Теория правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Теория правового государства» не случайно. Развитие концепций «правового государства» всегда волновало, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Философы, юристы и историки, независимо от своих взглядов и научных убеждений, во все времена не обделяли своим вниманием философских и юридических проблем развития и существования правового государства, как практического института.

Содержание

Введение………....................................................................2
Зарождение и развитие идеи правового государства………..5
Формирование концепции правового государства…………..15
Понятие и основные признаки и принципы правового государства…………20
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина как принцип правового государства в современной России………..25
Заключение…………32
Список литературы………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.80 Кб (Скачать)

 

 

 

Оглавление 

 Введение………....................................................................2

  1. Зарождение и развитие идеи правового государства………..5
  2. Формирование концепции правового государства…………..15
  3. Понятие и основные  признаки и принципы правового государства…………20
  4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина как принцип правового государства в современной России………..25
  5. Заключение…………32

Список литературы………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  рассмотрению темы «Теория правового  государства» не случайно. Развитие концепций  «правового государства» всегда волновало, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Философы, юристы и историки, независимо от своих взглядов и научных убеждений, во все времена не обделяли своим  вниманием философских и юридических  проблем развития и существования  правового государства, как практического  института.

Для любого гражданина, а  тем более для юриста, основной закон страны, в которой он проживает, является  фундаментом принципов  правового поведения. Конституция  является отправной точкой при изучении и применении правового регулирования  общества.

В настоящее время в  соответствии со ст.1 Конституции РФ наша страна является демократическим  федеративным правовым государством с  республиканкой формой правления. Это  положение имеет важнейшее значение, поскольку устанавливает правовую доктрину Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции.

 

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных  условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством.

С практической точки зрения изучение явления правового государства  может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

На данный момент сложно сказать, что  на сегодняшний день Россия является правовым государством, так как права и свободы  человека в реальности не стали высшей ценностью.

Правовое государство  как определенная теоретическая  концепция и соответствующая  практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство" прочно утвердился и закрепился  в немецкой литературе в первой трети 19 века (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон  Моля и др.), и в дальнейшем получил  широкое распространение по всему  миру. Но гораздо раньше  сформировались различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности. Они  появились  уже в античном мире, а в дальнейшем  в условиях перехода от феодализма к капитализму, т.е.  к концу 17- начало 18 века.

Все теоретические концепции  правовой государственности разработанные  в трудах Д. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта, Г.В. Гегеля и  др. опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории, на исторически  сложившиеся общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Объектом исследования является правовое государство

Предмет исследования заключается  в анализе политикой и правовой мысли, которая  определяет понятие  и сущность правового государства, причины Зарождения и развитие идеи правового государства, Основы правового  государства ,формирование концепции правового государства,  признаки и принципы ,а также проблемных моментов, возникающие при построении правового государства в РФ.

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового  государства, показать историю развития этого понятия, дать определение  и обозначить признаки правового  государства. раскрыть понятие и принципы правового государства.

В данной курсовой работе были использованы следующие методы: сравнительный  метод, анализ, синтез, а так же различные  умозаключения, литературные источники, теоретический материал учебников  по теории государства и права .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Зарождение и развитие идей правового государства

Решая вопрос о понятии  и содержании правового государства  еще в начале XX в., известный русский ученый С.А. Котляревский писал в своей работе "Власть и право. Проблемы правового государства", что русское выражение "правовое государство" есть перевод немецкого слова Rechsstart, "которому нет вполне соответствующего слова ни во французском, ни в английском языке; и здесь и там приходится прибегать к описанию"1. Это слово, пояснял автор, "действительно обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература – научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемый им предмет – многочисленные попытки, так сказать, национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние немецкого духа"2.Однако в своей работе  он, а вместе с ним и другие авторы,  заметили что эти попытки совершенно не состоятельны и что "нет ничего ошибочнее, чем думать, что идея правового государства есть совсем особая немецкая принадлежность"3. Так как, во-первых, наряду с немецкими учеными проблемами правового государства в одно и то же время занимались также юристы Франции и других стран, которые вместе с немецким обществом "пережили одинаковые ступени развития". А во-вторых, не следует упускать из виду, что отдельные элементы как самого правового государства, так и его понятия возникли у других народов задолго до того, как они попали в поле зрения немецких исследователей.

