Сущность, общие признаки, причины возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 48.32 Кб (Скачать)

Сущность, общие признаки, причины возникновения государства  

Правовое социальное государство и гражданское общество: понятие, отличительные признаки, тенденции  развития  

Список литературы 

Сущность, общие признаки, причины возникновения государства 
 

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется  основное содержание политики. Сам  термин "государство" обычно употребляется  в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая  на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному  народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до ХУ11 в. государство  обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства  использовались многие конкретные термины: "полития", княжество", "королевство", "империя", "республика", "деспотия", "правление" и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства  отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения  любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный  Термин "stati" и занялся исследованием  реальной организации государства. 

Четкое разграничение  государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях  государства Гоббсом, Локком, Руссо  и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются  не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и  неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного  взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей  безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. 

В современной науке  государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими  организациями; партиями, профсоюзами  и т.п. Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между  собой. И все же они имеют некоторые  черты, которые в большей или  меньшей степени присущи :каждому  из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. 
 

Общими для государства  являются следующие признаки: 

1. Отделение публичной  власти от общества, ее несовпадение  с организацией всего населения,  появление слоя профессионалов - ynравленцев. этот признак отличает  государство от родоплеменной  организации, основанной на принципах  самоуправления. 

2. Территория, очерчивающая  границы государства. Законы и  полномочия государства распространяются  на людей, проживающих на определенной  территории. Само оно строится  не по кровно-родственному или  религиозному признаку, а на основе  территориальной и, обычно, этнической  общности людей. 

3. Суверенитет, т.е.  верховная власть на определенной  территории. В любом современном  обществе имеется множество властей:  семейная, производственная, партийная  и Т.д. Но высшей властью,  решения которой 

обязательны для  всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит  право на издание законов и  норм, обязательных для всего населения. 

4. Монополия на  легальное применение силы, физического  принуждения. Диапазон государственного  принуждения простирается от  ограничения свободы до физического  уничтожения человека. Для выполнения  функций принуждения у государства  имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, , службы безопасности, суд,  прокуратура. 

5. Право на взимание  налогов и сборов с населения.  Налоги необходимы для содержания  многочисленных служащих и для  материального обеспечения государственной  политики: оборонной, экономической,  социальной и т.д. 

6. Обязательность  членства в государстве. В отличие,  например, от такой политической  организации, как партия, пребывание  в которой добровольно и не  обязательно для населения, государственное  гражданство человек получает  с момента рождения. 

7. Претензия на  представительство общества как  целого и защиту общих интересов  и общего блага. Ни одна другая  организация, кроме разве что  тоталитарных партий и государств, не претендует на представительство  и защиту всех граждан и  не обладает для этого необходимыми  средствами. Определение общих признаков  государства имеет не только  научное, но и практическое  политическое значение, особенно  для международного права. 

Государство - субъект  международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства  те или иные организации признаются субъектами международного права и  наделяются соответствующими правами  и обязанностями. 

Причины возникновения  государства 

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:  

- развитие общественного  разделения труда, выделение управленческого  труда в целях повышения его  эффективности в специальную  отрасль и образование для  этого специального органа - государства; 

- возникновение частной  собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния  этих факторов, большинство современных  ученых все же не связывают  существование государства непосредственно  с возникновением частной собственности  и классов. В некоторых Странах  его образование исторически  предшествовало и способствовало  классовому расслоению общества. В ходе исторического развития  по мере стирания классовых  противоположностей и демократизации  общества государство все более  становится надклассовой, общенациональной  организацией; 

- завоевание одних  народов другими (Ф. Оппенгеймер,  Л. Гумплович и др.). Влияние  завоеваний на образование и  развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто  более важные факторы; 

- демографические  факторы: Изменения в воспроизводстве  самого человеческого рода: рост  численности и плотности населения,  переход народов от кочевого  к оседлому образу жизни, а  также запрет кровосмешения и  упорядочение брачных отношений  между родами. 

- психологические  (рациональные и эмоциональные)  факторы. 

Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают  страх перед агрессией со стороны  других людей, опасение за жизнь и  имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к  соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше  обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития. 

Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в  Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло  повлечь за собой его изгнание. 

Под прямым влиянием теории "общественного договора" создавалось американское государство - США. И все же, несмотря на эти  и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и  общества органу, а в ходе длительного  естественно исторического развития общества; 

- антропологические  факторы. Они означают, что государственная  форма организации коренится  в самой общественной природе  человека, ее развитии. Еще Аристотель  утверждал, что человек как  существо в высшей степени  коллективное может существовать  только в рамках определенных  форм общежития. Государство,  подобно семье и селению, "есть  естественная форма общежития". Оно возникает В результате  развития человеческой природы  и с помощью права вносит  в жизнь людей справедливые, нравственные  начала. Идеи Аристотеля используют  современные естественно исторические  концепции государства, которые  рассматривают его как органически  присущую человечеству на определенной  стадии развития форму общежития,  без которой общество обречено  на деградацию и распад. Некоторые  сторонники антропологического  объяснения сущности государства  утверждают, что в его основе  лежит не только социальная  природа человека, но и его  прирожденное несовершенство, проявляющееся  в невозможности индивидуального  существования, а также в агрессивности  и конфликтности. 

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные  земли и Т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает  и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых  едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего. 

Исторические тенденции  в развитии государства 

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. С  точки зрения особенностей взаимоотношений  государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно  выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный, а также промежуточные  стадии, причудливо сочетающие черты  традиционных и конституционных  государств, например тоталитарная государственность. 

Традиционные государства  возникли и существовали преимущественно  стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие  всех людей, не признавали личность как  источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства  являлись монархии. 

Конституционное государство  является объектом сознательного человеческого  формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим  регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его  экономическую, культурную, религиозную  и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу  личности. 

В целом конституционный  этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и  гражданам, с юридической очерченностью  полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием  институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции. 

Сам термин "конституция" в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином "реальная конституция", восходит к Аристотелю, который в  своей знаменитой "Политике" трактовал  конституцию как "определенный порядок  для жителей одного государства". 

Иными словами, реальная конституция - это государственный  строй, устойчивая модель государственной  деятельности, определяемая тем или  иным ценностно-нормaтивным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит  форму свода законов, присущего  современным государствам. Он может  иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых  традиций, которым подчиняются текущие  законы государства. Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое  и не связывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху  Просвещения. 

Во втором, наиболее распространенном значении термин "конституция" - это свод законов, юридический или  нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных  в специальном правил (законов), которые  определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации  и функционирования. 

Конституция выступает  как бы текстом" общественного  договора", заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего  его деятельность. Она придает  государству необходимую легитимность. 

Информация о работе Сущность, общие признаки, причины возникновения государства