В. Гражданское общество и правовое государство // Правоведение. 1993. № 3.

16. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3.

17. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

19. Малько А.В., Матузов Н, Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ – 2001.

20. Радько Т.Н. О понятии и социальном назначении государства // Вопросы теории государства и права. Саратов, 2001. Вып. 3(12).

21. Самыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.

22. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретические вопросы. Барнаул, 2000.

23. Степанов И.М. Диалектика общечеловеческих и классовых ценностей в конституционном процессе // Советское государство и право. 1990. № 1.

24. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.

25. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 2000.

26. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. № 1.

27. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2.

28. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2.

 

 

 

 

2

 



[1] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства.  Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.

2   Малько А.В., Матузов Н, Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ – 2001.

 

[2] 

[3] Магме К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 302.

 

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

 

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 297. Термин «политика» с пер. с греч. – государственный, искусство управления государством, участие в делах государства.

 

 

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

[7] Дмитриев 10. Л. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. № 7. С. 34.

 

[8] Малько А.В., Матузов Н, Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ - 2001,

 

 

[9] Малько А.В., Матузов Н, Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ - 2001

2 Рассловов М.М., Лучин В.О., ЭбзеевБ.С. Теория государства и права.  Учебник.  - М.: Закон и право, 2000.

 

[10] 

[1] Лившиц Р. 3. Государство и право в современном обществе: необ­ходимость новых подходов//Сов. гос-во и право. 1990. № 10.

[11] Лившиц Р.3. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 1990, № 10.

[1] М. Вебер.

[1] Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.


Информация о работе Сущность и типология государств