Самую историю понятия  правового государства, писал в  связи с этим С.А. Котляревский, "можно  было бы продолжить в гораздо более  раннее прошлое, чем эпоха немецкого  конституционализма; ведь не нужно  доказывать, что это понятие существовало много раньше, чем для него было найдено соответствующее слово"4. Данное утверждение автора подтверждается многочисленными исследованиями.

Последние исследования показывают нам, что проблема правового государства всегда волновала прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности.  Их волновали такие вопросы как: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства

Вопросы правового государства  широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к  правовому государству заключается  не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках  путей ее  лучшего оформления и эффективного осуществления.

Зачатки теории правового  государства в виде идей гуманизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых  для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов  Древней Греции, Рима, Индии, Китая  и других стран Древнего мира.

Так,  например еще в  знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона :«Государство», «Политик», «Законы» и других проводилась  мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под  чьей-либо властью, неизбежна близкая  гибель государства. Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях»5.

Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается  чрезмерным рабством, есть наихудший  вид государственного устройства, где  царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон  — владыка над привилегиями, а  они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»6.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах  ученика и критика Платона, «величайшего мыслителя древности», как назвал его Маркс, Аристотеля. Именно ему, стоявшему  на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке «естественной  любви» к самому себе и развивавшего в противоположность Платону  взгляд на государство как на продукт  естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие его формы (в  виде семьи, селения и др.), принадлежат  крылатые слова о том, что «Платон  мне друг, но больший друг — истина».7

Выражая свое отношение к  государственной власти, праву и  закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может  быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному  подчинению, конечно, противоречит идее права»8. Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме  переплетаются гуманистические  воззрения и взгляды древнеримских  политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это  прослеживается в  работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя  Цицерона, таких, как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а  также в многочисленных произведениях  одного из крупнейших римских писателей  и философов эпохи Империи, Аннея  Сенеки.

Что такое государство? Чьим достоянием оно является? — спрашивал  Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение  многих людей, связанных вместе между  собою согласием в вопросах права  и общностью интересов»9. Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом не что иное, как «общий правопорядок». В основу же права он вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость.

Будучи глубоко убежденным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинный закон», он  рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им...»10.

Сформулированный Цицероном  правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные  граждане»11 является весьма важным фактором   в основе теории правового государства

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в  обществе особенно громко и требовательно  звучали в многочисленных трактатах  Сенеки. Особенно среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и др. Весьма показательны его выступления в защиту «говорящих орудий»12 — рабов

Подобные, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае. в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок»13, основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию», быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью»14.

Древние  гуманистические  мысли, государственно-правовые взгляды  и идеи передовых, прогрессивных  мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства. Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции  правового государства было еще  очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, который  измерялся  не  ни столетиями, а тысячелетиями. Но тем не менее начало, было положено.

Идеи правового государства  в эпоху феодализма

«В своей политико-правовой теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени»15 .  Цель государства он видел в возможности свободного  пользования имуществом  и обеспечения безопасности для каждого.  При рассмотрении вопроса о государственных формах   он отдавал предпочтение    республике, так как именно  республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден же  определяет  государство как «правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит»16. Задача государства, по  его мнению,  «состоит в том,  чтобы обеспечить права и свободы».

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли политико-правовые идеи таких философов-мыслителей, как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др.

Из этих политико-правовых учений можно выделить  наиболее важные положения в правовом государстве. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Он считал ,что правовые институты феодализма противоречат природе человека, поэтому выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума".  Целью государства считал «охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех»17. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, и  избрав её, обязан повиноваться правителям.

Информация о работе Теория правового государства