Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:51, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение теории бюрократии М. Вебера, её анализ и возможности её применения. Важнейшими моментами будет изучение и рассмотрение двух бюрократических концепций, предложенных М. Вебером.
     Для этого были решены следующие задачи:
1. Изучить  работы М. Вебера и других  исследователей по данной теме.
2. Рассмотреть  бюрократию как один из типов  господства и провести сравнительный  анализ теорий патримониальной  и рациональной бюрократии.
3. Рассмотреть  роль бюрократии в общественной  жизни и управлении государством.
     Важно 
учитывать также то обстоятельство, 
что сословное господство не является 
бюрократическим. Полная апроприация 
средств управления чиновниками 
означает децентрализацию 
     Парадокс 
патримониальной бюрократии заключается 
в том, что, коль скоро она представляет 
собой централизованную структуру, 
она не обладает реальной властью, являясь 
послушным орудием 
     Итак, 
понятие "патримониальная бюрократия" 
в работах Вебера обозначает, по-видимому, 
не идеальный (чистый) тип, а лишь конкретные 
примеры управленческих структур, обладающих 
определенными рациональными 
Историческими 
примерами относительно высокоразвитых 
форм бюрократического управления в 
условиях патримониального государства 
служат Веберу бюрократии, существовавшие 
в Древнем Египте, в поздней 
Римской и Византийской империях, 
в Китае, а также в Западной 
Европе в эпоху абсолютизма. Однако 
основное внимание немецкий социолог 
уделял двум последним из этих примеров. 
Если в западных государствах произошел 
переход от патримониального господства 
к легально-рациональной бюрократии, 
в Китае, по мнению Вебера, существовал 
наиболее типичный образец патримониальной 
бюрократии, которая добилась господствующего 
положения в обществе, но при этом 
не трансформировалась в рациональную 
бюрократию современного типа 13.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Понятие 
"рационализация" являлось основным 
понятием анализа современного капитализма, 
предложенного Максом Вебером, обозначая 
множество взаимосвязанных 
Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:
1. В 
области экономической 
2. В 
религии – развитие теологии 
интеллектуальной стратой, 
3. В 
области права – вытеснение 
практики выработки законов на 
основании произвольного 
4. В 
политике – уход в прошлое 
традиционных норм 
5. В 
области морали – больший 
6. В 
науке – снижение роли 
7. В 
обществе в целом – 
     Таким 
образом, понятие рационализации являлось 
частью веберовской концепции 
     В 
результате в Европе возник новый, никогда 
не существовавший прежде и потому 
не имеющий аналогий в истории 
тип общества, который современные 
социологи называют индустриальным. 
Все прежде существовавшие типы обществ 
в отличие от современного Вебер 
называет традиционными. Важнейший 
признак традиционных обществ – 
это отсутствие в них господства 
формально-рационального 
В своем учении о формальной рациональности и об отличии именно в этом отношении современного типа общества от традиционных обществ Вебер не оригинален: то, что он обозначил как формальную рациональность, было в свое время открыто Марксом и выступало у него в качестве понятия "абстрактного труда". Правда, это понятие играет в структуре марксовой мысли другую роль, нежели формальная рациональность у Вебера, но влияние Маркса на Вебера в этом в этом пункте не подлежит сомнению. Этого влияния, впрочем, Вебер никогда не отрицал. Более того, он относил Маркса к тем мыслителям, которые наиболее сильно воздействовали на социально-историческую мысль XX века.
Учение о формальной рациональности – это, по существу, веберовская теория капитализма. Необходимо отметить тесную связь между веберовской метрологией, в частности теорией социального действия и выделением типов действия, с одной стороны, и его теорией генезиса капитализма – с другой. На самом деле Вебер подчеркивал, что при создании идеально-типической конструкции исследователь руководствуется, в конечном счете "интересом эпохи", которая и задает ему "направленность взгляда". Эпоха поставила перед Вебером в качестве центрального вопрос о том, что такое современное капиталистическое общество, каково его происхождение и пути развития, какова судьба индивида в этом обществе и как оно реализовало или реализует в будущем те идеалы, которые в XVII и XVIII вв. были провозглашены его идеологами как "идеалы разума". Характер вопроса предопределил методологический инструментарий Вебера. Был создан тип "социального действия", в частности целерационального действия, который послужил точкой отсчета для конструирования других типов действия. Характерно, что сам Вебер считал наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия поведение индивида в сфере экономической. Не случайно примеры целерационального действия Вебер приводит, как правило, из этой сферы: это или обмен товаров, или конкурентная борьба на рынке, или биржевая игра и т.д. Соответственно, когда речь заходит о традиционных обществах, Вебер отмечает, что целерациональный тип действия там встречается преимущественно в сфере хозяйственной.
     Вопрос 
о судьбах капитализма 
     Рациональная 
бюрократия характеризуется Вебером 
в ходе анализа легального господства. 
Отличительной чертой этого типа 
господства служит наличие системы 
формальных правил, регулирующих деятельность 
управленческого персонала. Эти 
формальные правила могут быть изменены 
в соответствии с принятыми процедурами. 
Если при традиционном господстве возможности 
создания новых законодательных 
норм ограничены священной традицией, 
то при легальном господстве не существует 
каких-либо ограничений для 
Предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. При этом глава политического союза также подчинен формально-правовым нормам. На смену принципу личной преданности, имеющему центральное значение при традиционном и харизматическом господстве, приходит ориентация на безличный порядок. Как отмечает Э. Геллнер: "Лояльный член либерального гражданского общества в известном смысле убежден в его условной легитимности, признает необходимость его защищать и соблюдать установленные в нем законы - даже если он пытается их изменить. Но он не обожествляет структуры власти и не испытывает священного трепета перед теми, кто стоит выше по социальной лестнице"19.
Необходимо отметить, что легальное господство не имеет какого-либо ценностного фундамента, представляя собой чисто "функциональный, то есть свободный от всяких содержательных (ценностных) моментов тип управления" 20. Само по себе легальное господство не обладает в глазах подчиненного ему населения достаточной легитимностью. Поэтому Вебер считал, что этот тип господства должен быть дополнен традиционными или харизматическими элементами. Впрочем, в эмпирической реальности легальное господство и не существует в чистом виде, неизменно проявляясь лишь в сочетании с каким-то иным типом.
Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:
1) должностные 
обязанности исполняются на 
2) эти 
обязанности разделены между 
функционально различными 
3) должности 
образуют иерархию, в которой 
определены возможности 
4) правила, 
регулирующие деятельность 
5) ресурсы 
организации отделены от 
6) должностное лицо не может присвоить свою должность;
7) управление 
основывается на письменных 
8) легальное 
господство может принимать 
При легальном господстве с бюрократическим управленческим аппаратом лишь глава организации занимает свое положение в результате выборов, присвоения или наследования. По мнению М. Масловского этот аппарат состоит из чиновников, действующих в соответствии со следующими принципами:
1) они 
лично свободны и подчинены 
власти только в том, что 
касается их безличных 
2) они 
организованы в четко 
3) каждая 
должность обладает строго 
4) чиновник 
занимает должность на основе 
добровольного договорного 
5) кандидаты 
отбираются на основании их 
специальной квалификации и 
6) вознаграждением 
служит постоянное денежное