Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить сущность, функции денег и их роль в рыночной экономике.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и происхождение денег;
- проанализировать виды денег;
- проанализировать функции денег;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

 То, что сегодня  в экономической теории обозначается  как «предложение», настолько  многообразно, что с трудом поддаётся  даже самой общей классификации.  В настоящее время в предложении  принято выделять пять групп  товаров (услуг):

  1. сырьё (ресурсы);
  2. товары производственного назначения ( оборудование и т. п.);
  3. труд (наёмный);
  4. капитал (производительный и денежный);
  5. товары потребительского назначения, в том числе:

         а) изделия длительного пользования  (автомобили, холодильники и т.  п.)

         б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика)

         в) услуги (действия, в ходе которых  достигается полезный эффект  – рестораны, туризм)

Состав предложения  постоянно меняется, объём увеличивается, обновляется, включая всё новые товары (информация, лицензия). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

    Аналогично  закону спроса в рыночной экономики  действует и закон предложения:  величина предложения (Q) находится в прямой зависимости от направления  изменения уровня цен (P). Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот – уменьшение величины предложения. Графически закон предложения выглядит следующим образом: 

Равновесия  денежного рынка. 

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя задаёт цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения – только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса,    т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продаётся и покупается. Рыночную цену называют ёще «ценой равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец ещё согласен продавать( по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить( по более высокой цене покупка убыточна). Механизм установления рыночной цены нам помогут уяснить рассмотренные ранее графики спроса и предложения. Дело в том, что оба эти графика качественно однородны. Эта однородность и позволяет нам совмещать оба графика:

Уровень пересечения  кривых спроса и предложения ( точка А) и определяет уровень рыночной цены. Это – действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая иная «точка» означает диспропорцию между платёжеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

 Предположим,  что цена отклонилась в пользу  спроса (точка В). По этой цене  число покупателей возрастает  за счёт тех лиц, которым была недоступна цена на уровне А. Следовательно, возрастает и величина спроса (к OD добавится DE). Но снижение рыночной цены (с OF до Ok) уменьшит число продавцов за счёт тех из них, кому эта цена недоступна, так как не оправдывает даже затраты. В результате возросшей величине спроса (OE) будет противостоять гораздо меньшая товарная масса (OL). Возникает хорошо известное нам явление товарного дефицита (на нашем графике он представлен отрезком LE) Из этого следует, что всякий раз, когда хотят угодить потребителям и искусственно – устанавливают более низкую цену, следствием такого «благодеяния» может быть только дефицит, разорение производителей «чёрный рынок». То же самое произойдет, если цена отклонится в пользу продавцов (точка С). В этом случае число продавцов возрастёт за счёт тех из них, кто имеет большие затраты. Следовательно, возрастает и величина предложения ( к  OD добавится DE). Но теперь повышение рыночной цены (с OF до OR) уменьшит число покупателей с (OD до OL) за счёт тех, кому эта цена недоступна. В результате возросшей величине предложения  (OE) будет противостоять гораздо меньшее платёжеспособное число покупателей (OL). Возникает относительное перепроизводство: товары есть, но по недоступной основной массе покупателей цене. Проигрывают, кстати, и производители, ибо при всём желании покупатели не способны приобрести больше, чем «OL».

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:

  1. монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу;
  2. административное регулирование цен;

Таким образом, при всём, казалось бы, необъятном диапазоне  возможных цен они в классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню.

Равновесная цена жестоко «зафиксирована» со всех сторон

а) по горизонтали  – преодоление искусственного дефицита или перепроизводства.

б) по вертикали  – стремление к достижению предельной выгодности.

Понимание сущности равновесной цены позволяет рассматривать все иные цены как аномалию; вот почему экономисты бесконечно носятся с равновесной ценой, влюблены в неё и видят свою задачу в создании условий, обеспечивающих в рыночной экономике систему стабильных равновесных цен.

  1. В модели классического рынка равновесная цена приобретает свойства «автомата»: конкурентно – свободный рынок посредством конкуренции внутри спроса и внутри предложения, а также между спросом и предложением способен «автоматически», самостоятельно установить равновесие цены и тем самым «автоматически» преодолевать перепроизводство или дефицит.
  2. Конкретные координаты точки равновесия на конкретном локальном рынке зависят от величины спроса и предложения на данный товар.
  3. Если точка равновесия на данный товар устанавливается соотношением ценоуправляемых величин спроса и предложения, то её перемещение в рамках равновесия определяется изменением и самого спроса, и самого предложения под влиянием неценовых рыночных факторов.

Самое неприятное для всех состоит в том, что точка равновесия может обнаружиться только на рынке, после производства, поэтому кто-то все равно останется «за боротом». Вот почему рыночный талант производителей и потребителей – «угадать»её. Точка равновесия – самая большая загадка в экономики, её анализом и предсказанием заняты все экономисты, в её непредсказуемости, заставляющей «крутиться» производителей и потребителей, - истоки жизни экономики. Государственный социализм самонадеянно омертвил эту точку своим «планированием». Между тем постоянное повышение эффективности, обеспечивающее запас рыночной прочности, - вот к чему вынуждает «блуждание» точки равновесия.


Информация о работе Теория государства и права как наука и учебная дисциплина